Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Кто наживается на дачных перевозках?

Кто наживается на дачных перевозках?

Кто наживается на дачных перевозках?
Несмотря на то, что за окном по колено снега, уже через месяц садоводы-огородники возьмут свои лопаты и грабли и будут выдвигаться в направлении дачных участков, большинство из которых находится или за пределами города или на его окраинах.

Поскольку в Чернигове огородами занимаются, как правило, пенсионеры, в очередной раз встанет вопрос о перевозках на садовые участки. Насколько нам известно, в управлении транспорта уже сегодня готовят распоряжение об открытии льготных перевозок по дачным маршрутам. Кстати, эти перевозки в Чернигове никогда для перевозчиков не были бесплатными. Но вот незадача: пассажиры ежегодно жалуются на качество перевозок, а перевозчики заявляют, что выделяемых на компенсацию затрат сумм не хватает на покрытие расходов. Давайте разберёмся, что же мы имеем на самом деле.



Распоряжение за 2012 год

Во сколько налогоплательщикам обходятся дачные перевозки

В прошлом году город компенсировал перевозчикам что-то около 2,5 млн. грн. Правда, в управлении транспорта и связи говорили о каких-то долгах за прошлые годы. Но, как бы там ни было, как минимум 2,2 млн. грн. на льготные перевозки к садовым участкам у города есть. Попробуем при помощи арифметики Пупкина просчитать, куда идут деньги.

Итак, город формирует 10 маршрутов, которые обслуживает 39 автобусов (льготных). Эти автобусы перевозят льготников только по вторникам и четвергам. Согласно решению исполкома автобусы перевозят пассажиров с 24 апреля по 20 сентября.

В «сухом остатке» имеем:
44 дня льготных перевозок при 39 автобусах на линии. И за это перевозчики получают 2,2 миллиона. Отсюда следует, что за день работы автобуса город платит:

2 200 000 : 44 : 39 = 1282 грн.

Предположим, что автобус работает на линии 8 часов. Тогда 1 час работы рейсового автобуса будет стоить:

1282: 8 = 160 грн.

Но, в прошлом году в ДП «Пассервис» автобус марки ПАЗ в индивидуальном порядке  можно было нанять за 120 грн.! То есть, получается, что город уже переплатил 40 грн. за каждый час работы автобуса. А это получается, бюджет теряет:

40 х 8 х 39 х 44 = 549 120 грн.


Фактически, 550 тыс. грн., то есть ЧЕТВЕРТЬ выделенной на перевозки суммы была использована непонятно куда. Но и это еще не все. Считаем дальше. Льготные маршруты реально работают не по 8 часов, а только перевозят 6 рейсов на каждом маршруте!

Мнение пассажиров (статья «В сфере дачных перевозок Чернигова имеются серьезные недостатки» от 27 Мая 2012):
– Проезд до Жавинки стоит 3 грн. – делится своими мыслями 66-летний Виталий Николаевич,  – так что нам с женой раз съездить обходится в 12 грн., а в месяц и все сто гривен. Должен сказать, что в этом году дачные перевозки привели в порядок по сравнению с прошлым годом. Но всё равно непонятно, почему в льготный день не все автобусы приняты городскими властями как льготные, не являются льготными, а только лишь 6 рейсов из 14-ти (в 7:02, 8:34, 10:06, 12:08, 16:06, 17:38 из Чернигова). Да и то, как видим и эти часто не приходят.

Получается, что город потерял не четверть стоимости перевозок, а куда больше. Но и это еще не все!
Мнение кондукторов:
– Наш автобус рассчитан на 23 сидячих и 19 стоячих мест. Это ПАЗ 32051. В льготные дни у нас ездит удлинённый ПАЗ на 30 сидячих и где-то 20 стоячих мест –  рассказывает о нюансах  своей работы кондуктор 18-го автобуса Светлана. – В обычный не льготный день мы перевозим 16-25 человек за один полурейс. В льготные же дни в автобус набивается 50-60 человек.  За весь день мы перевозим в среднем 200-250 человек платных пассажиров, а в льготные дни дополнительно ещё где-то 250 человек пенсионеров. Люди садятся в автобус и предъявляют свои пенсионные удостоверения, никаких билетов мы им не выдаём.

Можем предположить, что и на остальных маршрутах – такая же картина. То есть реальная стоимость часа работы автобуса, которую должен был компенсировать перевозчикам городской совет (поскольку перевозчики получают половину суммы от платного пассажира) должна быть 60-70 грн.! Таким образом, сумма компенсации льготных перевозок на дачные маршруты должна быть:

60 грн./ч х 6 часов х 39 автобусов х 44 дня = 617 760 грн.

Получается, что полтора миллиона гривен были потрачены не рационально.

2 200 000 – 617 760 = 1 582 240 грн.


Перевозчики заработали на садовых льготных маршрутах нормальные деньги. Учитывая то, что автобусы, как правило, шли перегруженными, качество перевозки платных и льготных пассажиров было на низком уровне. Журналистам неоднократно поступали жалобы от пассажиров льготных категорий о том, что их выставляют из автобусов, поскольку кондуктор каждого автобуса заявляет, что «льготный» – следующий рейс!

Что получаем на выходе?

1.    Перерасход городского бюджета
2.    Низкое качество пассажироперевозок
3.    Нарушение правил перевозок из-за перегруженных автобусов
4.    Испорченные нервы пассажиров, водителей, кондукторов.

Хотят ли жители Чернигова повторения ситуации в 2013 году? Мы думаем, что вряд ли! Каждый хочет получить качественное обслуживание. Причем, как мы видим из расчетов, и за «бесплатный проезд» перевозчики дерут в три дорога!

Критикуя, предлагай…

В последнее время в горсовете неоднократно можно услышать это выражение. И действительно, критики в адрес работы исполкома горсовета много, а вот предложений порой не хватает. Поэтому предлагаем…

В этом году планируется выделить на садовые льготные перевозки что-то около 2,3 млн. грн. (более точная сумма будет известна позже). Попробуем распланировать перевозки ЛЬГОТНЫХ категорий населения за эти деньги. Причем, добиться нормального качества услуги и увеличения количества дней работы маршрутов.

1.    Необходимо закупить «льготные маршруты»
Для того, чтобы улучшить качество перевозок, город должен провести торги на закупку «дачных» маршрутов для льготных категорий. Количество автобусов на 10 маршрутах, которые в прошлом году были льготными, не должно сокращаться. Должны появиться новые маршруты, которые будут сформированы на основании проведенных торгов.

2.    Протяженность маршрутов нужно сократить
Беремся предположить, что городская казна не настолько большая, чтобы бросать деньги на ветер. Проанализировав схемы движения прошлогодних маршрутов, мы пришли к выводу, что реально «дачным» является только один автобусный маршрут №47 Химволокно – Дачи (п. Якубовка). Все остальные маршруты – как минимум 1/3 часть своей протяженности развозят пассажиров по городу, то есть, не являются «дачными» по сути.

Маршрут №46 до Дачи (с.Березанка) можно начинать в районе школы №23. Это сократит его на треть. До конечной около школы №23 льготные категории пассажиров вполне могут добраться на троллейбусе №1. Это позволит сократить маршрут, как минимум, на треть, а, следовательно, использовать не 3, а 2 автобуса.





Кто-то может сказать, что льготному пассажиру неудобно будет добираться до конечной автобуса. Но, в данном случае, конечная находилась около Радиозавода и туда вообще никакие троллейбусы не ходят! Ну, и вообще, хочешь ехать с комфортом – пожалуйста, в «платный» автобус (про то, что все автобусы обязаны перевозить льготные категории пассажиров мы уже говорить не будем, потому что в Чернигове такого уже не будет никогда!).

Маршрут №22 и №22А вполне могут начинаться не на Одинцова, а на ЗАЗе (до ЗАЗа – троллейбусом №10). После сокращения протяженности маршрута можно будет пустить всего 1 автобус.





Маршрут №18 может начинаться в районе ост. Любечская или даже в районе Масанов. Это позволит сократить маршрут на 1/3 и улучшит качество обслуживания пассажиров. Количество автобусов не меняется, поскольку на льготном маршруте была всего 1 машина.





Маршрут №16 – конечная остановка около школы №23. Сокращение маршрута более чем в 2 раза. Для обеспечения перевозки достаточно 4 автобусов.





Маршрут №10 может начинаться в районе Вала (троллейбус №8 или №№ 1, 2 на Красной площади). Это сократит маршрут в 4 раза. И позволит обеспечить перевозку пассажиров не 8-ю, а 2-я автобусами.





Маршрут №9 может стартовать от Нефтебазы (до этого троллейбусы №8, 4, 7). Протяженность сократится вдвое. А значит достаточно 2 автобуса.





Маршрут №5, как и маршрут №18 может начинаться в районе ост. Любечская или даже в районе Масанов. Это позволит сократить его вдвое – 1 автобус.





Маршрут №3 – от Циолковского. Сокращение на 2/3. Достаточно 2-3 автобуса.





Маршрут №2 – от ЗАЗа. Поскольку он дублирует маршрут №22 и по протяженности сокращается практически на половину, вместо 2-х будет достаточно 1-го автобуса.





Итак, мы имеем следующие льготные маршруты:
1.    маршрут ЗАЗ – Дачи (Равнополье) – 2 автобуса;
2.    маршрут ост. Циолковского – Дачи (Киенка) – 3 автобуса;
3.    маршрут ост. Любечская – Дачи (Новый Белоус) – 1 автобус;
4.    маршрут ост. Нефтебаза – Дачи (Жавинка) – 2 автобуса;
5.    маршрут Вал – Завод «Силикат» – 2 автобуса;
6.    маршрут Школа №23 – Дачи (Ульяновка) – 4 автобуса;
7.    маршрут ост. Любечская – Дачи (Новый Белоус) – 1 автобус;
8.    маршрут Школа №23 – Дачи (Березанка) – 2 автобуса;
9.    маршрут Химволокно – Дачи (п. Якубовка) – 1 автобус.
Получается, что для обеспечения дачных перевозок льготных пассажиров без снижения качества услуги достаточно 16 автобусов. Час работы автобуса в ЧАО «Таксосервис» на сегодняшний день при заказе в частном порядке стоит 170 грн. При проведении торгов стоимость может составить 160 грн./ч. При восьмичасовой работе маршрута получаем следующие расчеты:
2 300 000 : 16 : 8 : 160 = 112 дней

Таким образом, количество дней работы «льготных» маршрутов, несмотря на увеличение стоимости часа перевозок, может быть увеличено. Учитывая пожелания льготников, перевозки можно организовывать не с мая по сентябрь, а с середины апреля  по середину октября, то есть в течение 6 месяцев. Фактически у исполкома горсовета есть возможность организовать льготные перевозки по садовым маршрутам в течение 6 месяцев 5 дней в неделю. При этом количество автобусов на маршрутах, осуществляющих перевозки в тех же направлениях, не сократится, что позволит обеспечить альтернативу для пассажиров.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: дачные маршруты, льготные перевозки, Игорь Грищенко

Додати в: