Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Как перегружают учеников начальных классов

Как перегружают учеников начальных классов

Как перегружают учеников начальных классов
В начале четвертого урока, когда все школьники пятого класса встали поприветствовать учителя украинского языка, один мальчик потерял сознание. Ни фельд­шер, ни бригада скорой привести его в чувство не смогли. Констатировали смерть.

Это произошло в начале октяб­ря в обычной балтской школе №3 в Одесской области. РУВД, взявшееся расследовать это дело, лишь развело руками – на здоровье ученик не жаловался, воспитывался в благополучной семье. Был отличником и старостой класса.

Что же стало причиной? Ответ, возможно, в исследовании, которое незаметно для медиа было опубликовано в специализированном издании для ученых – «Гуманитарном вестнике». Еще его передали в Министерство образования.

Никакой публичной реакции оттуда не было. Хотя вывод ученых заслуживает серьезного анализа. Они утверждают: школьников начальных классов перегружают уроками – и это подрывает их и без того слабое здоровье.


Как школа может навредить

Авторы исследования – доктор медицинских наук Надежда Полька и кандидат медицинских наук Светлана Гозак. Они сотрудницы Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева. Исследовать здоровье – их работа. Чтобы узнать, как уроки и домашние задания влияют на здоровье школьников, ученые анонимно опросили 3 тысячи учащихся и 2254 родителя. Основной вывод: уже после четвертого урока 54% школьников испытывают утомление и перенапряжение. А впереди есть еще минимум одно занятие. Плюс домашнее задание.

«За время обучения в начальной школе доля детей с хроническими заболеваниями возрастает с 30 до 50%», – констатируют медики. Это страшные цифры, означающие, что в первый класс с хроническими болезнями приходит треть детей. А при переходе в пятый таких уже половина. «Превышение нормального веса – с 15 до 26,5%. Искривление позвоночника – с 50 до 85%. Неправильная реакция сердца и сосудов на физическую нагрузку – с 22,5 до 46,9%».

Часть проблемы – плохое состояние школ. Не менее 15% из них нуждаются в капремонте, в 75% стулья и парты не подходят для школьников, в 10% городских и 40% сельских школ нет спортзалов.

Но решение – не в деньгах. Исследовательницы выяснили: в относительно благополучных специализированных школах здоровье школьников еще хуже. Здесь больше хронических заболеваний, в 1,4 раза чаще обнаруживают болезни глаз и в 1,8 раза – костно­мышечной системы.

Главная беда – слишком много уроков и заданий. Согласно исследованию, половина учащихся на уроках испытывает головные боли. Родители замечают – с уроками и домашними заданиями в целом дети учатся по 10–12 часов в день. Это в два раза больше, чем разрешают медики.

«У нас племянник первоклассник. Приходит из школы выжатый как лимон, ему семь будет в декабре. Он очень устает!» – жалуется на родительском форуме киевлянка Анна. «Конечно устает, так как программа сейчас сильная в школах, нагрузка большая, а дети­шестилетки, как правило, физически не готовы к таким нагрузкам ...» – отвечают ей под ником Точка из Киева.

«...Сегодня существует тенденция к превышению границы предельно допустимой нагрузки на школьников. Она находит закрепление и в нормативной базе. Так, в утвержденном постановлением КМУ №462 от 20.04.11 стандарте начального общего образования предельно допустимая учебная нагрузка на детей 1–4­х классов превышает медицинские требования на три часа в неделю...» – резюмируют исследовательницы.

Получается, проблемы со здоровьем фактически гарантированы решением правительства.

Что делает МОНМС

В прошлом году «Свідомо» расследовало случаи смерти школьников на уроках физкультуры. Их стало больше в последние несколько лет. Тогда мы выяснили – основная причина в том, что здоровье детей с каждым годом слабеет из­за увлечения компьютерными играми и сидячего образа жизни. К тому же многие учителя не выполняли требования министерства делить классы на группы по уровню здоровья. Сразу после этого Минобразования изменило правила проведения уроков физкультуры. Оно увеличило их количество, но фактически убрало нормативы.

С остальными уроками все по­другому – нагрузка выросла. С этого учебного года по решению Минобразования в начальных классах увеличили количество уроков по изучению языков и литературы, математики и технологии. Добавился целый предмет – естествознание. Ранее его начинали учить только в средних классах.

«Главными шагами реформирования начального образования стало внедрение в новом стандарте информационно­коммуникационных технологий и повышение уровня знаний иностранных языков», – заявил министр образования Дмитрий Табачник.

Мы спросили у Минобразования, почему оно не приняло во внимание исследование о перегрузке школьников. Уже традиционно нам никто не ответил.


Максим Опанасенко,бюро журналистских расследований «Свідомо» – cпециально для еженедельника «Черниговские новости: семь дней»,еженедельник "Семь Дней" №50 (579 ) от 13.12.12

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: бюро журналистских расследований «Свідомо», Максим Опанасенко, школьники, еженедельник "Семь Дней"

Добавить в: