Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Иван Бедуха: Куда исчезла "Шерстянка?"

Иван Бедуха: Куда исчезла "Шерстянка?"

Иван Бедуха: Куда исчезла "Шерстянка

Еще каких-нибудь десять лет назад в нашем городе в ряду с такими крупными промышленными предприятиями, как «Химволок-но», камвольно-суконный комбинат, радиозавод, стояла и фабрика первичной обработки шерсти, или, как ее называли в народе, «Шерстянка». В советские времена там работали тысячи людей. На балансе фабрики находился целый жилой микрорайон, учреждения соцкультбыта, базы отдыха. Одним словом, это действительно было крупное, как сейчас принято говорить, «бюджетообразующее» предприятие. И не мудрено! Ведь аналог ему на территории Украины есть один-единственный - Харьковская фабрика ПОШ.

Черниговская фабрика ПОШ была ориентирована на обеспечение мытой шерстью предприятий легкой промышленности Украины и в первую очередь такого гиганта, как Черниговский кам-вольно-суконный комбинат. А сырье, то есть немытая овечья шерсть, поступало от сельхозпроизводителей Украины, и не только.

За какой-то десяток лет произошло «чудо», подобное тому, что демонстрирует Дэвид Копперфилд в своих шоу. Только у него исчезают слоны и танки на глазах изумленной публики, а тут на глазах всего города, его властей и даже самих работников исчезла целая фабрика с годовым доходом более 2,5 млн. гривен. Но ведь искушенный читатель знает, что все это лишь фокус, что слон и танк где-то остались, но остались невидимыми. Если сегодня вы у жителей Чернигова спросите, а где «Шерстянка», никто внятно уже не ответит. Ведь немногие из простых жителей города посвящены в схемы «прихватизации» бывших народных предприятий да и то в роли статистов. А миллионные барыши для избранных.

Автору как бывшему работнику среднего звена руководства фабрики нетрудно проследить цепочку загадочных превращений с последующим исчезновением одного из богатейших предприятий города. Единственным принципом, которым тут можно руководствоваться, является вселенская истина — «Ничто никуда не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую!»

Итак, действие первое. Акционирование
Государственное предприятие «Черниговская фабрика ПОШ» на гребне перестройки акционируется и превращается в ОАО «Черниговшерсть», при этом становится собственностью трудового коллектива. Заметьте, всех до единого работников и даже пенсионеров. Сотни людей получили именные акции, на основании которых каждый из акционеров являлся совладельцем собственной фабрики. А собственность, поверьте нам, была, и еще какая! Сотни тонн мытой шерсти на складах, масса готовой продукции, полученной по бартеру во времена расцвета бартерных операций. Десятки единиц техники: тракторы, автокраны, погрузчики, тепловозы, грузовики, легковые машины, огромное количество стройматериалов. Мы пока даже не говорим о недвижимости и оборудовании, стоимость которого составляла миллионы советских рублей и, соответственно, миллионы долларов, раз уж мы привыкли сегодня все оценивать в у.е. На тот момент акционеры фабрики были очень богатыми людьми - каждому из них принадлежала собственность стоимостью в тысячи долларов. Что же было потом?


Действие второе. Разбазаривание
За первые годы работы в ОАО «Черниговшерсть» работники не очень-то почувствовали себя его хозяевами, так как зарплаты снизились, усилились сокращения, бесхозяйственность руководства расцвела, ведь если раньше руководители отчитывались перед государством и его органами, то теперь главным законодательным органом, который диктовал организационную и финансовую политику предприятия, назначено собрание доверчивых акционеров, на котором достаточно было раз в году отрапортовать трудовому коллективу, что дела, мол, идут плохо, прибыли нет, ситуация на рынке ухудшается и т.д. и т.п. А на самом деле предприятие медленно разбазаривалось. Подчищались склады, запасы, счета и так называемое движимое имущество. Его разбазаривание было вполне в компетенции действующего руководства фабрики. Но где-то к 2002 году распродавать и растаскивать стало нечего. Что же дальше?

Действие третье. Прихватизация
Пришло время взяться за недвижимое имущество! Ведь территория фабрики - это почти 70 гектаров земли, десятки тысяч квадратных метров складских помещений, оборудованных подъездными путями, рампами, тысячи метров производственных и офисных помещений. В конце концов, это дорогостоящее оборудование. И это добро все еще находилось в собственности работников фабрики, бывших и оставшихся, — ее акционеров. По оценкам экспертов — это по-прежнему миллионы долларов США!

К тому моменту уже появились так называемые «схемы обретения предприятием единого собственника». На словах это выглядело как покупка акций на вторичном рынке. То есть кто-то начинает скупать акции мелких акционеров, само собой, за бесценок и якобы становится собственником. Но на самом деле акционеры перешагнули уже в XXI век и так просто отдавать свое богатство не хотят! Что же делать? Этот кто-то в состоянии скупить у наименее сознательной и невыдержанной части акционеров увесистый пакет акций.

Он даже не контрольный, но все равно позволяет на общем собрании акционеров поставить нужного руководителя фабрики, знающего, как вести ее к «светлому будущему». Интересно?

Действие четвертое. Дробление
Дальше было самое сложное. Как отнять у сотен людей их имущество, если они не хотят его отдавать? Тут заработала новая схема, схема дробления гиганта на малые предприятия, учредителем и держателем контрольного пакета акций которых остается пока тот самый «кто-то» ОАО «Черниговшерсть». На пути к «светлому будущему» собственник в декабре 2003 года создает несколько новых, по сути, дочерних предприятий: «Чернигов-шерсть-плюс», «Черниговшерсть-пряжа», «Черниговшерсть-транс», управляют которыми нужные, а главное, управляемые директора — братья Александр и Юрий Германы и Вера Мурашко. Имущество акционеров ОАО «Черни-говшерсть» распределяется между этими «новорожденными предприятиями». Для трудовых побед в «Черниговшерсть-плюс» созданы все условия: минимум персонала (57 человек), 6 га земли и около 2 млн. уставного капитала в виде производственных мощностей.

«Поднимать» прядильное производство на 1 га земли доверили 12 работникам ООО «Чернигов-шерсть-пряжа», а транспортный цех и вся техника отошли на « Черниговшерсть-транс» с подаренным ОАО «Черниговшерсть» уставным капиталом в 300 тысяч гривен со штатной численностью работающих — аж два человека.

При этом акционеров на собрании заверяют. что им нечего бояться, ведь их родная фабрика владеет пятьюдесятью процентами корпоративных прав своих «деток». Что мы имеем в итоге: собственность «Шерстянки» перекочевала на три других предприятия, которые, получив кредит доверия, развернулись на родных фабричных просторах, а на балансе ОАО «Чернигов-шерсть» остается разрушенное здание какой-то электростанции или водокачки (уже и не разберешь) и десяток недоеденных молью овчинных тулупов, которые не подлежат реализации. Что делать дальше?


Действие пятое. Банкротство
А что делать с предприятием, у которого ничего нет, кроме обязательств перед бывшими работниками и долгов перед пенсионерами, бюджетом, поставщиками? Правильно, объявить банкротом! Так оно и вышло. Банкротство - процедура хитрая и весьма запутанная. Оно тянется до сих пор. Значит, это тоже кому-то нужно? Фактически фабрику обанкротили ее руководители, а юридически они ее спихнули юридическому предприятию-ликвидатору. Теперь ликвидатор долго и напряженно продает десяток молоденьких тулупов и еще какой-то хлам. Так что — представлению конец? Ан нет!

Действие шестое. Выведение активов
Может, кто-то и забыл о том, что цеха, оборудование, земля и другое имущество фабрики перешло трем новым предприятиям, но внимательный читатель помнит. Может, это был способ спасти активы фабрики? Да, именно так, только не спасти, а вывести и увести у действительных собственников -акционеров ОАО «Черниговшерсть».

Дальше происходит настоящий фокус! ОАО «Черниговшерсть» выходит из состава своих дочерних предприятий якобы по причине экономической нецелесообразности, при этом они рассчитываются со своим «родителем» его же ценными бумагами, которые уже ничем не обеспечены. Не пытайтесь в этом действии что-то понять! Это настоящий трюк, тайна которого скрыта за семью печатями. Всякому фокусу предшествуют длительные подготовительные манипуляции, чтобы отвлечь внимание публики или утомить ее. И результат - налицо. Предприятие «Черниговшерсть» исчезает!

О действиях Дэвида Копперфилда нам точно известно, что они построены на обмане зрения, а вот на каком обмане в «особо крупных размерах» построены действия фокусников с «Шерстянки», наверное, должны разбираться компетентные органы.

Финал.
Вот так, дорогие читатели, путем нехитрых манипуляций и вроде бы в соответствии с действующим законодательством Украины (а как и под кого это законодательство создавалось, мы хорошо знаем!) одно из крупнейших предприятий Чернигова «исчезает» с карты города. Но мы ведь знаем, спасибо Копперфилду, что оно просто стало невидимым и для нас, и для бывших собственников-акционеров. А если без иронии, то сотни горожан стали беднее совокупно на миллионы долларов, а кто-то ровно на такую же сумму стал богаче. Ведь ничто никуда не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую!

Иван Бедуха (еженедельник «Гарт» №29)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Додати в: