Кому поможет долгожданный учет земли? (Журналистское расследование)
Рисунок Олега Синельника
Почему это важно
Мантра «надо создать кадастр» впервые прозвучала в парламенте вместе с получением независимости – в 1991-м. С тех пор эти слова сотни раз повторяли высшие государственные чиновники, и тысячи – эксперты. В 2000-х к хору присоединился Всемирный банк. И даже предложил на это 350 миллионов долларов кредита.
Идея проекта была суперамбициозна. Во-первых, сфотографировать всю украинскую землю с точностью до 30 квадратных сантиметров. Во-вторых, четко установить, кому какая земля принадлежит. В-третьих, указать, что с этим участком можно делать, а что нет. В-четвертых, гарантировать каждому владельцу права на участок – и платить из специального фонда компенсации тем, у кого мошенники смогли отобрать землю. В-пятых, была идея раскрыть все эти данные. Так, чтобы каждый смог зайти на сайт и посмотреть, где земля под застройку, где она может быть только сквером, где – только полем. И кому каждый участок принадлежит.
Теперь вы понимаете, почему 20 лет такого закона не было?
А появился он благодаря голосам Партии регионов, Народной партии и «Нашей Украины». Им хватило двух месяцев этим летом, чтобы утвердить закон и предварительно, и окончательно. В начале августа Виктор Янукович поставил под документом автограф. Теперь каждый участок должен быть описан, пронумерован и занесен в единый для всей Украины земельный кадастр. (Исключением останется столица – здесь мэрия продолжит вести отдельный кадастр.)
И со следующего года при оформлении участка вместо государственных актов на право собственности начнут выдавать выписки из кадастра. (Акты при этом обещают оставить действительными пожизненно.)
– Гражданину не придется обивать пороги разных учреждений и организаций, тратить время в очередях, – заявил председатель Госземагентства Сергей Тимченко на брифинге в Администрации Президента. –
Достаточно обратиться исключительно в районный отдел Госземагентства и там же в течение четко установленного срока получить нужные документы. Изнурительные походы «за кадастром» в областной центр или в любые другие инстанции станут не нужны, а личные обращения в райотделы Центра государственного земельного кадастра с обменными файлами, проектно-технической документацией и «словами благодарности» – как ужасный сон навсегда останутся в прошлом, – убеждает чиновник.
Браво? Теперь за свою землю можно не волноваться? Никто ее не отберет? И скверы, парки, леса и берега станет невозможным стащить у народа?
Не факт. На пути от идеи к закону государственная система информации о земле и ее владельцах многое потеряла.
Что не стало законом
– Земельный кадастр в результате, как и реестр прав собственности, не будет гарантировать людям безопасность их имущества, – говорит один из наиболее авторитетных экспертов в этой теме Максим Федорченко, директор информационно-ресурсного центра «Реформирование земельных отношений в Украине. – Кадастр будет лишь сбором технических данных о количестве и качестве земель.
А что будет, если информацию об участке или ее владельце фальсифицируют? Или забудут внести информацию, что на этой земле нельзя строить, а можно лишь сеять? Или поменяют эти слова местами?
А ничего. В законе говорится лишь о том, что, если ошибка допущена по вине регистратора, ее исправят бесплатно.
А как же государство собирается гарантировать наши права, оберегать их? «Свідомо» уже поднимало эту тему. Как только Виктор Янукович выиграл выборы, назначенный министром юстиции Александр Лавринович добился утверждения закона, который он лоббировал четыре года. Этот закон передал Минюсту полномочия регистрировать права собственности на землю и дома. Хотя до этого предполагалось, что все это будет в земельном кадастре. Так, чтобы информация и о земле, и о ее владельцах, и о владельцах домов на этой земле регистрировалась и сохранялась в одном месте.
Но все будет не так. Информацию о земельных участках будет регистрировать Госземагентство. А о владельцах этих участков и домов – Минюст. Насколько это хороший способ остановить злоупотребления, вы можете представить сами. Попробуйте положить деньги в банк в одном месте, а регистрировать свое право на эти деньги – в другом. Главное – по новым законам и о земельном кадастре, и о реестре прав собственности на землю и дома, ни Госземагентство, ни Минюст прямо не отвечают перед людьми за махинации.
Зато оба ведомства имеют прекрасные шансы на этом зарабатывать.
Как делаются деньги
Во-первых, чтобы создать каждый свою базу данных, и Минюст, и Госземагентство получат из бюджета миллионы денег налогоплательщиков.
Во-вторых, если эти базы заработают (это должно случиться вместе с приходом Деда Мороза), оба государственных органа с этих же налогоплательщиков, то есть с нас, начнут брать деньги за так называемые выписки. Планируется, что одна выписка только из минюстовского реестра будет стоить 72 гривны 20 копеек. Для Минюста это привычный источник доходов. По оценке Счетной палаты, с 2004 года созданное при министерстве предприятие Госинформюст получило от ведения 18 информационно-аналитических систем – реестров граждан, бланков, ограничений и так далее – более 1 миллиарда гривен.
А это, в-третьих, создает возможности для коррупции. «Свідомо» уже описывало, как ведение реестра всех решений судей позволяет зарабатывать частным компаниям – ООО «Арт-мастер» и ООО «Фирма «С-Т». Ту же схему с теми же компаниями годами использует и Минюст.
Вот как это происходит. Госпредприятие заключает договор на разработку программного обеспечения с частной компанией. Компания получает деньги за работу и... остается собственником ПО. А дальше государство годами платит этой компании роялти за использование программы.
При этом сделки Госинформюста не вывешиваются на официальном портале государственных закупок, а само госпредприятие три года судилось со Счетной палатой за право проверки их финансов и не пускало с этими проверками. Лишь в 2012 году запланирована первая из них.
Будет ли что-то хорошее от этих систем регистрации участков и прав собственности на них? Да. Во-первых, процесс оформления земельных сделок станет проще и быстрее. Для власти, планирующей с 2012 года официально разрешить продажу земли, это важно. Во-вторых, немного больше о земле узнаем и мы. По закону о земельном кадастре, должен быть создан сайт, где вся информация о размерах участков, их границах и статусе будет открытой.
Но не о владельцах. Эту идею власть тоже не включила в закон.
Еще, возможно, Анне Степановне и не придется платить за колышки по 98 гривен. Контракт на 50 миллионов таких колышков стоимостью 5 миллиардов гривен был 7 июля заключен Госпредприятием «Центр государственного земельного кадастра» с ООО «Инвестеко», зарегистрированным через офшорные фирмы. После шумихи, поднятой журналистами из инициативы «Наши деньги», председатель Центра государственного земельного кадастра Александр Филатов пообещал отменить сделку.
Как теряют гектары
В Сумах цена информации о свободных участках за последние 10 лет выросла почти до стоимости самой земли. Отдельным жителям еще везет находить свободные наделы практически в центре города, в живописных уголках, и получать их в собственность от государства абсолютно бесплатно. Правда, в большинстве случаев оказывается, что счастливцы – родственники депутатов, прокуроров, судей или в крайнем случае работники санстанции или ректоратов университетов.
Дело в том, что получить землю бесплатно согласно Земельному кодексу может каждый. Но нигде не расписано четко, как это сделать. Где-то на запрос о 10 сотках под строительство вам просто отвечают, что свободной земли в городе нет. А в Сумах уверяют, что отдадут землю с легким сердцем, только укажите, где именно.
Сумчанка Лариса Цыбанева, проснувшись однажды утром, увидела на своем огороде бульдозер. Навстречу возмущенной женщине вышел депутат горсовета Александр Репетун и показал решение совета, согласно которому земля принадлежит ему. За два года Репетун построил на месте Ларисиной картошки красивый коттедж с просторным двором. Журналистам он пояснил, что участок был свободным.
Месяц назад на Полтавщине государственные земельные инспекторы задокументировали интересный факт. Десять гектаров Онышковского ландшафтного заказника, где на бумаге под защитой государства содержится популяция косуль и лис, по факту заняло частное Оржицкое охотничье хозяйство. И приглашает охотников.
На Каневщине, на берегах Днепра, где пожелал быть похороненным Кобзарь, 16 гектаров леса получили в аренду на 50 лет десяток частных предприятий. Они взяли землю с целью... «изучения полета комаров». Предусмотрительные знатоки инсектологии считают, что черкасские комары могут быть малярийными. Сделку благословила своим распоряжением обладминистрация, с ценой аренды 37 гривен в год за гектар.
Александра Веснич, бюро журналистских расследований «Свідомо», для «Семи дней»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Александра Веснич, земля, закон, кадастр




