Церкви нужна краска

Церкви нужна краска
Свято-Николаевская церковь в Горске Щорского района стоит на высокой круче. По местной легенде, эта круча появилась после Всемирного потопа, будто сам Господь определил место для будущего храма. Храм и в самом деле появился — в 1911 году. В сентябре этого года его прихожане будут отмечать 100-летие своей святыни. Вот только проблема — ремонт внутри церкви не делался уже более 20 лет.

Храм защищали с вилами

— Чего только не пришлось пережить нашему храму! — говорит 57-летняя прихожанка Екатерина Лиморенко. — В 1937 году его закрыли, в войну, когда в село пришли немцы, церковь открылась, но через несколько лет опять закрылась. Потом, правда не знаем, в каком году, открылась в третий раз и действует доныне.
— В алтаре нашей церкви есть святыня — частица мощей святого, — присоединяется к разговору церковная староста, 63-летняя Любовь Апришко. — Если эту святыню забрать, то храм будет, как говорят, недействительным. В 1961 году церковь вроде бы хотели опять закрыть. Тогда какого-то мужчину, переодетого в рясу священника, послали сюда, чтобы он забрал эти мощи. Но местные жители не дали. Люди с палками и вилами выступили на защиту своего храма. С псевдосвященника сорвали крест и к мощам не допустили. Даже дежурства возле церкви на всякий случай устроили. Тогда церковным старостой (кстати, 38 лет подряд) была местная жительница Дарья Макаровна Ткаченко. Она поехала в Москву и оттуда привезла разрешение на работу церкви, которая с того времени постоянно действует.

Выплакали священника

Когда-то в Свято-Николаевскую церковь ходили жители 11 сел трех государств — Украины, России и Беларуси, ведь храм стоит на самой границе. После распада СССР количество прихожан уменьшилось, но ценность горского храма от того не уменьшилась. Правда, с главой святого места жителям Горска долго не везло.
— Нельзя говорить о людях плохо, поэтому лучше промолчим, — вздыхает Любовь Ивановна, — но очень уж хотелось нам хорошего батюшку, который помогал бы нам советом, мог успокоить и поддержать, от которого исходили бы покой и добро. Наконец такой священник у нас есть. Его мы... выплакали.

— Мы с Любой и еще две наших односельчанки поехали в Черниговскую епархию, — отвечает на наш немой вопрос Екатерина Ивановна. — Владыка обратился к нам: «Что, революционерки, переворот затеяли?» Мы и ответили, что если нам не пришлют другого батюшку, то поедем в Киев к блаженнейшему Владимиру. Владыка нас заверил, что все будет хорошо. Когда мы вышли из епархии, под стеной стояла молодая женщина, мы на нее особого внимания не обратили. Но она сама к нам подошла и сказала: «Я слышала, какие у вас проблемы. Послушайте мой совет. Когда придете в свою церковь, возьмитесь за руки, станьте на колени и прочтите две молитвы», она назвала какие. Мы так и сделали. Тот, кто видел эту картину, наверное, подумал, что мы спятили, но нам было все равно. Вчетвером, взявшись за руки, мы молились на коленях. Прошло недели три, наш батюшка и не думал оставлять приход. Вдруг мне звонят из Чернигова. Я удивилась: кто бы это мог быть? Оказалось, это та женщина, которая подходила к нам возле епархии. Мы о ней ничего не знали, как и она о нас. Она сказала, что зовут ее Виктория, живет она в Германии, но два раза в году приезжает на Украину к своему духовнику на исповедь. Правда, где служит этот монах, она нам так и не призналась. Так вот, Виктория сказала, что попросила своего духовника помолиться за наш приход. И что вы думаете? Он стал у окна и задумчиво сказал: «Передай тем людям, что скоро у них будет большая перемена в церкви — придет к ним такой батюшка... такой батюшка, которого заслуживает тот приход... такой батюшка, с которым по церкви ангелы будут летать». Вскоре мы узнали, что наш батюшка уезжает из села, а вместо него будет отец Владимир. Уже потом мы рассказали ему, как ездили в епархию, как общались с Викторией. Отец Владимир только улыбнулся: «А-а-а, так это вы меня выплакали?» А что? Выходит, что так оно и есть.

Первую службу отец Владимир отправил на Покров в прошлом году. Своим святым отцом жители Горска не нарадуются.
- Вы только представьте, что это за человек! — восклицает Екатерина Ивановна. — Бросил храм в золоте в Кругах Нежинского района и пришел в простой сельский, где нет почти никакого дохода. Зато как нам хорошо! Сейчас на службе так хорошо... такая благодать! Пусть и грех такое говорить, но с предыдущим отцом в церкви служилось; как говорят, с пятого на десятое, поэтому когда пришел отец Владимир, мы, те, кто в церковь ходил постоянно, поняли, что в действительности ничего не знаем. Вроде бы в первый класс пришли. Но ничего, отец Владимир все спокойно объяснил, показал и научил. С ним приятно общаться на любую тему, потому что человек он очень умный и простой. И деньги его не интересуют. Вот узнал он, например, что ребеночек чей-то болен, так ему не нужно платить, чтобы помолился, просит только, чтобы мы имя узнали, и молится за здоровье.

Где взять четыре тысячи на краску?

Вот вроде бы и все хорошо — в храме появился новый священник, число прихожан с того времени выросло, но...
— К сожалению, ремонт в нашей церкви не делался уже более 20 лет, — жалуется Екатерина Лиморенко. — Предыдущий священник не очень об этом беспокоился. С отцом Владимиром все в церкви обновилось — приобрели мы и церковную атрибутику, и литературу, и иконы.
— Правда, собирать на это пришлось по копеечке, — добавляет Любовь Ивановна. — Ходили по селу и просили людей пожертвовать на церковь - сколько могут. И знаете, все что-то жертвовали, все до единого двора. Кто мог, давал 50 или 100 гривен, в основном же выделяли по 20. Да и за это всем спасибо! Знаете ведь, что сейчас в селе и одна гривна значит. Вот одна наша односельчанка, Мария Гринчина (ее семья живет небогато), когда собирали деньги, сказала: «И не дать не могу, и дать нечего». Так она собрала лисички, сдала их и все-таки принесла в церковь 10 гривен.

— Я когда это увидела, у меня слезы на глазах выступили, — и сейчас не может успокоиться Екатерина Ивановна. — Дала, как говорит отец Владимир, последнее. Как-то он нам в своей проповеди рассказал: богач пожертвовал в церковь 300 рублей, а вдова принесла один рублик. Но вдова дала церкви несравненно больше, потому что отдала последнее. Так и наша Марийка. Да что там говорить, спасибо всем людям, которые пошли навстречу и помогли хоть немного привести храм в порядок!
— Мы подремонтировали крышу, — продолжает Любовь Ивановна. — Нашелся добрый человек, который выделил деньги на краску, поэтому снаружи церковь мы обновили.

— Видите, какой здесь потолок высокий? — поднимает глаза вверх Екатерина Ивановна. — Когда-то здесь было два этажа, купола, отдельная колокольня. Когда закрывали церковь, нашлось двое таких, которые сбросили купола на землю. Но Бог их за это наказал — уже после войны эти мужчины на дороге подорвались на мине. В те же времена разрушился и второй этаж. Хочется, чтобы хоть эта оставшаяся часть послужила не только нам, но и нашим потомкам. К 100-летию мы мечтаем покрасить церковь внутри — видите, какие стены черные и страшные, как в кузнице. Мы согласны сами всю работу выполнить, вот только денег на краску взять негде. Ведь нужно нам аж 100 банок! А это около четырех тысяч гривен. Конечно, у односельчан такую сумму мы уже не соберем. Может, найдется добрый человек, который выделит нам эти средства? Будем благодарить его вовек и молиться за его здоровье.
Очень хочется, чтобы свое 100-летие Свято-Николаевская церковь встретила обновленной, поэтому обращаемся ко всем небезразличным — помогите горским прихожанам! И за добро вам обязательно воздастся!

Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №18 (2511)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: церковь, краска, деньги, «ГАРТ», Екатерина Дроздова

Додати в: