Знай, как себя защитить!

Знай, как себя защитить!
Поскольку любое общество делится на тех, кто производит/продает товар или услугу, и на тех, кто эти товары и услуги потребляет, то вопрос взаимоотношений между обеими сторонами беспокоит всех. Тем более, что каждый производитель и продавец сразу же превращается в соседнем магазине в потребителя.

В идеальном обществе проблем между сторонами не должно быть, но к идеалу нам далеко, поэтому конфликты встречаются на каждом шагу. Как же быть, если вы считаете, что ваши права были нарушены? Мы обратились к ведущему специалисту-юрисконсульту Управления по защите прав потребителей Ирине Захарченко с главными вопросами.

- Ирина, что может использовать потребитель в качестве щита, чтобы защититься от некачественного товара или услуги?
- В Украине действует Закон «О защите прав потребителей», который предусматривает защиту в досудебном и судебном порядке. Таким образом, потребитель может обратиться с претензиями к продавцу (изготовителю, исполнителю). В случае, если стороны самостоятельно урегулировали проблему и нарушенные права были восстановлены, судебной волокиты можно избежать.

- А если компромисс найти не удалось?

- Тогда потребитель в связи с нарушением его прав также может обратиться в суд с иском для удовлетворения своих требований в судебном порядке.

- То есть сначала надо идти к продавцу, а затем в суд?
- Необязательно. Можно сразу идти в суд. Но стоит помнить, что очень часто обращение с претензией является достаточным средством, чтобы требования потребителя были удовлетворены. Ведь продавцы и производители сами не заинтересованы в том, чтобы дело дошло до суда. К тому же процедура рассмотрения дела в суде может растянуться не на один месяц, что не всегда приемлемо.

- Хорошо. Человек решил восстановить справедливость непосредственно у продавца. Что он должен для этого сделать?
- Лучший вариант – составить претензию, в которой указать полное наименование торгового предприятия или другого предприятия, нарушившего права потребителя, и его юридический адрес. При этом следует помнить, что название магазина может не совпадать с наименованием предприятия – как правило, наименование хозяйствующего субъекта отмечается в товарном чеке. Также необходимо указать свою фамилию, имя и отчество, домашний адрес; время и место заключения договора купли-продажи и его предмет (договора на выполнение работ или договора о предоставлении услуг), цену товара (работы, услуги). Нужно указать на наличие или отсутствие гарантийного срока на товар (работу, услугу) и перечень документов, которыми потребитель может доказать факт заключения договора (чек, квитанция, гарантийный паспорт и т.д.). После этого потребитель указывает описание выявленных недостатков, размер причиненных убытков (если был нанесен ущерб) и требования. Требования могут быть разными: устранить недостатки, расторгнуть договор, возместить убытки, уменьшить цену и т.п.

- Этот документ необходимо передать продавцу или исполнителю работ?
- Да. Подписать, указать дату, приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара или выполнение работ и один из экземпляров предоставить другой стороне. Причем необходимо, чтобы продавец сделал отметку о получении претензии с указанием даты и подписью на другом экземпляре. В случае отказа принять претензию ее следует отправить по почте заказным письмом с обратным уведомлением, а квитанцию сохранить. В случае обращения в суд за защитой своих прав она может служить доказательством того, что продавец (изготовитель, исполнитель) проигнорировал требования потребителя.

- Вот мы и подошли к судебному способу урегулирования проблемы...
- Главное, что следует помнить: согласно ст. 681 Гражданского кодекса Украины, обратиться в суд потребитель имеет право в течение одного года со дня обнаружения недостатков в течение гарантийного срока.
Исковое заявление подается в письменной форме и включает в себя наименование суда, фамилию, имя, отчество и место жительства потребителя, наименование ответчика и его местонахождение, содержание исковых требований, изложение обстоятельств, на основании которых потребитель выдвигает свои требования (когда, где, по какой цене потребитель приобрел товар или услугу; претензии к качеству и причиненный вред), доказательства, подтверждающие обстоятельства, которые потребитель указывает в исковом заявлении (чеки, квитанции, гарантийные талоны, показания свидетелей и т.д.). Следует также указать цену иска (сумму требований) и перечень документов, прилагаемых к заявлению.

- Сколько будет стоить исковое заявление человеку?
В соответствии со ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей», потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
Если у человека возникнут какие-то вопросы, то он всегда может обратиться за консультацией в Управление по делам защиты прав потребителей в Черниговской области по адресу: г. Чернигов, пр. Мира, 49-А или по тел. 699-526.

Еженедельник «Семь дней» №4 (481)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: ликбез, закон, товары, услуги, права потребителей, «Семь дней»

Додати в: