Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Чем занимаются парни спецроты «Грифон»?

Чем занимаются парни спецроты «Грифон»?

Александр Апекунов: "Область у нас довольно спокойная!"
Черная форма, белая футболка, малиновый берет, ботинки с высокими берцами — все это обязательные атрибуты экипировки бойца подразделения «Грифон». Свое общение с парнями, которые носят на форме шеврон с изображением этого мифического существа, мы начали со знакомства с самым главным человеком в подразделении — с его командиром.

Итак, знакомьтесь: майор милиции Александр Апекунов, родился в 1970 году в семье военных, в органы пришел в августе 1990-го. Начинал с патрульно-постовой службы, с 1992 по 2002 год посвятил себя «Беркуту». Но хотя о роте милиции особого назначения «Беркут» пишут и показывают намного больше, Александр решил, что лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме. Поэтому с 2002-го он — командир взвода спецназначения по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, членов их семей и родственников. После реорганизации в 2003 году подразделение получило уже известное всем название «Грифон».

Не «судовая», а судебная

Поначалу народ слабо представлял, чем занимается подразделение. Как рассказывает командир, когда бойцы представлялись «судова міліція», народ в недоумении спрашивал: «А что, у нас по Десне еще суда ходят»? Все искали аналогию с транспортной милицией. Приходилось уточнять, что «Грифон» — это милиция судебная. Итак, чем же занимается «Грифон»?

— Основная наша функция — охрана судов и осуществление там пропускного режима. Еще свежи в памяти события, когда в Чернигове бывший афганец взял в заложники судью и помощника: наш сотрудник попытался самостоятельно разрешить ситуацию, но тут же получил пулю из переделанного газового пистолета. Никто и подумать не мог, что передвигавшийся в инвалидной коляске жалобщик может быть настолько опасен. Его, конечно, осмотрели при входе в суд, но вынимать из коляски не стали, у него были парализованы ноги. Сейчас проблема решена просто — на входе стоит металлоискатель-«рамка», и все посетители в обязательном порядке проходят через нее.

Свидетель — под охраной

— Одна пятая часть нашей работы — охрана свидетелей. С одной стороны, намного интересней, но в то же время это и более хлопотное занятие. Если после возбуждения уголовного дела есть основания полагать, что на свидетелей или потерпевших может оказываться давление со стороны, есть угроза их жизни и здоровью, они берутся под нашу опеку.

Но перед этим потерпевшие, свидетели, сотрудники правоохранительных органов обращаются к следователю и пишут заявление, в котором излагают причину своих страхов и опасений. Оперативниками проводится проверка серьезности этих угроз, и если они подтверждаются, следователь выносит постановление о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охране свидетеля или потерпевшего. «Грифон» берет такого человека под охрану.

Охрана включает в себя обеспечение как личной безопасности, так и сохранности имущества, в случае необходимости также родственников и близких. Закон предусматривает даже изменение внешности клиента, его места жительства и работы…

Но в связи с мировым кризисом ситуация с финансированием некоторых процедур несколько усложнилась. Зачастую это приводит к тому, что частично все это ложится на плечи самого клиента. Согласитесь, нужно быть действительно ну очень ценным свидетелем, чтобы государство оплатило вам пластического хирурга или предоставило престижную работу в другом конце страны. К сожалению, пока что это могут позволить себе только богатые страны с мощной экономикой. Так что кое-что приходится оплачивать самому клиенту (в законе эта норма предусмотрена).

Второе «я»

— Сейчас нашими сотрудниками проводится в основном физическая охрана, — рассказывает Александр Апекунов, — поскольку, к счастью, нет случаев, которые предусматривали бы более серьезные мероприятия. «Объект» сопровождается необходимым количеством вооруженных сотрудников «Грифона». В зависимости от степени угрозы выбирается и сам режим охраны (круглые сутки или же только во время передвижения по городу).

Понятно, что человек не может месяцами сидеть дома взаперти и прятаться за шторами — нет, он должен учиться, работать да и просто полноценно жить. Мы разрабатываем несколько маршрутов сопровождения клиента, определяем наиболее потенциально опасные места на маршруте, которые стараемся избегать.

Исходя из этого человека сопровождаем до транспорта (в транспорте), если он передвигается общественным транспортом, до работы, встречаем после окончания рабочего дня. У станка или рабочего стола в офисе никто, естественно, не стоит, но мы знаем все ближайшее окружение из коллектива клиента, кто там чем «дышит», если в поле зрения появляется новый человек, анализируем степень его опасности для клиента. В случае надобности можем и более плотно охранять клиента, но пока что таких случаев не было, область у нас довольно спокойная.

В основном ситуации стандартные: кому-то позвонили по телефону и угрожали — мы берем человека под охрану; кого-то вывезли в лес и требовали денег — мы его тоже охраняем. Бывает, что уже и люди, причастные к преступлению, могут быть под стражей, но мы продолжаем охранять человека.

Бойцы стреляют регулярно

Боец «Грифона» в любой момент готов в случае необходимости защитить клиента с оружием в руках, а чаще — приемами рукопашного боя, потому что на людных улицах оружие не применишь. Ввиду этого занятия по служебной подготовке, как теоретические, так и практические, проводятся регулярно, в обязательном порядке — стрельба из табельного оружия. Все бойцы подразделения — фанаты спорта, с соревнований регулярно привозят призовые места, да и само руководство «Грифона» с удовольствием гоняет в футбол, чем подает пример подчиненным.

Об уровне подготовки бойцов свидетельствует тот факт, что некоторые из них запросто могли бы получить сертификат на проведение индивидуальной охранной деятельности — останавливает заоблачная, как для милиционера, цена этого документа.

На войне как на войне

В практике были и нападения на клиента во время сопровождения, но бойцы оказались на высоте. Так, во время одного бракоразводного процесса бывший муж в жесткой форме требовал от своей половины, чтобы та отказалась от полагавшегося ей по суду имущества. Женщина восприняла угрозы всерьез и обратилась за помощью — как оказалось, не зря. Во время очередного следования на работу «бывший» подкараулил супругу у офиса и открыл по ней стрельбу из пистолета. Бойцы спрятали женщину за автомобилем, а сами обезвредили нападавшего. И хотя у мужчины был «всего лишь» травматик, клиентка осталась весьма довольна, что ее охраняли бойцы «Грифона», ведь порядочно покалечить, а то и лишить жизни, можно и таким «несмертельным» оружием.

***

Бывают и романтические эпизоды: например, сотрудник, охранявший девушку-свидетельницу, позже создал с ней семью. Дело было весьма серьезное, не удивительно, что за столько месяцев люди сблизились.
Случилось это в Варве в 2003 году. Тогда на все мероприятия по охране свидетеля за 8 месяцев было истрачено 45 тысяч гривен — командировочные, проживание, питание.

***

Бывает такое, что бойцы ездят за своим клиентом через всю Украину, например, человек живет в Чернигове, а проходит свидетелем по делу в Одессе или Днепропетровске. Ездят как автомобильным транспортом, так и на поезде, идет полное сопровождение от места жительства до суда и обратно, а судебных заседаний может быть несколько, иногда это растягивается на долгие месяцы. Не удивительно, что молодые люди могут сблизиться за это время настолько, чтобы создать семью.

Отобьются… шпилькой!

Есть в подразделении и дамы, ведь иногда бывают ситуации, когда сопровождать клиентку может исключительно женщина. Одна из пяти сотрудниц — чемпион области по стрельбе. Со стороны посмотрев на бойцов в юбках, никогда не подумаешь, что они на службе, более того, начальник подразделения в случае необходимости без раздумий отправил бы их на любой конкурс красоты или профессионального мастерства. Эти барышни могут защитить своего клиента, даже используя такие на первый взгляд безопасные вещи, как заколка, авторучка или мобильный телефон. Сейчас в «Грифоне» 85 человек личного состава. Можно смело сказать, что работа престижная. Критической текучести кадров в подразделении нет, хотя, естественно, люди стремятся расти, добиваться чего-то большего, поэтому учатся, переходят в другие подразделения на повышение.

Совершенно серьезно

На сегодня под охраной бойцов «Грифона» находятся три человека — один свидетель и двое потерпевших (в начале года было девять). Срок охраны не ограничен — пока есть в этом потребность, пока не будет устранена угроза свидетелю. Например, в одной из южных областей, сотрудники 9 лет охраняли свидетеля, пока ему не сменили личные данные и место проживания.
— Мы тоже охраняли человека, на которого было покушение, охранник сумел защитить своего хозяина, но сам погиб. Человек обратился к нам. Полтора года мы его охраняли, потому что были установлены заказчики неудавшегося убийства, установлены исполнители. И пока дело не было передано в суд, мы его охраняли.
Наибольшее количество наших клиентов из Чернигова, 70% из них — простые незажиточные граждане, которые случайно стали свидетелями преступления.

А как у них?

Не так давно Александр Апекунов побывал в МВД на семинаре-совещании по обеспечению безопасности свидетелей и обмену опытом с коллегами из ЕС. Довелось пообщаться с коллегами из Словакии, там 30 человек на всю страну из аналогичного «Грифону» подразделения занимаются такой же работой.

За три месяца они обрабатывают окружение свидетеля, устанавливают, есть ли реальная угроза жизни и здоровью клиента. Если информация подтверждается, государство сразу же начинает финансирование мероприятий — изменение данных, места жительства и внешности (по желанию), то же самое касается и родственников. Но поскольку страна небольшая, МВД Словакии заключает договоры с другими странами Евросоюза и перемещает своих граждан туда. Вот уже два года подряд словаки ведут переговоры с украинской стороной, чтобы их граждане могли безопасно проживать и в Украине. Пока что дело дальше переговоров не двинулось, причина все та же — финансовая…



Прежде чем попасть в здание суда, нужно пройти через "рамочку".
Это нововведение принято после того. как одного из черниговских судей взяли в заложники


Роман Веселов, фото ЦОС УМВД, еженедельник «Взгляд», №28 (162)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Роман Веселов, «Грифон», спецрота

Додати в: