Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Как учатся льготники? (журналистское расследование)

Как учатся льготники? (журналистское расследование)

Как учатся льготники?
 
Тестирование в школах больше не удастся пропустить с помощью справки от врача. Это – удар по абитуриентам, планирующим попасть в институты, университеты и академии через отдельный вход. «Свідомо» впервые выяснило, как учатся те, кому это удалось.

Удар нанесли два члена правительства, покидающих свои кресла. Василий Князевич, министр здравоохранения, и Иван Вакарчук, министр образования и науки, общим приказом запретили освобождать от тестов по болезни.

«Это означает, что если абитуриент болел, он должен все равно пройти внешнее независимое оценивание», - объяснил «Свідомо» Вакарчук. За два года управления Минобразования он заставил все высшие учебные заведения принимать по результатам тестов. Заодно выставив барьеры для тех, у кого льгота на вступление вне конкурса.




Кто, кому и когда дал льготы:


В прошлом году этими льготами воспользовалось 12 192 абитуриента – 4,5% от общего числа поступающих.

В этом году Минобразования запретило льготникам подавать документы более чем в один ВУЗ. (Вступающим по конкурсу результатов тестов это право сохранили.)

Также Вакарчук позволил каждому ВУЗу устанавливать квоту на количество льготников. Она должна быть не меньше 25% от всех поступающих.

«С одной стороны, уменьшается нагрузка со стороны льготников на популярные учебные заведения. С другой – льготники, наконец, будут конкурировать за престижные места друг с другом. И будут готовиться к поступлению», - объясняет народный депутат от «Нашей Украины – Народной Самообороны» Леся Оробец. Она возглавляла экспертную группу, давшую «добро» министерству на такие ограничения.

«При этом никто не будет посягать на ни одно из бюджетных мест, гарантированных им законом. Ведь квота составляет 25%, а льготников было 4,5%. То есть их шансы впятеро выше, чем у обычных детей».

Еще МОН, как и в прошлом году, позволило университетам поднимать минимальный проходной балл. Сейчас для всех обязательны 124 балла из 200 возможных на тестах. Университет может установить и 160, и 180 и 190.

Насколько это оправданно? Почему к тем, кому закон дал право вступать вне конкурса, такое отношение?

Чем льготники хуже?


Подвал. Голые стены. На одинокий круглый стол в середине комнаты навалены толстые бумажные папки с завязками. Несколько людей сосредоточенно просматривают каждую бумажку, хотя рабочий день уже закончился.
- Вот документ без печати.
- Дай посмотрю... Откладывай – пусть прокуратура проверяет.

Так в октябре прошлого года в МОН заседала группа, специально созданная для проверки документов тех, кто воспользовался льготой на вступление вне конкурса. «Свідомо» попало в один из вечеров в этот подвал.

«В приемную комиссию пришел парень с матерью, у которой была справка о... собственной смерти», - рассказала тогда руководительница группы Марта Горынь.
«Хотела этим «протолкнуть» сына на учебу вне конкурса. Конечно, в приемной комиссии подняли шум. А она им: «А что делать? Нужно же ребенка учить!»...
Комиссия обнаружила несколько сотен подделок. И подозревает, что их было намного больше – когда родители ПОКУПАЛИ настоящие решения врачей об инвалидности, настоящие справки о работе шахтером или статусе «чернобыльца».

«Президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит сразу после начала вступительной кампании-2009 заявил на одной из пресс-конференций, что все поданные льготниками документы будут проверяться СБУ. На следующий день половина «льготников» забрала свои документы из Могилянки», - рассказал на условиях анонимности декан одного из факультетов академии.

Девушка на предпоследней парте молчит всю пару. Ни одного слова за час двадцать! Идет семинар в университете им. Т. Шевченко. Три ее однокурсницы постоянно тянут руку. Девушка, опустив глаза, рисует в блокноте. Она поступила в престижный университет по льготе.

«Это проблема, - признает проректор по учебно-педагогической работе Владимир Бугров. - Проблема всех университетов и нашего в частности – на всех престижных специальностях льготники заняли значительный процент мест. Мы делаем этим детям медвежью услугу – проучившись семестр-два, они или сами идут из университета, понимая, что не тянут такие нагрузки, или вылетают за неудовлетворительные результаты. Часто после этого они уже не идут учиться дальше. Будущее они получают также соответствующее».

Действительно ли это так?
«Свідомо» предложило Минобразования взять престижные ВУЗы и сравнить: как сдают сессию те, кто занял бюджетные места без конкурса и те, кто выиграл его своими баллами. После двух месяцев министерских и собственных поисков мы получили данные по семи университетам. За 2008-й и за 2009-й или 2010-й годы (где что выдрали). В результате впервые получилось увидеть, правду ли говорят преподаватели, уверяя, что льготники хуже учатся.

Как сдают сессии «бюджетники»:


В шести из семи ВУЗов, по которым удалось получить данные, льготники отстают в оценках от остальных бюджетников. Больше всего – на 1,2 балла в среднем по пятибалльной шкале – на факультете «Международная экономика» в ведущем экономическом университете страны – имени Вадима Гетьмана. Велико отставание и на факультете «Международные отношения» в самом престижном университете имени Тараса Шевченко. Кстати, именно на этом факультете учится Анастасия Водоводова. Киевлянка, сдавшая на 200 все три теста, подавшая документы на специальность «Связи с общественностью» в тот же университет Шевченко. И забравшая их, потому что все места были заняты льготниками...

Почему же в одном из семи университетов – строительства и архитектуры – льготники имеют лучшие оценки?


Вот какие объяснения мы нашли. Во-первых, на факультете архитектуры там мало льготников – в прошлом году было лишь двое.

А во-вторых, как высказался третьекурсник этого университета Михаил: «Университет всегда был и является «блатным».

«Те, которые учатся сейчас на бюджете, проходили, в основном, «по собеседованию». В основном это дети очень состоятельных родителей, для которых дать взятку в несколько тысяч «зеленых» – не проблема. У меня полгруппы таких. Соответственно и учатся они тоже не очень охотно – все вопросы на сессии решаются по классической схеме. Льготники же просто учатся – как могут, как удается. Их особенно никто не душит из преподавателей, потому что их мало».

Если льготники, в основном, учатся хуже, если льготы подделывают и покупают, почему же власть их не упразднит?

Кто оберегает льготников?

Проще перечислить тех, кто требует отменить их льготы.

Прошлой осенью на встрече директоров школ с тогдашним премьером Юлией Тимошенко это сделала Галина Сазоненко. Она директор Киевского гуманитарного лицея им. Тараса Шевченко – одной из школ-рекордсменов страны по подготовке детей, получающих 200 баллов на тестировании.

Тогда же такой проект закона написал однопартиец Тимошенко Владимир Яворивский. (Тем самым выполнив обещание, данное «Свідомо» во время предыдущего нашего расследования этой проблемы. Мы узнали, что Яворивский – один из авторов льгот. В 1991-м он уговорил Раду дать льготу на поступления «чернобыльцам». Когда мы попросили его вспомнить – зачем, Яворивский пообещал инициировать отмену большинства льгот.)

Прошло полгода, а законопроект Яворивского так ни разу на голосование и не вынесли. Он «застрял» в комитетах.

«Проект прошел по комитетам, и некоторые выдвинули свои претензии. Комитет по экологии и Чернобыльской катастрофе не воспринимает его в том виде, в котором подал я, потому что он отменяет льготы «чернобыльцам». В Раде же сидят популисты, которые якобы сейчас «хорошие», и боятся стать «плохими» в глазах людей, если проголосуют за отмену льгот», - объяснил Яворивский «Свідомо».
Изменить это по силам новому Президенту. Виктор Янукович за неделю нашел в Раде голоса для отставки правительства Тимошенко. Еще за неделю – для новой коалиции. Теперь у него есть все возможности, чтобы сделать двери в ВУЗы для всех одни.

Максим Опанасенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: льготники, учеба, бюджетники, Максим Опанасенко

Додати в: