Вместо торговых рядов Анроса просто улица
Возле рынка «Нива» в Чернигове, за куполом (от «Ощадбанка» до ступенек на улицу Доценко), снесли 82 бутика. Участок 17,9 сотки, на котором были расположены бутики, арендовал у города 33-летний предприниматель Максим Андрос. Сын Сергея Андроса, нардепа двух созывов, первого зама мера Александра Соколова. Договор об общей инвестиционной деятельности был заключен между коммунальным предприятием «Парковка и рынок» и Максимом Андросом до 2030 года..

В демонтаже бутиков участвовало коммунальное предприятие «Муніципальна варта».
— Почему демонтировали, если срок аренды земельного участка до 2030 года?
— Договор отменен депутатской сессией Черниговрады. За это проголосовали депутаты. Они отменили решение, согласно которому «Парковка и рынок» обладала этим земельным участком. Максим обжаловал это решение в судах! Вопрос был вынесен на комиссию Черниговрады. Ее вывод: размещение бутиков незаконно, объясняет Виталий Хрустицкий, начальник «Муніципальної варти».
— Что будет на месте торговых рядов?
— Благоустройство. Зеленые насаждения. Просто улица. МАФов (малых архитектурных форм — ларьков, бутиков) не будет. Если вы думаете, что это очистка, чтобы ввести других людей, то это не так.
«Не дожидаясь решения суда, нас выкинули»
— Все с понедельника разбирают, — говорит реализатор Алла Федосеевна. Торговала в бутике, уже разрушенном.
— До понедельника дали постоять. А потом кто куда пошел. Аренда была 1150 гривен в месяц за 5 квадратов (дороже, чем на «Ниве». Там за такую же площадь — 900). Бутик три на два метра, хороший. Роллеты.
— В конце февраля прошлого 2017 года расторгли договор аренды земли, — добавляет предприниматель Людмила Хоменко. — Не дождавшись решения Высшего суда, нас выкинули.
— Нас вызвала муниципальная полиция, предупредила перед Новым годом, — вспоминает подруга Людмилы.
— Мы попросили перестоять новогодние праздники. Они раздали бумажки, что 22 января мы должны полностью отсюда убраться, — показывают напечатанное предупреждение.
— Бутики — наша собственность, — объясняет Людмила. — Ставили за свои собственные деньги. В мой 18 тысяч гривен вложено. Сейчас идет демонтаж. Хозяин (Максим Андрос) обещает, что кому он не доотдал деньги, отдаст.
— Почему все это произошло?
— Есть подводные течения, — размышляют торговцы. — Видно, цену не поделили. Говорят, идите, пожалуйста, в «Ниву», «Нива» пустая. Когда ходили на прием к мэру Владиславу Атрошенко, он сказал прямым текстом: «А вы что, хотите на проходняке стоять? Идите в рынок. Рынок большой, всем места хватит». Закройте тогда «Привокзальный». Зачем одну «дорожку» закрывать? Оставьте «Ниву» и «Центральный».
«Было все в порядке и вдруг стало мешать»

В Черниговраде создали комиссию. Меня никто не пригласил, — рассказывает Максим Андрос. — Было все в порядке и вдруг стало мешать.
Я заказал в Торгово-промышленной палате независимую экспертизу. Сделали. Все соответствует нормам.
На сессии поздно вечером принимают решение забрать землю у «Парковки и рынка». Она у этого предприятия во временном пользовании. Забирают у «Парковки», таким образом у нас ее выбивают из-под ног. «Парковка» говорит: мы ни при чем, у нас забрал горсовет.
Я подаю в суд. Местные суды решили в пользу Черниговрады. Сейчас открыто производство в Высшем суде.
Встреча была с Виталием Хрустицким, начальником «Муніципальної варти». Он сказал, что люди стоят незаконно. Людям сообщили о штрафах. А мне сказали, если не уберешь, если не уйдешь, есть решение комиссии, мы тебя сносим. Так что уходим.
Пошел демонтаж. Часть на металлолом. Некоторые себе хотят купить бутики.
Когда сносили, некоторые плакали.
— Сколько платили?
— 12 тысяч гривен — за использование торговой марки «Парковка и рынок». Около 12-13 тысяч — за аренду земли. Уходило тысяч 8-9 на охрану, свет, платежи по СПД.
Ситуация нелепая. Мы все платили. Я молодой, ладно. Меня поддушили — я умылся и пошел дальше. А бабушка, которая работала реализатором? А 82 предпринимателя, за которыми два-три человека семьи?
— Чем будете заниматься дальше?
— Найду занятие. С государством связываться по поводу аренды? Хватит.
— Когда вы брали эту землю в аренду, ваш отец был при власти. Сейчас нет. Может, потому вся эта история происходит?
Власть приходит и уходит. Разрешение я получал в 2015 году. Отец на пенсии. Собой занимается, внуком. Мой 9-летний Сын — картингист, есть серьезные успехи.
* * *
проварка слуха
«В таком количестве, как раньше, покупателей нет»
В городе обращают внимание также на то, что и на «Привокзальном» количество торгующих уменьшилось. Неужели правда, что всех хотят загнать в два рынка — «Центральный» и «Ниву»?
— Почему мало покупателей? Аренда поднялась?
— Подняли. В пределах 2000 гривен за два бутика, — говорит предпринимательница, 54-летняя Татьяна Гален. Торгует шторами. На «Привокзальном» 15 лет. — Но не в этом основная причина. Близко оптовая база на Мазепы. Часть людей там. Молодежь в «Голливуде». Или повыезжала. Кто в Интернете покупает.
— Олег Мороз, директор «Нивы», как-то сказал «Вести», что всегда свой покупатель будет и на рынке, и в магазине.
— Правильно сказал. Но в таком количестве, как раньше, покупателей нет. Часть бутиков закрыта. Возможно, дирекция нашего рынка ничего не сделала, чтобы белорусов привлечь. Вещевой «Привокзального» держится только за счет того, что рядом продовольственный. Кто приходит на продовольственный, к нам по пути заглядывает.
Зимой у меня мало покупают. Шторы — на весну, лето. Некоторые богатые по престижу ходят в магазин, не могут, якобы, опуститься и прийти на рынок. А некоторые, кто с головой дружит, здесь. Они тут экономят. Из Беларуси батюшка покупал и для дома, и для церкви. Пальчиком тыкалось, что брать, все пальцы в бриллиантах.
Валентин Малый: «Рынки жили и будут жить»
— Уменьшается «Привокзальный»?
— Нет. Не уменьшается, — возражает 53-летний директор вещевого рынка «Привокзальный» Валентин Малый. — Бутиков 300 на территории. Мало открыто, потому что холодно. Аренда поднялась на 15 процентов. 150 гривен за квадратный метр. Было 132. Минимальная зарплата поднялась, электричество. Наоборот, развиваемся, столы делаем для рассадников (торгующих рассадой).
— Для удобства сябров не будет реконструкции?
— Им очень удобно. На вокзале автобусы останавливаются. Парковка одна, другая. Если банк захочет обменник поставить, найдем место.
— Почему возникли разговоры, что загибается «Привозальный»?
— Не знаю. Рынки жили и будут жить.
— Вы покупаете одежду на рынке? Курточку, в которую одеты, где покупали?
— В магазине. Удобнее.
«С 15 января до 1 марта — мертвый сезон»
На овощном рынке возле «Привокзального» аренда дороже.
— Аренда поднимается каждый год, — говорит 40-летняя предпринимательница Татьяна Головко, торгует овощами, опт. — Если мы за это помещение до нового года платили 2800 гривен, то теперь 3200.32 квадрата. Квадратный метр — 100 гривен. Бутик наш. Покупали, вкладывали деньги. У нас не аренда помещения, а аренда земли.
Цена постоянно повышается. И раньше было повышение. Получается, в год на 400 гривен они поднимают аренду. Низкая покупательная способность, поэтому повышение аренды заметно.
Местовое на овощном — 60 гривен. Когда нет мороза, девочки торгуют. Все дни недели, кроме понедельника. Покупателей мало, потому что холодно.
— Сокращения рынка не планируется, — сказал заместитель директора рынка «Росток РМК» (овощного) Владимир Скляр. — 15 января до 1 февраля и даже до 1 марта мертвый сезон. После праздников нет денег, это во-первых. Во-вторых, холодно.
— Что нового?
— Осенью и в декабре разделились оптовики и розничная торговля. Для удобства.
Тамара Кравченко, Юлия Семенец, «Весть» №5 (785) от 1 февраля 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




