Артем Стах: «Я не знаю, улыбаться мне или нет…»
Обвинитель Белобров думал — нужно давать взятку, подозреваемый Стах имел в виду разрешительные документы, а попавший под раздачу Бушак радовался, что ему отдают долг
Прошло четыре месяца с тех пор, как киевский предприниматель Вячеслав Белобров обвинил начальника управления торговли Черниговского горсовета Артема Стаха в вымогательстве взятки в размере 2000$ за разрешения на использование двух складов. Но только сейчас во всю силу, почти каждый день, идут судебные заседания, опрошена большая часть свидетелей — оставшиеся упорно не появляются в зале суда.
Все было предрешено еще год назад
На каждом заседании даже, казалось бы, второстепенные свидетели выдают данные, которые кардинально меняют ситуацию. 28 июля допрашивали уполномоченного по особо важным делам УБОП Александра Харченко, который принимал заявление Белоброва и составлял протоколы. Оказалось, что в отношении Стаха еще с 14.07.2008 года велась ОРД (оперативно-розыскная деятельность), то есть, было заведено оперативно-розыскное дело, за ним следили и прослушивали разговоры, и уже тогда предполагалось применить «контрольную (оперативную) закупку». Уже тогда в протоколе была проставлена ч. 2 ст. 368 Уголовного кодекса Украины (вымогательство и получение взятки).
Теперь суду надо разобраться, предоставил ли, наконец-то, Артем Стах подходящий повод и действительно попался на взятке, или заждавшиеся оперативники после длительной прослушки и слежки дождались подходящего расклада и обыграли ситуацию в своих целях?
Версия Вячеслава Белоброва: «Я так понял»
Обвиняющий Артема Стаха во взяточничестве киевский предприниматель ситуацию видит так. У киевской фирмы по производству полиэтиленовых пакетов дела шли плохо и руководители ее решили открыть производство в Чернигове. (Почему они решили, что здесь будет лучше — непонятно). Заместитель директора ООО «Премьер-пластик» Вячеслав Белобров занялся получением разрешений на торговлю со склада в Чернигове. Подобрав по объявлениям подходящий склад по Любечской, 46д, он стал добиваться встречи с начальником управления торговли Артемом Стахом. Хотя в управлении есть специалисты, которые непосредственно занимаются этим, а Артем Юрьевич уже довольно длительное время был на больничном, хотя в управление наведывался. Получив в общем отделе горсовета номер личного (!) мобильного телефона Стаха, Белобров стал ему названивать и приезжать к нему на встречи. Трижды он подлавливал Стаха в управлении, и каждый раз не имел при себе необходимых документов: то в договоре аренды помещения не было печати, то неправильно проставлен адрес, разрешений из МЧС и санстанции не было вообще. Да и в Чернигов он приехал без своего индивидуального налогового номера, и когда нужно было оплачивать квитанции в банке, просил об этом постороннего человека. Во время одной из встреч на его вопрос Стаху: «Что это будет стоить?» Стах, якобы, оторвал стикер желтого цвета, написал на нем «1000$», молча показал и забрал бумажку назад. «Прямо он ничего не говорил, но я для себя понял — нужно давать взятку, без нее ничего не получится».
20 марта, приехав в Чернигов на маршрутке, перезвонив по обыкновению Стаху на мобильный, спросил: «Можно ли такое же разрешение получить и на склад по Квитневой, 23?». Услышав ответ: «Можно, но на таких же условиях, что и по Любечской», договорившись о встрече через часок, сам направился в УВД области, где написал заявление о вымогательстве, получил меченые 2000 долларов купюрами по 100 долларов. По приезду в управление стали обсуждать вопрос оплаты в банке двух квитанций по 340 гривен за выдачу разрешений. Стах написал на бумажке реквизиты банка. Белобров не знал город (здесь его возил в своей машине помощник), поэтому Стах написал на другой бумажке номер мобильного телефона некоего Гриши и сказал: «Вот мой помощник, тебе нужно будет с ним встретиться». Белобров расценил это так: «Я четко не помню, как он сказал, но для себя сделал однозначный вывод, что сумму взятки нужно будет передать человеку, указанному в записке». Перезвонил Грише по номеру на бумажке, встретился с ним в машине возле «Укрсоцбанка» и передал меченые деньги. Стикер с телефоном Бушака у него изъяли и приложили к делу.
Версия Артема Стаха. Так «мой» или «твой»?
— …В третьей декаде февраля мне позвонил киевский предприниматель Вячеслав Белобров с вопросом о разрешении на осуществление торговой деятельности. Меня удивило, что он позвонил на личный мобильный телефон и сказал, что номер дал мой руководитель. Как потом выяснилось в ходе следствия — руководитель номер не давал, подчиненные тоже не могли этого сделать, во всяком случае, раньше такие прецеденты не наблюдались.
Я ответил, что в данный момент нахожусь на больничном, но он может обратиться к специалистам управления. В ответ прозвучало, что он хочет ускорить процесс, общаясь непосредственно с начальником. Я не видел ничего предосудительного в том, чтобы проконсультировать его лично и пригласил в управление в конце дня, точного времени встречи не назначая. Встретившись, объяснил: в данное время, до момента принятия нового положения, выдача разрешений приостановлена, дал консультацию, написал на листке бумаги перечень требующихся документов и с ним попрощался. Он еще звонил несколько раз и приезжал еще в начале марта, сказал, что проблематично получить разрешение санеэпидемстанции и МЧС и поинтересовался — можно решить вопрос без наличия этих документов? Я, естественно, ответил: есть порядок, который предусматривает наличие определенного пакета документов, если чего-то не хватает — выдача разрешения невозможна. Потом Белобров еще звонил в марте и интересовался, можно ли получить разрешение на адрес по Квитневой, на что я ответил: «Можно на тех же условиях»
После его звонка утром 20 марта мне перезвонил Григорий Бушак. Он хотел поговорить о трудоустройстве своей жены. Накануне сломался мой старый телефон, там остался его номер, и когда в телефоне высветился неизвестный номер, я спросил: «Это кто?», оторвал стикер и во время разговора записал его номер. Во время короткой встречи спросил, где документы его жены, удивился, что их при нем нет. Поднявшись в кабинет, сразу перезвонил по номеру, который записал — уточнить правильно ли записал, внес этот номер в телефонную книгу, и эту бумагу с записанным номером положил слева на столе. Где-то в 11.00 пришел Белобров, показал документы на второй склад по адресу Квитневая, 23, договор аренды. Я ему предложил написать заявление установленного образца, а сам вышел из кабинета с целью взять счет банка, по которому нужно проплатить за размещение этих объектов, и узнать, не появилась ли специалист, которая бы занялась документами. Ее кабинет находится метрах в 50 от моего, и минуты три я отсутствовал. Теперь я почти уверен, что Белобров взял со стола в мое отсутствие эту бумажку с номером телефона Гриши. Он не знал, где находится банк, поэтому я сказал: «Вот твой помощник, тебе нужно будет с ним встретиться» — имея в виду его черниговского знакомого.
…После этого он звонил, когда я был в дороге и плохо слышал, да и не хотел разговаривать за рулем. Разобрал его слова: «Передаю две за два», ответил, что не нужно никому ничего передавать.
…Подъехал к центру «Відродження». Собрался выходить, меня подрезала «девятка», оттуда вышли люди, представившиеся сотрудниками ОБЭП, и меня задержали.
Григорий Бушак: «Я одной ногой уже был в Египте…»
Еще одна версия событий — от второго обвиняемого...
Утром 20 марта Артему Стаху позвонил его знакомый Григорий Бушак, помощник депутата горсовета Дмитрия Шевчука. «Это мы сейчас с ним в одной клетке, а так мы со Стахом не очень», — сказал об этом знакомстве Бушак. Звонил он с просьбой помочь в трудоустройстве жены. Подъехал к нему в управление, переговорили пять минут и уехал. Через некоторое время в телефоне высветился на номер Стаха — «Проверяю, твой телефон или нет».
В жизни у Бушака было обстоятельство, которое сыграло в данной ситуации роковую роль — он ждал, что вот-вот старый должник ему отдаст 1500 долларов, но предполагал, что отдаст больше, ведь занимал два года назад. Поэтому когда ему кто-то позвонил и назначил встречу возле «Укрсоцбанка», он решил, что этот человек вернет ему долг, и уже мыслями был в Египте, куда договорились поехать с друзьями в случае, если вернут деньги. Получив без лишних слов деньги, отъехав 100 метров, остановился возле здания по Пушкина, 16 и стал пересчитывать деньги — не фальшивые ли. И когда оперуполномоченные открыли дверь, не очень удивился, так как знал, что должник его был очень сомнительной личностью и мог втянуть его в историю…
***
В ходе допроса из вопросов прокурора присутствующие узнали о якобы происходившей интенсивной переписке в это утро SMS-ками между Бушаком и Стахом. Но Стах полностью отрицает то, что он посылал эти сообщения. Бушак же, получивший текст: «Позвонит человек, нужно встретиться, забрать два документа», расценил это как сообщение о документах, необходимых для трудоустройства жены. Остальные сообщения он не читал — нельзя в дороге. Что интересно — ни одно из этих посланий не сохранилось после того, как телефоны вернули их владельцам после нескольких часов пользования ими без составления протокола, необходимого в таких случаях.
И пока что собранные тома дела — разрозненные кусочки головоломки, которую предстоит решить…
Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд» №31 (112)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Артем Стах, суд, Лариса Добрынина




