Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Рукотворный вирус. Что нового надо знать о туберкулезе (журналистское расследование)

Рукотворный вирус. Что нового надо знать о туберкулезе (журналистское расследование)

Рукотворный вирус. Что нового надо знать о туберкулезе (журналистское расследование)

Об этом не предупреждает Министерство здравоохранения. Но есть серьезные свидетельства, что в Украине ширится новая форма туберкулеза, неизлечимая обычными препаратами.

Чем это опасно?

Вот какие слова для Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией были cписаны в этом году c Украины. «...быстро растет уровень туберкулеза с множественной и чрезвычайной медикаментозной резистентностью, которая увеличивает стоимость лечения больных почти в 100 раз».
Если расшифровать сложные медицинские термины, эти слова означают, что лекарства, обычно использующиеся для лечения вируса, больше не действуют. Болезнь научилась защищаться! И это при том, что с 1995 года туберкулез в Украине признан эпидемией! За девять последних лет лишь денег налогоплательщиков (не учитывая помощи благотворительных фондов и международных организаций) на борьбу с вирусом было потрачено 736 млн. гривен! Но он не отступает. Только за прошлый год в Украине было выявлено 35 925 впервые инфицированных людей!

Количество впервые выявленных больных туберкулёзом (по годам)


«ТУБЕРКУЛЕЗ В УКРАИНЕ», Аналитически-статистический справочник  за 1998-2008 годы, подготовленный Минздравом

Особая опасность туберкулеза состоит в том, что никто из нас от него не защищен. Это не СПИД, пути попадания которого в организм способен перекрыть любой из нас! Защиту от туберкулеза усиливает разве что мощный иммунитет. Сбалансированное питание, спорт, отказ от курения, наркотиков, алкоголя и отсутствие перегрузок на работе. Если же ваш организм ослаблен, достаточно проехаться в маршрутке - и... Вот почему, например, разгул туберкулеза в тюрьмах - это далеко не только проблема тех, кто туда попал! СИЗО и зоны, откуда освобождаются больными, эксперты в один голос называют одним из мощных источников эпидемии туберкулеза среди обычных украинцев! Больше того, палочка Коха и так живет в каждом третьем, лишь ожидая своего шанса.
Леся Вовчко, медсестра из Запорожья, работала с детьми, больными сахарным диабетом. Подозревает, что подхватила вирус в санатории, куда возила их на оздоровление.
«Через неделю после того, как мы вернулись из санатория, я узнала, что одновременно с нами там находился человек с открытой формой туберкулеза. И я, как больная диабетом, - самая первая в группе риска», - говорит женщина.
Появление формы, стойкой к обычным лекарствам, в этих условиях - крайне плохая новость. Что хуже, Минздрав молчит об этом, не обращая внимания людей на увеличение опасности! Свидетельства для Глобального фонда, которыми мы начали этот материал, были написаны не в министерстве, а... в Фонде Рината Ахметова «Развитие Украины».
Второе свидетельство мы нашли, проверяя стенограммы парламентского комитета по вопросам здравоохранения - 4 марта его глава Татьяна Бахтеева заявила на заседании, что новую, мутированную форму заболевания имеют уже 30% людей, впервые узнающих о том, что больны. А 75% тех уже заболевших приобретают ее, когда… лечатся.

Если использовать эту оценку, выходит, что стойкий к лекарствам туберкулез в прошлом году поразил 10 000 людей, инфицированных впервые, и еще 360 000 – болевших ранее!
«По темпам его роста Украина - вторая в Европе. Если раньше для лечения больного туберкулезом хватало двух-трех препаратов, то сейчас необходимо уже пять-семь видов лекарств. Это увеличивает срок лечения с четырех месяцев до двух лет», - так описала последствия на заседание комитета Т. Бахтеева.

Почему стойкая форма распространяется?

   
Ответа мы пошли искать в Фонде Ахметова. Почему мы уделяем ему столько внимания в этой статье? Потому что в борьбе с туберкулезом эта организация показывает результаты. В Донецкой области, одной из наиболее проблемных, за последние три года, когда этим занималось «Развитие Украины», заболеваемость туберкулезом снизилась на 4%, смертность - на 2%. Опыт Фонда в этой области и подготовленная им новая стратегия борьбы с эпидемией во всей Украине убедили Национальный совет противодействия СПИДу, туберкулезу и другим социально-опасным заболеваниям отдать «Развитию Украины» право получать деньги Глобального фонда.
Вот что о причинах образования и распространения стойкой к лекарствам формы нам сказала Татьяна Билык, руководитель проекта фонда «Остановим туберкулез»:
«Во-первых, очень часто для лечения не хватает препаратов. Даже если они есть, из-за нерегулярных поставок больные прерывают лечение - и возникает устойчивость вируса. Во-вторых, больные люди с обычной формой туберкулеза лечатся в одном помещении с людьми со стойкой формой. Они заражают друг друга, и не исключено - создают новый вид вируса».
Мы решили проверить эти слова с помощью врачей и больных из тубдиспансеров.

Хватает ли лекарств?

Обычный вирус туберкулеза лечат препаратами первого ряда. Если в организме пациента возникает устойчивость к первому ряду - назначают второй. Если и ко второму - есть третий, резервный, ряд.
Вот цитаты из писем, написанных главными врачами противотуберкулезных диспансеров в марте этого года – в ответ на вопрос комитета Верховной Рады по здравоохранению о ситуации с лекарствами: «…В Автономной  Республике Крым препаратов I-го ряда хватает только на первый квартал, а препараты II-го ряда (амикацин, канамицин, левофлаоксацин) совсем отсутствуют», «…В Черкасской области в связи с нерегулярными поступлениями полностью отсутствуют стрептомицин», «…В Житомирской области не хватает таких препаратов, как стрептомицин и этамбутол», «…В Закарпатской области обеспеченность по отдельным противотуберкулезным препаратам составляет полтора-три месяца (рифабутин, изониазид, моксифлоксацин и прочие)», «…Полтавская область имеет запас стрептомицина, изониазида, протомида, амикацина сульфата только на два-четыре месяца», «…В Донецкой области отсутствуют такие препараты, как капреомецин и протамид», «…Кировоградская область указывает на ограниченное количество стрептомицина - обеспечены только на четыре  месяца, а сред Левенштейна-Йенсена с препаратами I-го и II-го ряда - хватит только на два месяца». Даже если эти препараты сейчас и появились, проблемы это не решает. Вот что о перерывах в лечении говорит Всемирная организации здравоохранения: «Прерывание лечения - один из основных факторов образования устойчивости ко многим видам противотуберкулезных препаратов».
При этом парламентский комитет утверждает, что проблема не в деньгах:
«Если раньше это можно было оправдать плохим уровнем финансирования, то, начиная с 2006 года, оно значительно улучшилось. В Государственном бюджете Украины на 2008 год для борьбы с туберкулезом было предусмотрено 236,8 млн. гривен. Кроме того, еще 100 млн. было выделено на приобретение рентгеновских аппаратов и другого лабораторного оборудования. Но, к сожалению, Министерство здравоохранения не смогло профессионально распорядиться этими финансовыми ресурсами» - говорилось в заявлении Комитета в марте этого года.

Разделяют ли пациентов с разными формами вируса?

Как этого совета придерживаются, «Свідомо» рассказал Валерий ПЛИС, молодой парень-сантехник. Он провел в столичном тубдиспансере полтора года: «Какой там «устойчивый-неустойчивый»! У нас почти никто не знал, у кого какой! Там люди с открытой и закрытой формой в одной палате лежат! Всем дают препараты первого ряда. Если они есть. А второй ряд - только для избранных. И то за деньги. Может быть и так: один уже почти вылечился, а у другого - открытая форма, ходит - всех заражает заново. И - соседние кровати!» - эмоционально жестикулирует Валера.
В марте этого года Т. Бахтеева и ее коллега по комитету и Партии регионов Вячеслав Передерий (до избрания в Раду - заместитель министра здравоохранения) предложили парламенту принять закон об обязательности изоляции пациентов с разными формами. Но он до сих пор лежит без движения.
«На сентябрь-октябрь мы запланировали парламентские слушания по теме туберкулеза. Я думаю, после них поправки будут проголосованы», - обещает Бахтеева.
А пока пациенты с разными формами заболевания лежат в заплесневелых палатах или убегают на улицу, где инфицируют новых жертв. Их можно понять.
«Нормальных людей очень мало на стационаре. Просто они не могут находиться в тех комнатах, в абсолютной антисанитарии и потому приходят только утром. За лекарством и на процедуры», - говорит Валера. Он иллюстрирует атмосферу в тубдиспансере собственноручно отснятым на скрытую камеру видео, где пациенты вкалывают себе наркотики прямо в палате.

К чему приводит такое лечение?

«Лена из третьей палаты умерла сегодня», - отвлекается парень на СМС-ку. Говорит: такие сообщения приходят чуть ли не каждый день. Ему сложно припомнить выздоровевших людей. Хотя ему самому удалось. После полутора лет лечения. Хотя первые месяцы, возможно, его не лечили, а создавали  устойчивую форму вируса.   
«Девять месяцев меня лечили от обычной формы. Я пил эти таблетки. Никаких анализов на устойчивость мне не делали. Я не знал, что у меня может быть какая-то другая форма. А когда я увидел, что на меня махнули рукой, то пошел в Институт фтизиатрии и пульмонологии. Там мне сразу же сделали анализ на устойчивость и прописали препараты второго ряда, а не первого, которыми лечили до этого», - рассказывает Валерий.
Он попытался получить эти препараты в своей больнице. «Мне говорили так: «Хочешь - иди покупай. У нас этих препаратов - лишь на двоих людей. Из пятидесяти». А купить их можно было лишь в аптеке при Институте. Тратил где-то 250 долларов на месяц. Жить-то хочется».
«Путь к жизни» - так назвал Валерий свою общественную организацию, которую сам основал, когда выздоровел. Теперь вместе с единомышленниками помогает наркоманам, алкоголикам, больным туберкулезом и СПИДом.
К чему приводит такое лечение в тубдиспансерах, говорит даже официальная статистика Минздрава. От палочки Коха каждый год спасается все меньше людей. Другие или превращаются в хронических больных, или умирают.

Клиническое выздоровление больных туберкулезом (в процентах ко всем больным активными формами туберкулеза):

 «ТУБЕРКУЛЕЗ В УКРАИНЕ», Аналитически-статистический справочник за 1998-2008 годы, подготовленный Минздравом

Когда мы проверили, что предусматривает стандарт Всемирной организации здравоохранения, оказалось, что излечиваться должны 85% инфицированных!

Как себя защитить?

Министр здравоохранения Василий Князевич, назначеный на эту должность по инициативе Президента, в очередной раз отказал нам в просьбе прокомментировать действия министерства.
Вот простые советы врачей:
- Делать вакцинацию детям после рождения и в возрасте семи и 14 лет.
- Всем раз в год проходить проверку - делать флюорографию (снимок легких). Если вы ощущаете слабость, быстро худеете или же постоянно кашляете - срочно проверьтесь!

Виктор Заболоцкий

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Виктор Заболоцкий, туберкулез

Додати в: