Вниз по Десне – "из варяг в греки" (фото)
Сочетать приятное с полезным, к сожалению, удается не всегда. Но это не касается путешествия вниз по красавице-Десне, которое предприняли 19 энтузиастов. В четверг, 2-го июля в 16 часов от причала Черниговского речного порта в направлении Киева ушла красавица-ладья «Сварог», на борту которой находились пять членов «регулярного» экипажа ладьи, и 14 журналистов, которым за время путешествия придется стать настоящими мастерами в управлении судном X века.
Команде «Сварога» предстоит пройти под парусом и на веслах 297 км по водной глади Десны по маршруту Чернигов – Остер – Киев. Издревле Десна известна как важная транспортная магистраль. В IX-XI столетиях она была боковым ответвлением древнего торгового пути "из варяг в греки". Поэтому, главная цель проекта нынешнего – популяризация и охрана культурного наследия Украины. А его научное задание – эксперимент по воссозданию технологий и моделированию событий эпохи средних веков. Капитан ладьи, Сергей Воронов, директор Департамента подводного наследия Украины Института археологии АНУ уверен, что в субботу, 4-го июня судно пришвартуется в Киеве.
Спуск от Чернигова до Киева по Десне - это, далеко не первое путешествие «Сварога». Мастер Петр Губарь воссоздал натуральную действующую копию военной ладьи X века в 2003-м году. Спуск судна на воду состоялся прямо в акватории Черниговского речного порта.
Не считая ежегодных переходов под Киевом, «Сварог» прошел:
2000 - 2001г.г. - «Из варяг в греки» (от Санкт - Петербурга до Стамбула)
2002г. – переход посвящен 210-летию высадки запорожских казаков на Тамани
(от Киева до полуострова Тамань).
2003г. – по «Великому Шелковому пути» (Из Мариуполя по Азову и Дону)
2004г. - из Киева до Гданська (Польша)
2008г. – путешествие по одному из торговых путей древней Руси по Десне (от Новгород-Северского до Киева). Эта экспедиция была посвящена 1020-летию крещения Руси.
В Чернигов искатели приключений прибыли из Великого Новгорода. Там к 1150-летию города местные власти впервые в России организовали гонки на ладьях.
- «Сварог» представляв Україну на міжнародній вітрильній регаті – параді історичних кораблів, яка відбулася під Новгородом на озері Ільмень, - рассказывает капитан судна Сергей Воронов. - Там були представлені різні кораблі з Північної і Центральної Європи, і «Сварог» отримав майже перше місце. Я чому кажу «майже», тому, що головні наші конкуренти просто не змогли дійти, і наша перемога стала поза конкурсом, тому що такого гарного і точного корабля, котрий би відповідав історії середніх віків просто не було.
На наш вопрос о том, как энтузиасты добирались из Великого Новгорода до Черниговского порта, Сергей Воронов с усмешкой ответил: «На автотрейлері!», и добавил, что если бы им пришлось двигаться водным путем, то это заняло бы полгода!
Как правило, любой маршрут судна – это целое приключение для его участников. Один из членов команды рассказал, как им пришлось в 2003-м году идти из Мариуполя в Ростов-на-Дону. Судно не хотели выпускать из порта. Как оказалось, для суден такого водоизмещения обязателен биотуалет и холодильник. Экипаж долго пытался доказать чиновнику порта, что на судне X века места для биотуалета просто нет, как и нет электричества, от которого могли бы запитать холодильник. После того, как «Сварог» прибыл в Ростов, один из членов команды повесил ведро с хлоркой, на котором большими буквами написал «WC», а на пустой железной бочке: «Refrigerator»…
Справка:
Ладья «Сварог» построена в 2003-м году в Чернигове из сосны и дуба. Длина ладьи 12 м, ширина 3,2 м, высота борта над водой около метра, осадка от 40 см, высота мачты с прямоугольным парусом – 11 м, 5 пар весел, из которых «работают» 3+3. Средняя скорость на веслах по течению Десны - 5 узлов (свыше 9 км/час). Против течения судно будет плыть, но как говорят члены команды – «оч-ч-чень медленно». Даже по средневековым меркам, «Сварог» невелик, и был бы предназначен скорее для военных целей, чем для перевозки товаров, так - как грузить товар фактически некуда.












Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




