Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Как черниговцы в воду глядели (мнение специалистов)

Как черниговцы в воду глядели (мнение специалистов)

Как черниговцы в воду глядели (мнение специалистов)

Новость о грядущем добавлении в черниговскую воду какого-то американского препарата взбудоражила город. Разговоры, в основном, шли на двух уровнях — обывательском («присмотрелась — химия одна!») и местечково-политическом («им лишь бы карманы набить!»). Думается, все же, что при обсуждении такого рода вопросов слово нужно давать прежде всего ученым и специалистам. Что мы и делаем.

Кому это нужно?
Возбудителем спокойствия в Чернигове стал  Александр Шкинь, начальник КП «Водоканал»: «Моя задача революционная — создать ситуацию, из которой можно было бы вынести правильные решения по улучшению качества воды».
Революция в части улучшения качества воды — это, конечно, хорошо, но стоило ли сразу же будоражить горожан заявлениями о необходимости прочистить ржавые трубы, только вскользь упоминая о безопасности предложенного способа? Речь идет о препарате американского производства “Sea Quest», изготовленном на основе полифосфата натрия — ингибиторе, добавление которого в небольших количествах в коррозионную среду приводит к уменьшению скорости коррозии металлов. Стоило ли предлагать технологии, о которых не знают местные специалисты и, главное,  не подтвержденные опытами и исследованиями на человеческом организме? Широко известно о применении полифосфатов в России (но только в технической воде!) на предприятиях  в теплоносителях систем  энергетики и водотеплоснабжения,  в легкой промышленности (текстильной и кожевенной) для защиты от отложения кальциевых солей. Активно полифосфат натрия применяется для умягчения воды в промышленности  и в технологическом процессе бурения скважин.
Информация о том, что нет заключения, основанного на многолетних наблюдениях за воздействием этого препарата на человека (кстати, почему же они не велись?), перечеркивает напрочь все абстрактные ссылки на применение этого препарата в Америке, Израиле и так далее.

Александр Шкинь:
— Улучшение качества воды — это кредо нашей компании, и я должен предпринимать меры против вторичного загрязнения нашей действительно чистой артезианской воды. Этого требуют и горожане, которые приносят бутылки с ржавой и мутной водой, и Госстандартметрология, выставляющая нам жесткие санкции — штраф в размере 25% от стоимости поставленного объёма загрязненной воды. ГОСТ   «Вода питьевая»  допускает мутность воды 1,5 млг на кубический дециметр, в Чернигове же этот показатель превышает норматив до 1,65 мг. После того, как институт им. Богомольца провёл  по нашему заказу исследования, было обнаружено, что наша вода относится к третьей из четырех степени коррозийной активности. Традиционный метод промывки дает кратковременный результат. Львиную долю кредита  мирового банка   — 10 миллионов — мы направим на замену прежде всего магистральных водоводов, но этого недостаточно. В Швеции заменили все трубы на латунные, и для нас это был бы оптимальный выход.  Еще одно направление, по которому идут для улучшения качества воды, — установка домовых фильтров, но для этого должна быть нормальная домовая  разводка и большие средства. В доме по улице Независимости мы установили такой фильтр полтора года тому назад, это обошлось  в круглую сумму, а таких домов — 1300. 
О применени американского препарата  «SeaQuest», который относится к четвертому классу безопасности и является фактически пищевой добавкой, я узнал впервые в Германии, мне показали все разрешительные  документы и сертификаты. Препарат используется в 32 станах мира, России, Израиле, добавляется к пищевым продуктам, в том числе в воду. Шумиха в прессе поднялась, я считаю, по политическим мотивам,  но все это нужно еще поизучать и обсудить.   

 ***
Действительно, общественные организации подняли большой шум по этому поводу, за что им, в этом случае, огромная благодарность. Ажиотаж они подняли, а дальше эта проблема перешла на другой  уровень.
Итак, в чем заключается главная проблема: действительно чистая вода, подаваемая по трубопроводам, становится ржавой из-за того, что стенки труб наполовину заросли отложениями оксида железа (ржавчины). Так что нужно менять — воду или трубы? Что первично в этой проблеме — улучшение качества воды или спасение/замена разваливающихся проржавевших труб? 
Спор, который разгорелся на слушаниях  по теме между специалистами, имеющими отношение к воде и коррозии металлов, нашими и киевскими, мог бы  длиться бесконечно. Спорили они отчаянно, зачастую не слыша друг друга, в некоторых случаях лукавя, а то и просто говоря неправду, в чем их потом уличала противоположная сторона.
Особенным сторонником применения «Си квеста» в черниговской воде оказался киевлянин Юрий Загороднюк, председатель правления общественной организации  «Фонд развития водоочистительных технологий»,  цель которой — внедрять (также —проталкивать, лоббировать) новые  системы водоснабжения. Что интересно — остальные приглашенные киевляне помалкивали, быть может, завороженные   убежденностью, с которой  Загороднюк говорил о достоинствах добавки. Казалось — умойся водой с «Си квестом» — помолодеешь лет на двадцать:

— В Чернигове говорят, что у них  лучшая вода в Украине. Это неправда. Анализ жалоб на качество воды показал, что их в 10 раз больше, чем в других регионах. В ГОСТ «Вода питьевая» входит параметр  агрессивности воды. Так вот — у вас этот параметр не контролируется, именно по нему ваша вода не соответствует ГОСТу.
Препарат дозируется в точных количествах. Внутри организма человека  это вещество является внутриклеточным содержимым и играет роль стабилизатора солевых растворов. Оставив себе необходимое их количество,  организм   не задержит их, они просто пройдут транзитом. Так же, как проходит пиво (а в него добавляются полифосфаты). Летальной дозы для этого препарата не обнаружено. Человек весом 80 кг должен их съесть 160 кг , чтобы наступили какие-либо последствия.  Дозируются полифосфаты единицей измерения ППМ — доза 1 г на кубический метр.  В хлебе содержится 2000 ППМ полифосфатов,  в бутылке пива — 2 тысячи ППМ. 
Мы, наверное, подадим в суд на ваши  газеты, которые призывают  к  невыполнению государственных стандартов. 
   
Нина Белоусова,  кандидат технических наук, коррозионист, преподаватель Национального технического университета (Киев):
— Больше всего людей пугает  слово «американский». Но полифосфаты применяются не только в Америке, их там впервые исследовали в 30-е годы.  Дозировка препарата рассчитывается в зависимости от  жесткости воды и наличия ионов железа, в основном это 0,15 млг на литр, очень маленькое количество. В то же время ГОСТ на воду предусматривает максимальное содержание фосфатов 3,5 млг  на литр. То есть, полифосфаты не опасны для здоровья при низких концентрациях,  а коррозивность снимается  от 5 до 8 раз. Я бы приняла решение «да». Еще в этом меня убедили  заключения по токсической опасности  при применении их в Израиле, а там люди умные.  

***
Поток противоречивой и недосказанной информации, который хлынул с обсуждением этой  темы в городе, не способствует  восприятию предложенного. Приведенные примеры использования этого препарата  в Канаде, Мексике, Англии насторожили. Ведь все, кто был в Америке, говорят, что там с питьевой водой проблемы, жители затариваются бутылированной водой, а из кранов течет вода такая, что пить ее невозможно.  Где слухи, где правда? — неизвестно. Но киевляне только после долгих просьб предоставили нашим специалистам  формулу препарата, не передав пока что образцы для испытаний. 
У нас же нет оснований не прислушиваться к мнению черниговских специалистов, которые знают местные условия. 

Полифосфатов не хотим!

Александр Третьяк, кандидат биологических наук, декан химико-биологического факультета ЧГПУ им. Т.Г. Шевченко:
— Наша проблема — не в качестве самой воды, очень хорошей,  а в  системе древней водоподачи. Я слышал, что  на старых участках сгоны труб соединены вместе дубовыми муфтами. 
Если в трубах происходил процесс коррозии, он будет продолжаться, потому что в условиях водопровода в процессе коррозии участвуют  бактерии, это их основной вид геохимической деятельности. Микроорганизмы и являются самыми  главными виновниками процесса ржавления и  во много раз ускоряют его. За рубежом был выделен штамм бактерий, которые за сутки-двое в борту танкера проделали сквозную дырку. Они научатся использовать и фосфаты, и пестициды в качестве дополнительных источников питания. Они выделяют  химические соединения, которые ускоряют процессы и являются  для них источниками энергии, как для растений  — солнце. То есть, они — химотрофы — используют энергию химических соединений для своего функционирования, выделяя продукты переработки. Поэтому вода, поступающая из труб, может иметь маслянистую пленку, выработанную микроорганизмами.
Такой проблемы нет в тех регионах, где водоснабжение налажено из открытых источников, там вода хлорируется, а это  убивает все микроорганизмы. У нас не хлорируется, мы бы это чувствовали на вкус. Чтоб трубы не обрастали микроорганизмами, воду можно было бы хлорировать хотя бы раз в месяц. Но в Чернигове, видимо, боятся за качество труб — хлор агрессивный реагент, он быстро разъест оставшиеся трубы.
Фосфорная кислота содержится в кока-коле,  даже есть биохимическая лабораторная работа — определение фосфорной кислоты в кока-коле. Доказано, что люди, потребляющие более 3 литров колы в день, имеют из-за этого проблемы со здоровьем.  Но пищевые добавки мы можем дозировать, а тотальное применение такой воды может привести к неизвестно каким последствиям.  Эта добавка не уничтожит ржавчину, либо переведет ее в  нерастворимое состояние (то есть  образуется осадок и воду надо будет  фильтровать), либо в растворимую форму и мы ее выпьем. 
Как подействует эта добавка? Эксперименты ставились? Мы не знаем. Таким предложением нашу прекрасную воду приравняли к воде из регионов, которые подверглись очень сильному техногенную влиянию и требуют кардинальных действий. 
Ссылки на применение этой технологии в Германии неубедительны, особенно если знать, что там в свое время проявляли фотопленку водой из Рейна — такая  была экологическая обстановка. А в Англии к вечеру раскупают всю питьевую воду в магазинах. А то, что препарат будет проходить по организму транзитом… Наш организм вообще не болел бы никогда, если бы сам регулировал и брал все сколько ему нужно. Я категорически против огульного применения этой технологии.
 
Ольга Сизая, профессор, доктор  технических наук, заведующая кафедрой химии, противокоррозионной защиты и безопасности жизнедеятельности Черниговского государственного технологического университета:
— Проблема качества питьевой воды в Чернигове и политика (как пытаются это представить) не имеют ничего общего. Просто существует ряд вопросов, при решении которых нельзя преступать определенный предел ни в политических интересах, ни в финансовых. Здесь руководством к действию должны быть такие понятия как честь и совесть. Что может быть важнее вопроса о питьевой воде?! Это стратегический вопрос — вопрос здоровья и жизни людей. Поэтому он касается всех жителей Чернигова и в стороне не должен оставаться никто.
Непонятно, с какой целью в нашу воду (одну из лучших в Украине) хотят ввести ингибитор. Если у нас в городе старые трубы, то нужно решать проблему замены труб. Как сообщил нам А.М. Шкинь, подавляющая часть труб в Чернигове сделана из чугуна и не требует замены (приблизительно 75%), остальные 25% —  стальные водоводы, которые нужно постепенно менять на новые. Ведь ингибитор не закроет дыры и мы всё равно вернемся к этой проблеме. Зачем тратить время и деньги? Но если бы только это! Все жители Чернигова будут каждый день принудительно принимать химический препарат, который имеет кумулятивное действие, т.е. накапливается в организме, и отрицательно влияет на нервную систему, вызывает колебания артериального давления, способствует развитию моче-каменной болезни, отложению солей в суставах и человек страдает от артритов и полиартритов, кроме того, ухудшается упругость и эластичность мембран клеток.
Удивляет и то, что идет широкое обсуждение  вопроса о введении «Sea Quest» в питьевую воду, а при этом ни одна лаборатория Чернигова не имеет в наличии этот ингибитор, чтобы провести исследования. Почему испытания проводятся где-то в других городах, людьми, которые не будут пить эту воду? Нам обещали дать ингибитор для исследования, но на этих обещаниях все и закончилось.
Мне задают вопрос: «Есть ли альтернатива ингибиторам в вопросе временной защиты труб?» Учеными Национального технического университета КПИ (Киев) под руководством д.т.н. Ю.С. Герасименко разработана магниевая защита от коррозии трубопроводов для водоснабжения «ЩИТ». Нужно подумать и возможности протекторной защиты. Протекторы – металлические пластины, например, магниевые — устанавливают по водопроводу через определенное расстояние друг от друга, и магний, как более активный металл, растворяется, то есть принимает удар  на себя, а стальной трубопровод находится под защитой до тех пор, пока магний полностью не растворится (по такому же принципу используется оцинкованное железо для покрытий крыш, для водопроводных труб — цинк, как более активный металл, разрушаясь, оставляет неповрежденным железо). Конечно, как и любое нововведение, эти методы требуют проведения ряда исследований в наших условиях, чтобы сделать вывод о возможности и целесообразности применения.
Питьевая вода должна быть питьевой!

Леся Митяй, кандидат технических наук, доцент кафедры химии, противокоррозионной защиты и безопасности жизнедеятельности Черниговского государственного технологического университета:
— Если верить заявлению, что этот ингибитор используется против отложения солей на поверхности металла, то нужно понимать, что с наших старых труб он снимет слой ржавчины, и вода будет загрязняться продуктами коррозии еще больше, а они с питьевой водой попадут в организм человека. Настораживает опыт, который Загороднюк продемонстрировал по телевидению: когда в воду, загрязненную продуктами ржавчины (т.е. соединениями железа), ввел ингибитор и вода стала прозрачной. Что, все проблемы решены? Ведь теперь не будет жалоб от населения на «ржавую воду»! Да, но только проблема не исчезла. Теперь мы не видим загрязнений, которые могли отфильтровать или убрать при отстаивании воды. Теперь вся грязь стала невидимой, но, увы, никуда не делась. По известному закону М. Ломоносова, масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, полученных в результате реакции. Кого же мы обманываем?

Мнение заведующей отделом социального и гигиенического мониторинга Черниговской областной санстанции многоопытной Елены Безродной:
— Предложенную технологию рассматривать для применения в городе можно только после предоставления ответов на следующие вопросы: используется ли на предприятиях водоснабжения в других городах; данные лабораторных исследований; альтернативные пути очистки внутренних водопроводов; влияние на бактериологические качества воды; обязательное проведение общественных слушаний.

Коммерческая тайна
Во время обсуждений почти не затрагивалась тема использования препарата как бизнес. А напрасно — горожане убеждены (и высказывают это в разговорах друг с другом), что использование «Си квеста» являлось обязательным условием для получения  кредита  Мирового банка 
Александр Шкинь это предположение развенчал: 
— По существующему положению кредиты Мирового банка не предназначены для использования на операционные затраты — обработку воды, хлорирование, электроэнергию. Их можно использовать только для приобретения оборудования, техники, насосов, труб. Если мы примем решение применять препарат, то придется брать дополнительные кредиты. 
Но если бы дали добро на применение «Си квеста», его поставками в Чернигов занималась бы предприятие «Тех-Нова». Этот путь уже обсуждался. Вообще же этим бизнесом — разработкой и поставками систем очистки воды — занимаются в Украине порядка 20 общественных организаций и сотни фирм.  Но это все — коммерческая тайна…

Отбились?
Городские власти в данном случае не только предоставили всем возможность высказаться по проблеме, но высказались и сами.
Александр Соколов:
— Пока у нас не будет твердого убеждения в том, что эта технология абсолютно безвредна, никаких шагов по ее  внедрению мы предпринимать не будем.

Александр Шкинь:

— Я убежден в том, что наша вода лучшая в мире  и ее не надо ничем обрабатывать, чтобы  бы ни говорили. Но я ограничен документами, требующими привести показатели воды с соответствие  с нормами. Признаться, я так и не понял, что делать. Итог зависит от выводов  трех составляющих сил — политической, технической и экономической. Будем советоваться.
***
Даже если допустить  то, что этот ингибитор в малых дозах не опасен для здоровья, остается риск. Риск того, что все-таки опасен — ведь подтверждений нет, остается  возможность недобросовестного использования технологии, случайности, теракта… А сколько прибавится мнимых заболеваний, ведь психологический настрой —  влиятельный фактор и его нельзя сбрасывать со счетов. Рискну сделать предположение о том, что в ближайшее время  никакой препарат добавлять в нашу воду не будут. Отбились. Косвенный признак этого  — Александр Шкинь вынес на общественные слушания вопрос повышения тарифов, но без составляющей — стоимости ингибитора. А использовать препарат втихаря Александр Михайлович не будет точно — честь и совесть у него на месте. 

P.S. Мнение производителя
Сиквест — это безопасная, нетоксичная, гранулированная смесь неорганических поли/ортофосфатов производства компании «АкваСмарт, Инк.», США.
Сиквест — универсальный реагент с широким спектром действия и применения.  Применение Сиквеста обеспечивает:

Стабилизацию присутствующих в природных водных источниках железа, марганца, кальция, магния, кремния; блокировку их химической активности, предотвращая выпадение в осадок и отложение их на внутренней поверхности труб и оборудования;
Покрытие внутренней поверхности металлических труб и оборудования тонкой защитной пленкой, предотвращающей дальнейшую коррозию, а также проникновение в питьевую воду свинца и меди при контакте этих материалов с водой в трубках, арматуре, оборудовании, сохраняя воду безопасной для питья.
Очистку трубопроводов от уже существующих коррозионных и солевых отложений без применения дополнительных реагентов и оборудования;
Улучшение органолептических показателей воды, предотвращение образования «красной воды» с окисью железа и «черной воды» с окисью марганца, обесцвечивание воды.
Увеличение давления в магистрали
Уменьшение энергопотребления
Увеличение срока службы насосного оборудования, трубопроводов, нагревательных приборов, запорной арматуры
Минимизирует ошибки измерительных приборов
http://www.unifilter.ru/

Кстати
Квест (с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач.

Лариса Добрынина, «Взгляд»

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лариса Добрынина, сиквест

Додати в: