Водитель "семерки" Валентина Галавская спасла всех пассажиров
Троллейбус «семерка» №443 ЗиУ-682 ГОО 1992 года выпуска загорелся 30 октября в шесть вечера в районе Музыкалки в Чернигове. Сгорел буквально за 15 минут.
47-летняя Валентина Галавская после аварии пила успокоительное. Горящий троллейбус — второй в ее водительской практике.

Накануне перед пожаром Валентине Галавской приснился сон — словно она на кладбище. Покойников во сне не видела. Утром 30 октября как обычно вышла на работу.
— Я отъехала от остановка «Музыкальная», проехала метров 150. Выстрелили в кабине автоматы (механизм, связанный со штангой). Над моей головой появились искры и пламя. Я стала объезжать возле бордюра иномарки (три машины точно). Если бы стала там, где загорелся троллейбус, то они бы пострадали. Пригнулась в кабине, потому что на меня летели искры. Вырулила ближе к бордюру, уперлась в него, открыла двери, кондуктор Нина Яковенко начала высаживать людей.
Я вышла через передние двери. Стала снимать штанги. Попросила огнетушитель у мужчин, которые стояли рядом с иномарками. Один прибежал с огнетушителем, но это ничего не дало.
— Песок у вас был?
— Был. Но добраться до него нельзя было, в кабине уже все горело. Песка было — полторалитровая бутылка. На случай, если где-то заискрит. Огнетушителя у нас нет.
Позвонила диспетчеру без пяти шесть, та вызвала пожарников, они приехали через 10 минут. В кабине горело, в салоне не было даже дыма. Но за 15 минут троллейбус сгорел практически полностью. Одни колеса остались.

Приехала в депо. Объяснительную написала. Все мне сочувствовали.
Главное — люди живые.
— Выносили из горящего троллейбуса детей на руках?
— Не было этого,— смеется. — Может, пассажиры с детьми выходили. И кондуктор никого не выносила. Люди подходили близко к троллейбусу. Я говорила: «Не подходите». Стекла начали стрелять. Хорошо, что баллоны не выстрелили в колесах.
— Сильно испугались?
— Об опасности не думала, вроде бы и не переживала. Двери открыла, всех выпустила. Но когда приехала в депо, начался отходняк, стало трусить. Я там (в депо) лекарства нажралась. Пришла домой, тоже успокоительное пила. Ничем не могла заниматься. Всю типало. Уснула часов в двенадцать, просто вырубилась. Два с половиной часа подремала и до пяти уже не спала. Утром пришла в депо, сердце хватает. Попросила, чтобы за меня резервный поехал.
У Валентины Галавской поплавился низ кофты, в которой она была. От искр, от жары. Ожогов, слава Богу, нет.
— Троллейбус №440, который за мной закреплен, загорелся в феврале, в депо, по неисправности. В депо его успели загасить. Сейчас он на капитальном ремонте, — рассказывает.
Валентина Галавская водителем девятый год. До этого пять лет была кондуктором, стояла на бирже, работала на мебельной фабрике.
Муж Валентины, Слава, тоже в прошлом водитель троллейбуса. Семья живет в Деснянке, за Черниговом. Вместе с ними — мама Валя, дочки Света, Вика, внуки — шестилетний Богдан и полуторагодовалый Вова.
Пассажир горящего троллейбуса, автоэлектрик 26-летний Максим Коваль после пожара выпил два литра Львовского пива 1715. Чувствовал адреналин — Я вышел с работы в 6 часов вечера. Сел в «семерку». В троллейбусе все места были заняты, человек пять стояли. «Семерка» отъехала буквально 50-70 метров от остановки, произошел хлопок в кабине водителя с искрами. И сразу же пошел огонь. Я на средней площадке сидел лицом вперед, видел, Ш как огонь из кабины пошел в левый верхний угол.
Водитель сразу приняла вправо и открыла двери пассажирам.
После этого все начали выбегать, в такой суматохе!
Все без исключения выбегали — и дедушки, и бабушки. Я даже не думал, что они могут так — через ступеньки.
На средней площадке дедушка с тачкой стоял, его или толкнули, или сам упал со ступенек на землю, под искры. Я ему помог подняться. А он и спасибо не сказал.
Когда я выходил, надел на голову капюшон. Из токоприемников летели искры — в стороны метров на пять. Крупные и очень много. У кого длинные волосы, могли загореться.
Смотрело на это зрелище человек 60. Снимали на мобильники. Наблюдали. Говорили: «Может, наконец-то белорусские троллейбусы появятся». Замечали, что огнетушитель и песок должны быть у водителя. Когда все выбежали, троллейбус загорелся не сразу. Если бы был огнетушитель, думаю, потушили бы легко.
"Водителю надо памятник поставить. Даже детей на руках выносила из горящего троллейбуса"
— Сразу искрить начало, — говорит Марина из 29 квартиры, на Щорса, 56, она стояла у окна. — Потом загорелось вверху, где выходят рожки. Зарево было. Водитель открыла дверь, кричала: «Выходите скорее!» Водителю надо памятник поставить. Она фактически спасла людей. Пассажиров было очень много. Стала выводить людей, детей каких-то выносить. Уже горело наверху. А она у какой-то женщины ребенка взяла. Все уже вышли. Там еще колесо начало гореть, я хотела закричать: «Сейчас взорвется, стекла в доме повылетают!» Но пожарник обратил внимание, затушили колесо. Паники не было. Никто ничего не кричал. Тишина гробовая была.

— Светло стало в квартире, было слышно, как в троллейбусе трескаются окна, — вспоминает Алеся из 13 квартиры (Щорса, 56).
— Машины ходили раньше, груженые лесом, наверху фонари, я подумала, что эти машины опять, — делится Зинаида Синицына из этого же дома. — Я лежала и не вставала — болею.
— Салон был полностью выгоревший, — говорит Людмила Емельяненко, наблюдавшая пожар с балкона своей квартиры.
— Троллейбус полыхал, — отмечает Валерия Козлянская. — Интересно было наблюдать. Света было много. Пускай лучше они все погорят. Страшно в таких ездить.
Причина загорания — короткое замыкание высоковольтных проводов»,— говорит начальник городского троллейбусного управления Олег Коржов.
— Загорелось под обшивкой. Троллейбусу 21 год. Изоляция негодная, потерлась. Короткое замыкание потянуло дугу от автомата к крыше. В результате загорелся пластмассовый короб — мгновенно. И мгновенно пошел огонь по крыше салона.
— Кофту новую будете покупать Валентине? На базаре или в магазине?
— Да, у нас компенсация предусмотрена колдоговором. Деньгами отдадим.
За последние десять лет сгорело 7 троллейбусов, — продолжает Олег Коржов.
— Горят с примерной периодичностью один троллейбус в год. Все загоревшиеся машины — 1992 года выпуска. завод в городе Энгельс Саратовской области. Это одна серия, все вместе брались. Конструктивная особенность такая, что высоковольтные провода в платмассовом коробе, поэтому при замыкании происходит быстрое возгорание. Из горевших три машины уже списаны как сгоревшие, три восстановлены после пожара. И вот еще один, восстанавливаться он не будет.
— В сгоревшем троллейбусе не было огнетушителя.
— У нас ни в одном троллейбусе нет огнетушителя, они не предусмотрены Правилами эксплуатации троллейбусов.
— На маршрутах остались троллейбусы из «опасной» партии?
— Из этой парти осталось шесть машин.
* * *
— Автобусы, троллейбусы и грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей, должны быть укомплектованы двумя огнетушителями, — говорит сотрудник пресс-службы управления по чрезвычайным ситуациям в Черниговской области Евгений Дубина. — Один огнетушитель должен быть в кабине, другой в салоне. Такой порядок предусмотрен пунктом 7.8.7 действующих Правил пожарной безопасности.
Тамара Кравченко, Алина Сиренко, еженедельник "Весть" №45 (575) от 7 ноября 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.




