Мобільна версія сайту Головна сторінка » Новини » Місто і регіон » Владимир Куприяненко: "Учителям категорически запрещено брать деньги с родителей учеников!"

Владимир Куприяненко: "Учителям категорически запрещено брать деньги с родителей учеников!"

Владимир Куприяненко: "Учителям категорически запрещено брать деньги с родителей учеников!"
Уже во второй раз мы убеждаемся, что самой горячей из всех горячих телефонных линий является возможность задать прямой вопрос начальнику Управления образования Черниговского городского совета Владимиру Куприяненко.

Всё ­ по желанию родителей

У меня двое детей. У нас каждый год собирают на ремонт школы по 100 гривен. И на ремонт класса по 40—50 гривен. Это в обязательном порядке? В школе не говорят, что это добровольно. Говорят, что эти деньги НАДО сдавать…

– Есть приказ от 18 января 2010 года, который запрещает сбор наличных средств с родителей детей, которые посещают дошкольные, общеобразовательные, внешкольные учебные заведения.

К сожалению, мы сталкиваемся с фактами, когда учителя просят сдать деньги: мол, мы потом их зачислим на благотворительный счет. Это категорически запрещено! И я хочу, чтобы родители это знали. Если будут такие факты – обращайтесь к нам. Мы будем разбираться по каждому случаю.

Кстати, были после выхода этого приказа звонки недовольных родителей: мол, государство не помогает, так вы хотя бы родителям не мешайте помочь.

Я работал директором 27­-й школы в свое время, и у нас была такая система, что родители, которые хотели помочь, приходили и делали собственными силами какой­то несложный ремонт. Но сегодня родители в классы гипсокартон покупают, подвесные потолки, роскошные шторы… Зачем это делать? Класс должен быть чистым, аккуратным, теплым, светлым. Этого достаточно.

Я считаю, что на собраниях родительского комитета родители должны все это обсуждать. Нужно не стесняться и высказывать свое мнение: «А так ли уж необходимо детям в классе то и это?» Инициатива ни в коем случае не должна исходить от классного руководителя или кого­то другого из педколлектива! Сегодня этот вопрос полностью в ведении родительских комитетов.


А поїздки обов’язкові на катері? П`ятнадцять гривень! А якщо їх нема? Де взяти? Дитина прийшла й каже, що вчителі сказали: якщо ми не зберемо гроші, не відправимо обумовлену кількість дітей – нас облвно «за вуха і повісять». Що це за «обдіраловка»?


– Я вважаю, що ми зробили дуже велику справу для Чернігова – теплохід «Казбек» на плаву, маючи всі дозвільні документи для його експлуатації.

Ми дуже переживали, коли в Росії аварія була 10­го числа, а 14­го нам Міністерство транспорту мало видавати ліцензію… Ми пережили чотири додаткові перевірки – і лише після цього нам дали ліцензію.
В жодному разі якихось вимог ми не ставимо: не хоче дитина – ніхто не змушує. І планів на школи чи садки ми ніяких не доводимо. Але я вважаю, як батько, що це добре: дитина годину – на свіжому повітрі, а не за комп’ютером. Є навчальні заклади, які просяться і по другому разу, і по третьому… Іноді бажаючих більше, ніж ми маємо право взяти на борт. Ставлення в цілому позитивне.


Почему в некоторых школах учителя поручают детям, чтобы они собрали деньги на какие­то там книги по немецкому, английскому, математике… А дети ведь могут эти деньги потерять! Пусть учителя сами и собирают!
– Подчеркиваю: педагогическим работникам и любым другим работникам школ категорически запрещено заниматься сбором средств. Тем более привлекать к этой работе детей! Если будет к нам конкретное обращение по сути, с номером школы, фамилией учителя, – мы рассмотрим.


У школі кожний тиждень треба здавати на зошити як мінімум 20 гривень. Для географії, фізики, хімії, ботаніки, англійської… Чому вони такі дорогі? Обов’язково їх купувати?

– Це має бути на вибір батьків. Додаткові зошити спрямовані на допомогу вчителю і учню. Дитина може взяти додаткові знання звідки хоче. Ми маємо право використовувати лише ті підручники чи посібники, які передбачені навчальною програмою і мають гриф міністерства. На жаль, в школи іноді «заходять» підручники без грифа.

Ми це засуджуємо і постійно нагадуємо адміністраціям шкіл, контролюємо це питання.
У нас за програмою школи забезпечені на 90%. Решта підручників зараз надходить.


Что это за обдираловка: когда у учителя день рождения – обязательно деньги сдавать?!

– Мы этот вопрос неоднократно обсуждали на совещаниях. К сожалению, это объективная реальность, когда родительский комитет начинает расспрашивать учителя, что бы он хотел на день рождения. Хотя это сегодня категорически запрещено законом о борьбе с коррупцией. Мы настаиваем, чтобы учителя соблюдали этот закон, знали его положения. Я считаю, что вполне достаточно поздравить учителя букетом цветов и теплыми словами.


Скажите, пожалуйста: имеют ли право воспитатели и заведующая садика в приказном порядке собирать деньги (100—120 гривен) на моющие средства и еще на нужды какие­то? Неужели государство денег не выделяет? И кто должен проверять, куда сколько потратили? Родители об этом не имеют понятия. Никто не показывает никаких квитанций.


– Я уже отвечал, что собирать деньги с родителей категорически запрещено. Это во­-первых. А во­вторых, мы при управлении открыли специальный счет, на который любой родитель может перечислить любую сумму и указать — на какие нужды и какой школе. Это всегда можно проконтролировать.


Владимир Петрович, как вы прокомментируете тот факт, что при приеме моего ребенка в 2009 году в детсад №59 «Белочка» его заведующая, узнав о том, что я по профессии строитель и работаю в Киеве, попросила меня сделать в "благотворительных целях" ремонт актового зала общей площадью более 70 кв. метров? На мой отказ мне было предложено сделать ремонт бытового помещения приблизительной площадью в 9 кв. метров. Так как с местами в детсадах в нашем районе проблема, мне пришлось согласиться на ее условия.


– Трудно что­-то комментировать… К сожалению, такие моменты присутствуют. Ни заведующая, ни кто­либо другой не должны так ставить вопрос: «Мы примем ребенка, но вы что­то для нас сделайте». Человек сам, если захочет, поможет, сам предложит. Не должно это быть под нажимом, не должны ставить условия.

Ребенка принимать обязательно нужно. Это конституционное право каждого – получить образование. И мы поговорим на эту тему с администрацией детсада.

Родителям я посоветую в таких случаях обращаться в управление: ко мне лично или в дошкольный отдел. Будем вместе исправлять ситуацию.

Садики будут ремонтировать

Дитину ми водимо до дитячого садочка №65. Коли отримували направлення на оформлення дитини до дитячого закладу, нам дуже наполегливо рекомендували оформлюватись саме в цей садок, пояснюючи це тим, що в інших, ближчих до нас садочках, просто нема місць. Чи дійсно найближчі до вул. Освіти (ми живемо там) дитячі садки переповнені дітьми? Також практично щомісяця з батьків вимагають гроші на ремонт садочка. Але постійно в дощову погоду протікає дах і стеля в групах другого поверху в жахливому стані. Чи виділяються з місцевого бюджету кошти на ремонт дитячих садків? А окремо на садок №65?

– Що стосується наповнюваності садочків по місту, то у нас на 100 місць – 104 дитини. Тоді як в 65­му садочку та в інших у мікрорайоні Рокоссовського – Доценка – Одинцова заповнюваність на рівні 80%. Отже, якщо є якісь сумніви стосовно наявності місць у тому чи іншому садку – звертайтесь в управління.

По даху – десь у межах 5—10 жовтня дах буде відремонтований. Кошти на це виділені. Також до 10 жовтня буде відремонтований дах садочка №75 на Масанах.

Еда... еда... Кругом еда...

Добрый день! Хотелось бы узнать, почему второклашки в школе №19 кушают стоя? Это чтобы больше поместилось еды — или родительских денег даже на скамейки не хватает?
– Действительно, вовремя, до 1 сентября, не в должной мере сработала в этом вопросе администрация школ. Но на сегодня вопрос этот уже решен. Дополнительно приобретены стулья, и сейчас все дети питаются сидя. Мы понимаем, что принимать пищу, особенно первые блюда, ребенок не должен стоя ни в коем случае!


Добрый день, скажите, когда будет решен вопрос рационального и сбалансированного питания в детских садах? Кто составляет меню? Сколько выделяется денег на питание одного ребенка в день? Где закупаются продукты? Мы ходим в сад №32, и могу сказать, что мой ребенок приходит домой голодным! Хотя знаю, что в других садах ситуация иная: у ребенка – порция каши с подливкой, которую он просто не в силах съесть!
– Мы разберемся с этим примером. Сегодня принято решение обеспечивать питанием ребенка на сумму до 10 гривен в день. Половину этой суммы платят родители, а половину – бюджет. Меню и конкретную сумму (до 10 гривен) определяют в садиках.


Когда ваш тендерный комитет перестанет наживаться на здоровье детей? Овощи завозят ужасные, картошка – с орех, капуста – с кулак! И откуда цена на картошку 3 гривны, когда на рынке – по 1,50?!

– У нас есть тендерный комитет, который проводит торги по закупке на целый календарный год. Если вы помните, то в прошлом году был неурожай картофеля. Впрочем, это не значит, что победитель тендера будет поставлять продукты целый год. Мы имеем возможность влиять на то, чтобы цены уменьшались.

Но я хотел бы, чтобы люди понимали разницу в цене. На рынке человек продает свою картошку: вырастил, привез, продал, уехал. Мы же работаем с сельхозпредприятиями, которые платят налоги. Кроме того, нам необходимо обеспечить продуктами не одну семью, а все учебные заведения. И победитель тендера разво­зит их по подвалам дошкольных учебных заведений.


Почему процветает коррупция в сфере поставок некачественных или просроченных продуктов в детские сады через тендерный комитет? Почему за откаты тендерный комитет травит наших детей? Как сделать поставки продуктов качественными? И что лично вы делаете, чтобы коррупция в вашем ведомстве не процветала?
– В наш тендерный комитет, который возглавляет начальник отдела дошкольного образования Вера Смирнова, входят бухгалтеры, депутаты, представители правоохранительных органов… К тому же на заседания комитета может прийти любой желающий – воспитатели, родители, пресса. Информация о датах заседаний есть в «Віснику державних закупівель», как это и предусмотрено законодательством.


В детсадах летом, в пе­риод оздоровления детей, в меню не было ни овощей, ни фруктов – кормили кашами и бульонами. Скажите, Куприяненко тоже так оздоровляется?
– У нас на летний период предусмотрено 10% финансирования дополнительно на витаминные столы. Более того, поскольку летом посещаемость садиков снижается, а средства закладываются исходя из полной цифры, то витаминов дети получают даже больше. Если есть конкретные примеры – я готов встретиться, пригласить руководителя дошкольного заведения и разобраться.

И обо всем понемногу

Доброго дня! Скажіть, будь ласка: чи реально зараз влаштуватися в дошкільний навчальний заклад вихователем? Чи є місця? Якщо є, то в який?
– Безумовно! На 1 вересня ми закрили всі вакансії, але є певна плинність кадрів – хтось поїхав, переїхав… Сьогодні в нас є дві вакансії в 64­му садочку і в 75­му. В цьому році ми майже всім бажаючим місця знайшли.


Во время прошлой прямой линии я задавала вопрос о проблеме 25­й школы, где родителям запрещено носить портфели детям на третий этаж. Дети маленькие, портфели весят около 5 кило. Вы обещали уладить проблему, но за год ничего не изменилось. Прокомментируйте, пожалуйста. Это означает, что вы не разобрались? Или что здоровье детей управлению образования безразлично?

– Я помню. Я вел разговор на прошлой неделе с директором 25­й школы. Она мне сообщила, что эта проблема снята. Возможно, что кто­то из техперсонала проявил излишнее рвение.


Почему вот уже на протяжении двух лет техническим работникам школ не выплачивается премия по итогам года и материальная помощь на оздоровление? Почему самые малообеспеченные работники оказываются, как обычно, обделенными?
– Есть Закон «Про загальну середню освіту». Его 57­я статья предусматривает выплату на оздоровление лишь педагогическим работникам. Эти выплаты мы делаем. О техперсонале там ничего не сказано. Было время, когда у нас получалось экономить и из этих денег выплачивать оздоровительные и техническим работникам. На сегодня такой возможности нет. Появится возможность снова – возобновим эту практику.


В Європі та США початкова школа відділена від середньої та старшої (запобігання «шкідливого» впливу старших). Чи не планується у місті відновлення шкіл­садків?
– Не планується. У нас був час, коли по місту було вісім таких навчальних комплексів. Коли закривались дитсадки через нестачу дітей, ми розвантажували другу зміну і виводили першу ступінь у ці приміщення. Тепер місць у садках не вистачає – і почався зворотний процес: початкові класи повертаються до загальноосвітніх шкіл.
Є у нас приклади класичних гімназій – 25­-ї і 31­-ї. Там школа 2­го і 3­го ступенів, а початкова – в окремому крилі з окремим входом. Також є 36­та школа повного дня 1­го ступеня. Відновлення колишньої ситуації практично неможливе.


Когда уже на пенсию?

– Вопрос, как мне кажется, не совсем корректный, но он задан… Во­первых, я 1953 года рождения. А во-­вторых, я, услышав этот вопрос, спросил сам себя: «Почему так много людей рвется получить образование, но при этом уровень образованности у нас низкий?»


Володимире Петровичу! Ось молоді мами перебувають у невизначеності щодо дитсадків. За якими законними підставами завідуюча може відмовити прийняти дитину? Які обов'язкові щеплення для цього і який закон їх вимагає?

– Відсутність щеплень – єдина законна причина для відмови. У нас є закон про дошкільну освіту, який передбачає обов’язкові щеплення при прийомі в дитсадок. Але оскільки є резонанс у суспільстві щодо нібито негативного впливу щеплень, оскільки забезпечення вакциною важко назвати повним і своєчасним, ми йдемо в крайніх випадках, я би сказав, на деякі порушення, коли дозволяємо дітям відвідувати садочки без деяких щеплень. Бувають такі випадки, коли закриваємо очі, дозволяємо зробити їх пізніше.


Какова цель пребывания на посту, в чем видите свою миссию?

– Я работаю не один год. Работа тяжелая, но интересная — каждый день приходится учиться. Сегодня мы работаем над тем, чтобы реализовать новую пятилетнюю программу развития системы образования. Уже ведется замена технологического оборудования в рамках программы улучшения системы организации питания, выделяются деньги на ремонт крыш, в полном объеме финансируется оплата коммунальных услуг.

Также у нас внедрена система энергосбережения и учета тепловой энергии в ряде учебных заведений… В октябре на сессии горсовета будем поднимать вопрос компьютеризации школ. Потому что компьютеры в школах устаревают, к тому же на одно место за компьютером приходится 33 ученика.

К отопительному сезону мы готовы. Сегодня лишь три детсада – №36, №45 и №62 – имеют проблемы в этом вопросе, но мы их вот­вот решим.
Есть хорошая идея создания лицея при Технологическом университете, что позволит нашей талантливой молодежи в полной мере реализовать себя.


Какова ситуация в городе с логопедическими груп­пами? Знаю, что количество детей с речевыми проблемами растет, а количество специализированных групп – уменьшается. В чем дело?
– У нас нет цели сократить количество логопедических групп. Имея собственный опыт работы и консультируясь с дефектологами, я могу сказать, что большую роль играет окружение. Бывают такие случаи, когда дети с дефектами речи в раннем возрасте, находясь среди обычных детей, избавлялись от проблемы.


Якщо у держави нібито немає грошей і не буде, то зменшіть кількість поважних службовців апарату управління освіти, відповідальних за організацію матеріально­фінансового забезпечення, навчально­виховного процесу в школах і дитсадках! Навіщо їм висиджуватися і протирати штанці?

– Ми вже провели скорочення у відповідності до постанов Кабінету міністрів. Я відверто говорю, що сьогодні кожен працівник управління перевантажений. У нас найпотужніше в міськраді управління, і при цьому в мене лише один заступник. Було два – ми скоротили одного і додали собі роботи, взявши на себе його обов’язки. Державна служба – дуже нелегка справа.

Яка заробітна платня охоронця школи №32 та по скільки необхідно здавати коштів батькам?

– Моя особиста позиція полягає в тому, що цим займатися не потрібно – збирати кошти на охоронців і таке інше. Є чергування техпрацівників. У нас же далеко не всі школи пішли цим шляхом. І навчально­виховний процес від цього не страждає. Я навіть не вникаю в ці цифри. Це вирішує виключно батьківський комітет.

15-­я и 11-­я школы не берут тех детей, которые не учились в садике.

– Такого нет. Если был какой­то отказ – обращайтесь. Это вообще не проблема. В Чернигове почти все пятилетки посещают детсады. Это цифра порядка 99,9%. Лишь единицы не ходят в детсад.


Маму не взяли на работу, мотивируя это тем, что нельзя, чтобы в одном саде работала мама и воспитывался ребенок.

– Законом ничего такого не предусмотрено. Да, мы рекомендуем, чтобы мама не работала в группе, где занимается ее ребенок. Все­-таки материнский инстинкт будет мешать. А в параллельной группе – всегда пожалуйста! Это ведь очень удобно и маме, и ребенку.


В 51­м садике воспитатели требуют от детей, чтобы они просили разрешения уйти, когда за ними приходят родители или другие родственники. Не просто ставить в известность, а именно отпрашиваться: «Можно ли мне уйти?» Такая армейская дисциплина в дошкольных учреждениях – это нормально?
– Это тот случай, когда лучше, как говорится, перебдеть. Армейская? Наверное, нужно поговорить родителям непосредственно с воспитателем или заведующей, если они считают, что где­то перегибается палка. Главное, чтобы воспитатели передавали ребенка в руки родителям.

На следующий год мы будем отдавать ребенка в школу. И как раз со следующего года в школах вводят обучение английскому языку с первого класса. Нас «обрадовали», что, поскольку в школе нет учителей, которые могут преподавать иностранный первоклашкам, для этих занятий будут приглашаться преподаватели из «Лондона». Стоить это будет 15 гривен за одно занятие.
– У нас перепроизводство учителей английского языка, и услугами со стороны мы пользоваться не будем. У нас есть люди в соответствии со штатным расписанием. Управление полностью обеспечит учителями школы, мы предусмотрели это. У нас учителя английского – в основном молодежь. Они работают на четверть ставки, на полставки. Теперь они будут заняты полностью. Мы готовы к этому.

Хотелось бы знать, в какой школе это придумали? Этого не было и не будет!


Что за беспредел с этими учебниками английского по 150 гривен в пятнадцатом лицее?! О чем думают в управлении образования, предлагая такие «альтернативы» при зарплате у матери в 800 гривен? Неужели нельзя утвердить единую форму обу­чения иностранному языку? Сейчас между теми родителями, «которые могут», и теми, кто «не в состоянии», идет настоящая война. Доходит дело до оскорблений и нецензурной брани. Убедительная просьба здраво разрулить вопрос. Ведь как бы то ни было, а тесты по английскому будут составлены по Плахотнику! Кому нужны более глубокие знания и позволяют возможности – пусть нанимают репетитора! Зачем же из семейного бюджета выдаивать последнее?!

– Я изучу этот вопрос. Чтобы ответить сейчас конкретно, мне нужно выяснить, что именно это за учебник, источник его появления в школе и так далее.

Еженедельник "Семь дней", №39 (516)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Еженедельник "Семь дней", Владимир Куприяненко, образование

Додати в: