Черниговский кондуктор с 18-летним стажем рассказал об особенностях своей профессии
Наверное, каждый из нас испытывает далеко не самые приятные чувства, когда едет на работу или с работы в переполненном общественном транспорте. Особенно, если места в нем мало, а людей много. Само ощущение того, что совершенно незнакомые люди стоят рядом с вами впритык, нарушая при этом ваше личное пространство, уже у многих вызывает подсознательное недовольство. А если добавить сюда еще и скверное состояние общественного транспорта, толкающихся и возмущающихся людей, которые наступают вам на ноги, то это недовольство и вовсе может превратиться в настоящую агрессию. И если для многих жителей города такие поездки ограничивается несколькими остановками в день, то кондукторы, по долгу своей профессии, вынуждены ездить так годами.
Чтобы узнать всю подноготную работы кондуктора журналисты интернет портала gorod.cn.ua решили пообщаться с представителем этой достаточно не легкой, но распространенной во всех городах Украины профессии. Ответить на вопросы журналистов любезно согласился кондуктор троллейбуса с 18-летним стажем Грищенко Сергей Петрович.

Сергей Грищенко, кондуктор троллейбуса
Расскажите, пожалуйста, о себе. Какой у вас стаж работы? Что вас побудило пойти работать кондуктором в троллейбус и кем вы работали до этого?
Меня зовут Грищенко Сергей Петрович, кондуктором в ЧТУ я работаю уже 18 лет. По профессии я слесарь, до армии работал на черниговском Радиозаводе. А уже после того как я вернулся из армии Радиозавод, как говорится, начал переживать не самые лучшие времена своего существования. Да и вообще в стране на тот момент был кризис. Поэтому мне пришлось стать на биржу труда. А потом, когда я уже стоял на бирже, я узнал, что автобусный и троллейбусный парк набирает на работу кондукторов. Поскольку я не знал где находится автобусный парк, я направился трудоустраиваться в троллейбусный. Это было 24 марта 1997 года. Именно с этой даты и по сей день я работаю кондуктором.
С чего начинается рабочий день кондуктора троллейбуса и как он проходит?
Рабочий день кондуктора начинается с раннего подъема. Время подъема зависит от времени выезда троллейбуса на линию. Самый ранний выезд - в 4:44. Для этого мне нужно проснуться в 3:30. Самый поздний выезд - в 6:44. В этом случае я, конечно, просыпаюсь позже. У нас действует специальная развозка. Рано утром сотрудники ЧТУ выходят на улицу в определенное место в городе, после чего их забирает автобус и привозит на работу. После этого кондукторы идут к диспетчеру и берут учетно-билетный лист, талоны и мелочь для сдачи - от 5 до 10 гривен и 20 гривен мелких денег.
У кондукторов в течение смены есть два перерыва. Один от 35 до 40 минут, в зависимости от маршрута. И второй перерыв немного меньше - 20-25 минут. Также есть перерывы по 3-5 минут на конечной.
Много ли людей, которые специально берут с собой крупные купюры, рассчитывая на то, что у кондуктора не будет сдачи и удастся проехать бесплатно?
Очень много таких людей. 100-200 гривен берут с собой очень часто. Бывают, конечно, такие случаи, когда у человека действительно нет мелких денег, но зачастую это происходит очень редко. В основном, такими купюрами расплачиваются намеренно. Высадить мы таких пассажиров не можем, потому что они проезд оплачивают. А сдачу, бывает, дать нечем. На такие случаи я время от времени беру с собой свои деньги, специально чтобы давать сдачу. Бывает такое, что другие пассажиры помогают и соглашаются разменять крупную купюру.
И как на это реагируют люди, которые расплачиваются крупными деньгами?
Реагируют отрицательно. То есть внешне не все это показывают, но по человеку видно, что его план не сработал и его это не радует. Часто такие люди, после того как понимают, что сдачу им все же дадут, говорят "Подождите, я сейчас поищу" и все же находят мелкие деньги и расплачиваются ими.
На каком маршруте вы работаете? Какой у вас график работы? По сколько дней в неделю и часов в день вы работаете? Работаете ли в праздники?
Закреплен я за 1 и 10 маршрутами. Однако кондукторы могут работать по всем маршрутам. А работаю я по 12 часов в день. График работы - 2 через 2. Есть кондукторы, которые работают по 8 часов 5 дней в неделю. У кондукторов такого понятия как "Праздник" не существует, поскольку работаем мы в любые праздничные дни и выходные.
Есть ли у кондукторов специальный план?
Да, на каждый маршрут у нас свой план. Сейчас, в связи с новыми тарифами на проезд, сумм нового плана я пока не знаю, но старый план по 10 троллейбусу - в среднем 800 гривен в день на 12 часов работы. По 1 маршруту на 12 часов работы - 670-680 гривен. Это в будничные дни. А на выходные по 10 маршруту - 600 гривен, по 1 маршруту - 620-630 гривен.
Что самое сложное в работе кондуктора? Тяжелее работать физически или психологически?
Самая тяжелая работа - это работа с людьми. Потому что каждый человек, едущий в троллейбусе, заходит в транспорт со своими проблемами, мыслями и эмоциями. Сказать определенно, что работа тяжелее физически или психологически, сложно. Раз на раз не приходится. Порой бывают дни, когда тяжелее физически, а бывает, что и психологически. Все зависит от людей, едущих в троллейбусе. Бывает я отрабатываю смену и весь день улыбаюсь, потому что в троллейбус заходят люди с позитивной энергетикой. Они просто заряжают меня позитивом. А бывают такие дни, когда пассажиры, наоборот, поглощают и забирают энергию. Что как бы физически и не устал, а вот морально как-то тяжело.
Часто ли попадаются люди, которые отказываются платить за проезд? Чем они аргументируют свой отказ? И как вы решаете такие ситуации?
Только в состоянии алкогольного опьянения люди могут отказываться платить за проезд. В других случаях все обычно платят. Да и то, поскольку я мужчина, то очень немногие позволяют себе поступать не по правилам, потому что знают, что я все же могу как-то повлиять на пассажира. Напрямую не отказываются, а вот проехать "зайцем" некоторые пытаются.
В троллейбусах ездят пьяные? Буянят ли они?
Да, достаточно часто. Но буянят редко. Если человек ведет себя вызывающе, то я стараюсь спокойно решать такие ситуации, не иду на конфликт, а давлю человеку на психику, чтобы он успокоился. Бывали, конечно, и скандалы, но это было очень редко.
Много ли льготников ездит троллейбусах?
В принципе, сколько ездило в 1997 году, столько ездит и сейчас. У нас очень много пенсионеров в городе. Можно сказать, что льготников в троллейбусе у нас ездит больше 50%. Я сделал сегодня два круга, перевез около 500 человек, а продал талонов где-то 150-200.
Бывает ли такое, что пассажиры срывают на вас свое плохое настроение?
Да, это бывает достаточно часто. Обычно поводом для нападок служит то, что долго не было троллейбуса. В принципе, транспорта у нас не много, плюс троллейбусы часто ломаются, поэтому людям действительно порой приходится долго ждать троллейбус, однако ни от кондуктора, ни от водителя эти моменты не зависят. Еще возмущаются, когда я в салоне кого-то цепляю, проходя мимо и обилечивая пассажиров. Я всегда стараюсь быть аккуратным, но не цеплять никого просто нереально, особенно если в троллейбусе много людей. Кто-то относится к этому с пониманием, но есть и много таких пассажиров, которым только и нужно, что найти повод для того, чтобы начать возмущаться. Могут еще водителя обвинять в том, что он как-то не так едет. Реагирую я на все это спокойно. Зачастую игнорирую людей, которые возмущаются, потому что ругаться или объяснять кому-то что-то у меня нет времени. Мне нужно работать и обилечивать пассажиров. Я могу поговорить с кем-то, но только тогда, когда троллейбус едет с незначительным количеством пассажиров.
В какую пору года работать сложнее всего?
Тяжелее всего работать зимой. Потому что от жары можно спрятаться в тени или стать под люк, а вот от холода защититься более проблематично. Бывает такое, что на конечных остановках греемся в кабине водителя, но далеко не во всех кабинах печки работают так, как надо.
Бывали ли вы свидетелем каких-то экстремальных или курьезных случаев, которые происходили в общественном транспорте?
Да, бывали разные случаи. Люди и спят в транспорте, и карате показывают. У меня был случай, когда пассажир проспал в троллейбусе шесть часов. Бывали конфликты между пассажирами, когда дело доходило до драки. В общем, разные случае бывали.
Знаете ли вы пассажиров, которые просто катаются в троллейбусе?
Да, знаю, причем не только я, но и многие кондукторы, которые работают в ЧТУ. Есть просто такие люди, которые убивают свое время катанием в троллейбусе. Так как проезд для многих категорий населения бесплатный, то одних и тех же людей я могу встретить только в своем троллейбусе около пяти раз за день. Такие люди просто утром выходят, садятся в троллейбус, едут до конечной, выходят и потом садятся в другой троллейбус. И так на протяжении всего дня.
Жалуются ли люди на расписание маршрутов и состояние общественного транспорта?
Да, бывает. Чаще всего люди недовольны расписанием троллейбусов. Больше всего ругаются те, кто ездит в троллейбусах бесплатно. Потому что те, кто платит за проезд, могут уехать на маршрутках. А льготники всегда ждут социальный транспорт.
Как на вас влияют разговоры пенсионеров между собой? Ведь именно пенсионеры чаще всего ездят в троллейбусе.
Порой разговоры пенсионеров немного угнетают. Особенно когда идет время выборов и люди активно обсуждают кандидатов. Они часто спорят между собой, притом не только из-за политических тем. Причиной споров и ругани зачастую является небрежное движение - кого-то толкнули, кому-то на ногу наступили и т.д.
Чем отличается работа в троллейбусе от работы в маршрутном такси?
Затрудняюсь ответить на этот вопрос, поскольку я никогда не работал в маршрутном такси. И, честно говоря, такого желания у меня нет. Я привык, чтобы у меня был большой транспорт.
Какие преимущества и недостатки работы кондуктора вы можете назвать?
Сложно сказать. Если бы мне эта работа не нравилась, я бы уже уволился. Мне нравится общение с людьми. У меня за все эти 18 лет работы уже появилось столько знакомых, что я даже порой не замечаю как быстро проходит рабочий день. Просто далеко не всем подходит эта работа и не каждый может с ней справиться.
От чего зависит зарплата кондуктора и сколько зарабатывает кондуктор?
Зарплата у кондукторов сдельно-премиальная. То есть мы получаем процент от месячной выручки плюс премии за выполнение плана. Так как каждый кондуктор отрабатывает разное время и собирает разную выручку, то зарплаты у всех разные.
Чтобы вы хотели пожелать пассажирам, которые ездят в общественном транспорте?
Я хотел бы им пожелать, чтобы они уважали друг друга.
Дмитрий Тигранов
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: ЧТУ, Троллейбус, Сергей Грищенко, Чернигов, Дмитрий Тигранов




