GOROD.cn.ua

Собирался на сватовство - попал на ЧАЭС

Они встретились в 1985-м. Валерий только что демобилизовался, а Людмила сдала последний экзамен за 9 класс.

— Мы с подружкой разговаривали на улице недалеко от моего дома. И вдруг прямо на нас «вынесло» двух парней, — говорит так, будто это было вчера. — Вот и познакомились.



Парни были из Городища, девушки — из Синявки. Эти два села Менского района сейчас слились. Тогда были просто близко, но Люда с Валерием друг друга не знали. Он на 4 года старше. В армию провожали ровесницы — она eщe пешком под стол ходила. А пока отслужил, подросла, стала очень привлекательной. Еще ничего не знал о ней кроме имени, а уже нравилась.

— Сейчас бы без конца названивал. А тогда мобильных не было. Сел на мотоцикл — и в Синявку. Захожу во двор, а там — мама Люды. Так что в её семье с первого дня знали, к кому малая (из пяти детей Людмила была самой младшей. — Авт.) бегает на свидания.

Летом встречались почти каждый день. Оно пролетело как миг. А осень звала на учёбу. Её — в 10 класс, его — в Черниговский политехнический институт. Однако после нового (1986-го) года с политехом Валерию пришлось попрощаться:младшего брата забрали в армию, больная мать оставалась одна.

— Она была против Хотела, чтобы у меня было высшее образование. Но я не мог её оставить. Мама выастила нас без отца. Пришло время позаботиться о ней. Пообещал, что доучусь потом.

Валерий устроился трактористом в колхоз. С Людой у них всё было решено: заканчивает школу — и они женятся. С нетерпением ждали выпускного. И вдруг новость — на ЧАЭС взорвался четвёртый реактор.

— Мы наивно думали, что авария не нарушит наших планов. Были уверены: Валеру на ликвидацию не пошлют. Ведь его брат служит в армии, а мама - инвалид. Кто о ней позаботится? Да и лет ему всего немного за 20. И без детей. Таких не брали.

Сватанье назначили на 13 августа. Это была суббота. А 12-го Валерия Романько вызвали в военкомат. И сразу — в Чернобыль.

— На семейные обстоятельства не посмотрели. Отстоять меня было некому. А сам качать права не привык. Так был воспитан: надо — значит надо.

Тогда я (да и другие тоже) многого не знал. Не осознавал реальной опасности. Не верил, что после Чернобыля могу никогда не стать отцом.

В зоне убедили. Я очень переживал.

Рассказывает: жили в палаточном городке возле села Корогод Иваньковского района. До станции оттуда около 10 км.

Занимались дезактивацией и дегазацией (обеззараживанием) производственных помещений энергоблока.

Смена длилась 3 минуты. Дальше — санпропускник, душ, переодевание в новую спецодежду. Ту, в которой были, складывали в черные полиэтиленовые пакеты и отправляли на захоронение.

Какая была доза облучения за 3 минуты работы, Валерий точно сказать не может. Утверждает: всё измерялось приблизительно. Фон в разных местах отличался. Люди, находящиеся на расстоянии 50 м, могли получить неодинаковое облучение.

На крыше энергоблока, в трещинах между этажами дозиметр зашкаливал. Считалось, что за сутки допустимо набрать 1,8-2,5 рентген.

- Каждый раз дозиметристы вписывали в личные карточки полученные дозы облучения, и когда общая равнялась или превышала норму (25 рентген), работа ликвидатора в зоне считалась завершённой. Я свою набрал за 17 выездов на станцию. Меньше чем за месяц, — рассказывает Валерий Васильевич.

О том, что данные в карточках могли занижаться, что полученные ликвидаторами дозы на самом деле были намного выше, начали говорить только спустя годы после аварии. Доказать это было уже нереально.

— Дай на что это повлияло бы? Когда в 50 лет (сейчас моему собеседнику 53. — Авт.) оформлялся на пенсию, оказалось, что моей карточки доз облучения уже нет. Её, как и карточки других чернобыльцев, которые тогда работали на станции, уничтожили. Объяснили: из-за радиационного загрязнения.

Пенсию назначили немногим больше тысячи гривен. Недавно, правда, чуток добавили. Но всё равно копейки. Поэтому ещё работаю. У фермера на тракторе.

— Что запомнилось в чернобыльской зоне, кроме работы?

— Что кормили как на убой. И все мужики беспрестанно курили. Я поначалу удивлялся: вас что, специально здесь таких собрали? А они мне: подожди, скоро сам таким будешь. Знали, что говорят. Курение, как ни странно, было спасением от кашля. Он просто душил. А сигарету выкуришь — немного поспишь. Так что из Чернобыля я привёз вредную привычку. Люда тогда сказала: бросай, иначе замуж не выйду. Послушался — бросил. А потом снова закурил.

Он вернулся домой 9 сентября. Людмила была в Замглае. Поехала учиться на секретаря-машинистку. Сватанья уже не устраивали. Просто договорились о дате свадьбы — 8 ноября.

Она была по народным традициям. Сватов тоже планировали засылать по-старому. Жаль, не получилось.

С тех пор они вместе. Два года назад отметили жемчужную свадьбу (30-летие семейной жизни). Заказывали кафе в Волосковцах.

— Дети есть? — спрашиваю и боюсь, что скажут «нет». Или есть, но инвалиды. Подобное нередко случалось после аварии.

Облегчённо вздыхаю, когда отвечают, что детей двое и они здоровы.

— Это просто чудо.

— Так и есть. Дочь даже родилась на Чудо.

Вспоминают: совместную жизнь начали в Чернигове. Устроились на работу, сняли квартиру. Очень хотели детей. А мама Валерия просто бредила ими. Говорила: прежде чем болезнь убьёт меня, хочу подержать на руках внука или внучку.

— Наверное, Бог услышал её молитвы, — вздыхают оба.

Вопреки опасениям врачей, Людмила не только забе-ременнела, но и выносила ребёнка.

— 11 августа (1988 года. — Авт.) ушла в декрет. Сразу же поехали домой — порадовать родных. Но к свекрови не успели. Когда мы были в дороге, она умерла. Ей было всего 42.

Так совпало или небеса забрали одну жизнь, чтобы дать шанс другой? Говорят, так бывает. Но супруги были молоды (Людмиле — 19, Валерию — 23) и не задумывались об этом.

Дочь назвали Алёной. После её рождения переехали в Городище. Сейчас дочь живёт всего в нескольких километрах от них — в Стольном. В нынешнем сентябре ей исполнится 30. К сожалению, уже вдова.

Родители помогают ей растить детей (их трое).

Сына зовут Владислав. Он на год младше сестры. Живёт в Чернигове. У них с женой — дочь.

— Родилась вместе с сыном Алёны — в один год, месяц и день: 26 марта 2014-го. С разницей в 6 часов. Первым появился внук.

— Думаете, это не случайно? Как и предыдущие совпадения?

— Да нет, просто приятный сюрприз.



Анна Ефименко, "ГАРТ" №17 (2873) от 26 апреля 2018

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Валерий и Людмила, с.Городище Менского района, Анна Ефименко, "ГАРТ"