GOROD.cn.ua

Там полегло 20 тысяч. А место трагедии забыто...

 
28 октября Украина отметила 70-летие со дня изгнания фашистских захватчиков с нашей земли. Очевидец оккупации и освобождения, 85-летний черниговец Владимир Исаенко, пришел к нам, чтобы через газету сказать о наболевшем. Надеется, что его услышит и городская власть, к которой напрямую он и Городской совет ветеранов со своей просьбой обращались уже не раз.

— Одним из самых тяжелых периодов моей жизни были годы оккупации Черниговщины немецко-фашистскими захватчиками, которая длилась 2 года - с 23 сентября 1941 до 21 сентября 43 года. Наша семья жила в Александровке Черниговского района (ныне село присоединено к Чернигову). Самым страшным злодеянием того режима было создание лагеря военнопленных на территории нынешней фабрики «Северянка». Там на протяжении 1941-43 годов проводились массовые расстрелы как военных, так и мирных граждан. Мы, жители Александровки, часто слышали пулеметную стрельбу, ведь лагерь находился всего в 2 км от нашего села.

В сентябре 1942 года я (мне было тогда 13 лет), моя старшая на два года сестра Прасковья и сосед Александр Барма пошли за грибами в урочище Кривулевщина (сейчас там Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по лыжному спорту. — Авт.). Вблизи лагеря увидели огромную яму, едва засыпанную землей. Возле нее было разбросано много нижнего белья. Мы поняли, что это место расстрела. Просто оцепенели от ужаса. И не заметили, как к нам приблизилась колонна военнопленных, подгоняемая вооруженной охраной — и немцами, и нашими, полицаями. Нас заметили. Один из охранников подошел. «Ну-ка, выворачивайте свои корзины!» - велел. Увидел, что, кроме грибов, там ничего нет, крикнул: «Немедленно убирайтесь вон!» Я до сих пор с ужасом вспоминаю тот день и понимаю: как нам тогда повезло! Мы с сестрой и соседом могли также очутиться в яме среди расстрелянных!.. Но нас почему-то пощадили.

...Через 70 лет после освобождения Чернигова какое-то тревожное ощущение не давало мне покоя и тянуло в Кривулевщину. И в прошлогоднем сентябре мы с двоюродным братом, Николаем Лосем, побывали в урочище. Потом я был там еще дважды, в октябре и ноябре, — уточнял количество братских могил. Всего их обнаружил шесть. Место расстрелов обозначено лишь обелиском с табличкой:«Здесь похоронены советские граждане г. Чернигова и области, казненные немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1943 гг.». А сами курганы, где покоится прах расстрелянных, так заросли сорняками, что их едва видно. И даже их контуры не очерчены. Словом, место, где погибло, по архивным данным, почти 20 тысяч (!) наших сограждан, заброшено. Если возле обелиска еще более или менее убирают, возлагают венки и цветы, то сами погребальные курганы никто даже не замечает.

Я обратился с этим в Городской совет ветеранов. Огромное спасибо председателю этой организации Ирине Четвертак и главе комиссии по увековечению жертв войны и политических репрессий - инвалиду ВОв Герарду Кузнецову, которые с глубоким пониманием отнеслись к моей информации. 15 ноября 2013 года организованная ими комиссия из пяти человек побывала на указанном мной месте. И нашла еще одну - седьмую - братскую могилу. Был составлен Акт обследования курганного могильника жертв фашизма в урочище Кривулевщина.

Но, оказалось, это лишь одна группа братских могил. В государственном архиве Черниговской области мы нашли акт от 15 июня 1944 года Черниговской городской комиссии по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Согласно ему, в урочище 11 братских могил. То есть, кроме упомянутых семи, есть еще четыре, которые необходимо обнаружить и должным образом обозначить.

Читаем в акте обследования: «При открытии могил судебно-медицинской экспертной комиссией осенью 1943 года были найдены трупы обоего пола и разного возраста от 2 до 50 лет. Взрослые были расстреляны. У детей были разбиты и проломлены черепа. Видимо, каратели экономили патроны и убивали детей лопатами».

В заключении судебно-медицинской экспертизы также значится, что руки у трупов были связаны за спиной веревками, а некоторые тела были совсем голые. В голове не укладывается, для чего каратели раздевали несчастных.

Возмущает, что место такой страшной трагедии предано забвению. А где-то в 400 метрах -кладбище военнопленных немцев, австрийцев, венгров, чехов, поляков. Ограждено, убрано, каждая могила обозначена бетонным надгробием. На гранитных плитах есть все данные о захороненных. Чувствуется забота иностранцев о своих соотечественниках. Почему же мы не помним и не чтим так же своих, тем более невинных жертв фашистского режима?..

Акт обследования нами курганного могильника был передан в юродской совет с просьбой к 70-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков привести в порядок этот комплекс братских могил. Прошел год, но это так и не было сделано. Ни до, ни после недавней памятной даты, которая широко отмечалась на государственном уровне. Это совсем не согласуется с глубоким смыслом выражения «Никто не забыт, ничто не забыто». Наша обязанность — быть благодарными и не забывать ни своих освободителей, ни невинно убиенных жертв нацистов.

Мы с Владимиром Филипповичем и его братом Николаем Яковлевичем побывали на том месте, которое так тревожит ветерана.

- Да здесь и работы немного, — уверяет он. — Покосить, огородить могилы, проложить к ним дорожки, поставить таблички. Разве город не может выделить для этого памятного дела средства и людей?

Невольно приходит мысль: сейчас на востоке Украины также гибнут и военные, и мирные жители. Многих до сих пор не нашли, некоторых — не опознали. Неужели пройдут годы и жертв этой непровозглашенной войны тоже забудут?..



Алина Ковалева, "Гарт" №47 (2695) от 20 ноября 2014

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Владимир Исаенко, Алина Ковалева, "Гарт"