GOROD.cn.ua

Мама для пятерых своих братьев и сестер

О Татьяне Колесник из Забеловщины Борзнянского района мне рассказала секретарь Борзнянского городского совета Оксана Тутик: «Вот о ком действительно стоит написать! В 18 лет она взяла под опеку пятеро своих братьев и сестер. Выучила их. Опекунские деньги тратит не на свои прихоти, а на ремонт и хозяйство. А какой у нее дома порядок!» Познакомившись с Таней, я подумала: и правда, таких людей мало.


МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Жила обычная многодетная семья — мать, отец и восьмеро детей. Чтобы ее обеспечивать, мама Валентина работала одновременно на двух, а то и на трех работах. А дома тянула на себе немалое хозяйство, старалась, чтобы все дети были ухоженные. От мужа не то что помощи не было, приходилось еще и ему помогать. Жалели женщину лишь дети.

- Мама никогда не заставляла нас работать или нянчить младших. Мы сами знали: надо сделать то и это,— рассказывает 25-летняя Татьяна Колесник. — Зимой 2004 года мама заболела, но в больницу не пошла. Мы так думаем, что она перенесла на ногах воспаление легких. Весной начала стремительно худеть. Под рукой у нее появилась опухоль. Мама полежала в Борзнян-ской больнице, потом в Чернигове сдала анализы. Тогда мы услышали это страшное слово - рак. Но скрыли это от мамы. Она же все надеялась: «Вот я скоро выздоровлю, тогда...» Мы поддерживали ее как могли. Хотя это было трудно! Пойдем полоть на огороды (а их у нас всегда было много), работаем и плачем. Вернемся домой с красными глазами, мама допытывается: «Что случилось?» Говорим, что между собой перессорились или еще что-нибудь. Не передать, каково это - знать, что твоя мама умирает!

Осенью того же года ее не стало. Нашему самому младшему Андрюше тогда было всего 7 лет. Когда хоронили маму, сошлись все соседи, спасибо им! Некоторых родственники так не поддерживают, как нас — наша улица!

А отец... О том, что он пил и издевался над женой и детьми, изменял, Таня прямо не говорила. Это я поняла по отрывкам фраз. Но она, несмотря ни на что, называет его «татком».

— Ну что мне на него обижаться? Надо все прощать. Все равно маму уже не вернешь, а мы знаем, что у нас есть еще один родной человек, кроме бабушки - маминой мамы.

Хотя отец не помогает своим детям, 2 года назад, получив помощь от городского совета, Татьяна купила ему отдельный дом по соседству со своим. Чтобы только жить спокойно, а не со страхом ждать, в каком настроении папа придет в этот раз. Теперь он сосед — да и только.

18-ЛЕТНЯЯ ОПЕКУНША

Валентина успела выдать замуж лишь одну дочь — самую старшую Тамару — и дождаться от нее двух внуков. Остальным детям было суждено расти уже сиротами.

- Сначала опекуном назначили 18-летнюю Наташу (она, как и Тамара, родная нам только по матери). Через два года Наташа вышла в Кинашевку замуж. Устроилась на Борзнянскую фабрику печенья. Ездить к нам у нее никак не получалось. А нужно, чтобы опекун жил вместе с детьми. Тогда меня вызвали в школу. Сказали: либо ты возьмешь опеку над сестрами и братьями, либо их заберут в интернаты. А Андрюшу даже могут усыновить, возраст еще позволял. Он, бедный, тяжелее всех пережил смерть мамы. Часто, когда папа ругался, Андрюша убегал на мамину могилу. Мы уже знали: если исчез, искать надо на кладбище.

Над поставленным перед ней выбором Таня не раздумывала. Конечно, ей многим пришлось пожертвовать. Сама после школы учиться дальше не пошла, а всех сестер и братьев на учебу устроила. Ни разу не ездила отдыхать, зато младшие побывали и в Крыму, и в Одессе. А еще мне бросилось в глаза, что в одной из комнат — целая фотогалерея из выпускных фотоальбомов всех Колесников. Кроме Таниного...

ВСЕ ПРИ ДЕЛЕ

Сколько всего вместе с опекунством свалилось Тане на голову! Сама еще ребенок — 18 лет. Старше Люды всего на полтора года. Диме было 15 лет, Юре — 14, Кате — 12, Андрею исполнилось 10.

- Когда я стала опекуном, налаживать быт не пришлось. Еще при маме у каждого из нас были свои обязанности. Так мы и продолжали жить. Учились. С Андреем уроками занимались все вместе. Потихоньку расширили хозяйство. Все удивляются, что сейчас оно у нас такое большое: три коня (одного из них купили на первые «детские» деньги), две коровы и телка, поросята, много птицы - куры, гуси, утки, индюки.

Если много скота, нужно столько же корма. Садим свеклу, сеем траву - гектара два. Под картофелем - 60 или больше соток. А еще -грядки. Огороды обрабатываем лошадьми. Есть у нас и косилка.

С 5 часов утра и целый день Таня на ногах. Надо несколько раз покормить скот, подоить коров. Молоко сдает родственнице, которая возит его в Киев.

— Конечно, тяжело. Особенно когда огороды. Но стараюсь все успеть. Братья занимаются лошадьми, заготовляют им сено. Туда я не вмешиваюсь. Если же я на огороде, сами остаются на хозяйстве. Сейчас на подмогу приехала Катя. Она учится в Чернигове на повара. Андрей - в Борзнянском техникуме на пчеловода. Дима и Юра уже работают — пастухами-сезонщиками в СХОЗ «Дружба» в Сиволожи. Люда вышла замуж в Высокое, у нее двое детей. Жаль, что их мы почти не видим (так сложилось. Пусть непростые отношения между сестрами останутся между ними. — Авт.).

У семьи Колесник есть все, что и в обычных семьях: машина, мотоцикл, компьютер, телефоны и т. п. И то, чего иногда нет у других, — согласие. Сейчас уже каждый на своих деньгах (Катя и Андрей, пока учатся, получают пенсию по потере кормильца). Но все знают, что нужно для семьи. Когда сами покупают, когда Тане деньги отдают. У них не бывает, чтобы каждый сам себе.

Вместе и ремонт делали. Достроили веранду, оборудовали ванную комнату и кухню, поменяли окна. Все, что планировала, но не успела мама. Тане приходилось и цемент мешать, и плитку класть, и пеноблоки носить. Понимала, что ребятам самим тяжело. Единственное, чего у Колесников нет для полного комфорта, — газового отопления. Потому что подвести его очень дорого. Ребята заготовляют дрова. Говорят, такой компанией за один день — на целую зиму.

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

- Все шестеро от одних матери и отца, а такие разные! — говорит о родных Таня. - У каждого свой характер, к каждому нужно найти подход. Особенно к мальчикам. Это сейчас они стали казаками. А когда помладше были, только и знай, что переживай. Я всех своих учу: что бы ни было, всегда говорите мне правду! А они, когда хотят в чем-то признаться, сначала предупреждают: «Только не кричи».

Таня ездила на родительские собрания к каждому. Везде удивлялись, что опекунша такая молодая. Была она рядом с родными и в самых трудных ситуациях.

- Однажды Юра косил и случайно поранил шею. Когда привезла его в больницу, банное полотенце не сдерживало крови. Надо было зашивать. Держала его за руку, чтобы не боялся.

А сколько еще такого пережито! Не было года, чтобы чего-то у кого-то не произошло. Лет 5 назад саму Таню пьяные односельчане сбили «дельтой». С сотрясением мозга лежала в больнице 21 день. Это единственный раз, когда так надолго оставила своих. Тогда Наташа приехала пожить с ребятами, потому что была осень — время убирать огороды. После аварии у Тани часто болит голова. Ребята это знают и берегут свою Анатольевну (как иногда в шутку ее называют) еще больше.

Все вместе Колесники встречаются редко. У трех из них — свои семьи в других селах. Остальные — тот на работе, тот на огороде, тот на учебе. Последний раз собирались в Кинашевке — помянуть Наташиного сыночка, которого год назад не стало. Следующий, тоже грустный повод выпадет, по-видимому, осенью — будет 10 лет, как не стало мамы.

«НЕ МОГУ ОСТАВИТЬ РЕБЯТ»

О личном Таня говорить не хочет, но не могу это обойти: она не одинока. В свое время о ней с ее гражданским мужем Владимиром чего только не говорили (село!). Ее осуждали, что Володя на 20 лет старше, его — что идет на опекунские деньги Тани. Вопреки всем сплетням пара вместе уже 7 лет.

- Для мальчиков Володя — советчик, особенно по технике. Но в наши семейные дела старается не вмешиваться. Говорит: «Вы - братья и сестры, сами разберетесь».

Таня уже давно могла бы отделиться и жить с мужем собственной семьей. У него в центре села есть дом, полностью оборудованный для комфортной жизни. Тем более что опекуном Тане быть уже недолго — до декабря, когда Андрею исполнится 18.

- Но я не представляю, как это — оставить ребят. Они привыкли, что в доме убрано, приготовлено, постирано. Могут и сами это сделать, если я занята, но в основном -я. Даже когда огород в этом году без меня сажали, звонили: «Приезжай, покажи, где и что садить». Я уже им говорила: «Женитесь, так мне легче будет».

Танина бабушка, 75-летняя Екатерина Тимофеевна, имеет полное право гордиться своими внуками:

- У меня они все трудолюбивые, абсолютно все умеют делать. Живут в мире и согласии. Таня знает, кому что надо купить, знает размер одежды всех. Она у них — главный заготовитель. Настоящий опекун, не только на бумаге!

Таня бывает у бабушки по два-три раза за день. Потому что иногда так хочется с кем-то посоветоваться! Каждый раз, завидев внучку, Екатерина Тимофеевна отмечает: «Ну чисто моя Валя идет!» Может, Тане так суждено — занять мамино место, ведь внешне она — вылитая мать...

- У меня иногда спрашивают: «Не жалеешь, что себе жизнь поломала?» - напоследок говорит девушка. — Почему поломала? Самое главное для меня, что детям есть куда возвращаться, что они между собой дружны. Конечно, как и в каждой семье, не всегда все гладко. Но сожалеть не о чем.




с. Забеловщина Борзнянского р-на.

Алина Ковалева, "Гарт" №23 (2672) от 5 июня 2014

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Татьяна Колесник, Забеловщина Борзнянского района, судьба, Алина Ковалева, "Гарт"