Молча, без единого сообщения, Министерство здравоохранения сделало один очень важный шаг. Оно утвердило правила выписывания лекарств. Именно отсутствие правил породило всеукраинскую эпидемию назначения ненужных препаратов. Именно оно делает фактически невозможным привлечение врачей к ответственности за ошибки. «Свідомо» решило разобраться, почему Минздрав не кричит на всех углах о своем революционном достижении.
Что за правила?
Выглядят они как толстенная книга. Называются «Государственный формуляр». Книга описывает, какое лекарство нужно назначать при том или ином диагнозе. Показания, противопоказания, взаимозаменяемость лекарств имеют похожие свойства – там все есть.
Судя по книге, ее составляли врачи из 47 медучреждений - по всем направлениям медицины. Один из разработчиков Валентин Парий сказал, что они старались использовать принципы доказательной медицины. Это когда признано, что именно ЭТОТ метод или это лекарство лечит большинство пациентов с ЭТОЙ болезнью. У разработчиков была большая светлая цель. Когда формуляр будет опубликован, врачи прекратят назначать лишние лекарства, так как это станет нарушением.
Формуляр составляли десять лет. Наконец он достиг 1127 страниц указаний, что применять - от сердечно-сосудистых препаратов до лечения опухолей. В марте этого года на уже готовом документе автограф поставил министр здравоохранения Василий Князевич. Правда, в приказе содержалось лишь одно указание:«Обеспечить издание первого выпуска Государственного формуляра в необходимом количестве. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра З. М. Митника».
Что изменил выход долгожданных правил назначения лекарств? Мы подождали месяц и запустили эксперимент.
Какой была идея эксперимента?
В отличие от предыдущего расследования газеты «Семь дней», целью которого было понять, как врачи прописывают ненужные лекарства, для этого мы решили не прикидываться больным, а найти настоящего. Это было нужно, чтобы реально пройти обследование, установить настоящий диагноз и проверить, начали ли в больницах придерживаться правил.
Нашим героем стал Назар Маткивский, 23-летний программист с красным дипломом Львовской политехники. Правда, большую часть жизни он посвящает общественной деятельности – он один из активистов общественной организации «Опора». Если вы слышали о парне, повисшем на кране в знак протеста против строительства небоскреба над Аскольдовой могилой в Киеве, – это о Назаре. Еще у него года три болит живот, иногда очень сильно, поэтому он заподозрил у себя гастрит.
Мы договорились с одной из известных в столице частных больниц «Оберег», что они обследуют, диагностируют и, если понадобится, назначат Назару лечение, стараясь полностью придерживаться правил.
Доктор-гастроэнтеролог высшей категории Наталия Соболевская лишь на опрос Назара потратила минут двадцать. Потом – пальпация (прощупывание живота), как и предусмотрено правилами установления диагноза. И – в соответствии с ними же – три анализа: крови, фиброгастроскопия (обследования желудка зондом) и тест на инфекцию.
Назара это не обрадовало. Но, к его чести, заметим – он даже и не пытался прервать эксперимент. На следующий же день пошел и мужественно проглотил зонд. Впервые в жизни, с шестой попытки.
«Хронический гастрит и угроза рака пищевода» - так можно перевести на язык обычных людей заключение на двух страницах, сделанное клиникой после анализов.
Назар, естественно, пережил не наилучшие минуты. Сообщил бабушке, родителям решил не говорить. А затем... пошел в обычные поликлиники помогать нам выяснить, начали ли доктора лечить в соответствии со стандартами.
Еще он наотрез отказался глотать зонд заново. Поскольку по правилам ему должны были назначить его в каждой из пяти районных поликлиник, мы договорились, что он сразу пойдет туда с результатами анализов из частной больницы.
Это резко снизило риск ошибочного диагноза. И сфокусировало эксперимент на вопросе: «Начали ли врачи правильно лечить болезни, действительно найденные у пациента?»
Поликлиника первая
После получасовой очереди Назар - у первого врача. Веселый и дружелюбный терапевт потратил на опрос пациента не более двух минут, пощупал живот и второпях просмотрел бумажку с анализами.
«Ого! Здесь серьезно. Вам надо к нашему гастроэнтерологу. Обратитесь на третий этаж», - сказал он, возвратив документы.
Гастроэнтеролог оказалась симпатичной молодой женщиной, вдобавок землячкой Назара – из Ивано-Франковска. Она внимательно изучила результаты зондирования и сказала: «Здесь и в самом деле серьезно. Написано, что у вас гастрит и пищевод Барретта. Это такая болезнь, вызванная той самой бактерией, что и гастрит. Она проникла выше в пищевод и повредила его. Если бы вы делали фиброгастроскопию у нас, то мы бы не смогли такое диагностировать. Наше оборудование такого не позволяет».
Назар получил советы относительно диеты и здорового образа жизни плюс рецепт. Ему прописали «Пульцет» и «Маалокс».
Поликлиника вторая
После традиционной очереди, растянувшейся на целый час, наш герой открыл дверь в кабинет врача-гастроэнтеролога. Темноволосая женщина долго расспрашивает его о том, почему он обратился именно сюда. Потом берет анализы и переписывает диагноз в карточку.
Не без профессиональной зависти к частной клинике расшифровывает диагноз и также говорит, что здесь, в поликлинике, такой диагноз поставить не смогли бы. Потом выписывает и скрупулезно объясняет назначение семи препаратов - это «Контролок», «Кларитромицин», «Амоксицилин», «Мотилиум», «Гавискон», «Мезим-форте», «Бифиформ».
Поликлиника третья
Врач - очень доброжелательный. Назару он запомнился изысканным украинским произношением. Прервал медсестру, набросившуюся на нашего героя из-за отсутствия амбулаторной карточки.
«Расскажите, что у вас болит?»
Положил Назара на кушетку, нашел болевую точку. Быстро просмотрел две страницы анализов. Показалось даже, что не дочитал. Другие читавшие врачи что-то постоянно уточняли, спрашивали. А этот - нет.
Не объясняя диагноз, врач-гастроэнтеролог высшей категории (так было написано на визитке, которую он вручил Назару), достал из ящика пачку лекарств и сказал: «Вот у меня есть то лекарство, которое тебе нужно. Оно у меня стоит дешевле, чем в аптеке. Называется «Омеп», 30 гривен. Я тебе его прописываю. Еще бы желательно приобрести тебе этот структуризатор воды».
«Это была размером 10х15 см пластмассовая коробка, которая имела шнурок и похожие на микросхемы детали. Он сказал, что надо класть эту штуку рядом с водой, чтобы она ее структурировала. И только тогда воду можно пить», - рассказывает Назар.
Кроме того, в рецепте, который прописал «врач высшей категории», значился «Алоэ-вера гель». Банку с ним доктор тут же достал из-под стола.
Назар: «Полуторалитровая банка, пластмассовая и желтая. На обложке нарисованы листья алоэ. Продать он мне ее хотел тоже подешевле, за 120 гривен. Прямо там, на месте, в кабинете».
В ответ на эту историю я рассказал Назару о нашем предыдущем расследовании «Как назначают ненужные лекарства». В частности, три признака того, что врач думает о комиссионных от фармацевтической компании, а не о вашем здоровье.
Когда мы рассмотрели коробку от проданного за 30 гривен «Омепа» внимательнее, нашли надпись - «Не для продажи»…
Поликлиника четвертая
В этой поликлинике гастроэнтеролог оказался в отпуске, поэтому пришлось идти к терапевту. Доктор оказалась самой молодой из всех, с кем мы сталкивались на протяжении эксперимента. Она внимательно выслушала, потом просмотрела анализы, спросила, есть ли дополнительные документы.
Сказала, что пропишет поддерживающие препараты, а за комплексным лечением нужно все-таки будет обратиться к гастроэнтерологу.
Девушка выписала «Омепразол», «Фосфалюгель» или «Маалокс».
Поликлиника пятая
В последней поликлинике Назар долго просидел под кабинетом. Принимала женщина предпенсионного возраста.
Внимательно прочитала результаты анализов.
«Ого, я такого еще на практике не встречала! Пищевод Барретта. Вам нужно обязательно обратиться вот в этот Центр диагностики, на консультацию к профессору». Каллиграфическим почерком выписала направление. Лекарств не прописала совсем.
Придерживались ли врачи правил?
Чтобы выяснить это, мы снова возвратились в «Оберег». Соответствие походов Назара утвержденным Минздравом правилам специально оценила кандидат медицинских наук Галина Соловьева.
Поликлиника номер один (прописан «Пульцет» и «Маалокс»): «Врач назначил корректное лечение. Препарат правильный, а вот время, сроки, на который он выписан, указаны неверно. Симптомы исчезнут, но полного излечения не будет, так как не выполнены требования для уничтожения бактерии геликобактор пилори, которую у вас нашли».
Поликлиника номер два (прописан «Контролок», «Кларитромицин», «Амоксицилин», «Мотилиум», «Гавискон», «Мезим-форте», «Бифиформ»): «Лечение отвечает диагнозу. Но здесь многовато препаратов. Столько не нужно назначать по протоколу. Четыре последних, в принципе, - лишние».
Поликлиника номер три (продан «Омеп», предложено купить «Алоэ-вера гель» и устройство «для структурирования воды»): «Здесь нечего комментировать. За такое надо привлекать врача к строгой ответственности. Жаль, что такое еще встречается».
Поликлиника номер четыре (прописан «Омепразол», «Фосфалюгель» или «Маалокс»): «По тому заключению, которое врач-терапевт уже имела от нас, она могла и должна была назначить соответствующее диагнозу лечение. По правилам это так. Но она, наверно, решила подождать гастроэнтеролога. А вообще, она назначила симптоматичное лечение. То есть такое, которое уберет симптомы, но не вылечит болезнь».
Поликлиника номер пять (рекомендована консультация профессора): «Если врач имеет на руках такой полный вывод лаборатории, по протоколу он должен назначить пациенту медикаментозную терапию».
Почему МОЗ не следит за соблюдением правил?
Все просто – приказ Князевича не предусматривает какой-либо ответственности за его нарушение. Врачам фактически раздали справочник, а не правила.
Почему нет наказаний за нарушение утвержденного формуляра? Когда они появятся? Мы месяц бомбардировали Минздрав вопросами об этом.
Молчание.
После эксперимента мы рассказали пресс-службе о его результатах.
Молчание.
Как можно использовать правила, которых не придерживаются?
Даже если Министерство не следит за этим, вы может ими воспользоваться. На портале документации Минздрава (http://mozdocs.kiev.ua/) можно найти правила, регулирующие обследования и установление диагноза. Называются они протоколы. Для того, чтобы их отыскать, введите слово «протоколы» в поиск.
Правила назначения лекарств, когда болезнь уже определена, есть на портале Государственного фармакологического центра (http://www.pharma-center.kiev.ua/). В разделе «Формулярная система».
Конечно, чтобы полностью понимать эти документы, нужно медицинское образование. Но если вы подозреваете, что врач ошибся с диагнозом или назначил вам ненужные лекарства, есть смысл распечатать протокол или формуляр и проконсультироваться со знакомым специалистом.
На самом деле даже разработка этих правил – это шаг вперед. Интересно, почему МОЗ не делает следующие?
Признаки назначения ненужных лекарств:
1. Врач назначает препараты без обследования и анализов.
2. Врач утверждает, что аналогов выписанного лекарства нет.
3. Врач посылает вас в конкретную аптеку или офис, в котором продается лекарство, сообщая им свою фамилию.
Александр Акименко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: поликлиника, лечение, Александр Акименко