GOROD.cn.ua

В «Патиссоне» продают домашние консервы. Опасно?

Магазин домашних продуктов «Патиссон» в центре Чернигова позиционирует себя как эко-магазин, т. е. магазин экологически чистых натуральных продуктов. Бумаг, подтверждающих натуральность, нам не предоставили. Более того, магазин продает домашнюю консервацию. А продавать ее в торговой сети населению (как и любой другой продукт, приготовленный в домашних, непромышленных условиях) запрещено. Хозяйка магазина Екатерина Тарасова убеждает — все безопасно, не отравитесь.



1. В магазине

- Домашняя продукция. Помидоры, соляночка, грибочки, варенья, борщовые заправки, кабачки, перец, бесподобные грибы из Ичнянского района, — рекламирует товар директор магазина «Патиссон» Оксана Ганнущенко.


На пробу купили пол-литровую банку соленых консервированных огурцов за 29 гривен 90 копеек.

На ней никаких этикеток, опознавательных знаков. Только в чеке указано: «ФОП Тарасова К.И.».

Оксана Ганнущенко отмечает — консервация домашняя. Говорит, что и мы, если хотим, можем принести им свои консервы на продажу. Они сделают анализ в санстанции, и, если все хорошо, — вуаля, наша продукция на полках. Проверяют так. Закупили 10 банок — одну проверили. Остальные поставили на витрину.

На вид огурчики симпатичные, но есть как-то стремно. Вдруг ботулизм?

- Как он там может быть? — удивляется Оксана Ганнущенко. — Все же кипятится, не переживайте.

Документа, подтверждающего качество продукции, директор по нашей просьбе не предоставляет.

- Это же домашняя продукция. ГОСТа нет. Только заключения санстанции. Вся документация в Киеве. Там живет наша начальница — Катя (Екатерина Тарасова. — Авт.). Это ее магазин. Она нотариус. В Сибереже Репкинского района у нее есть фермерское хозяйство «Катюша». Там — куры, перепелки. Тут, кстати, перепелиные яйца продаем, — рассказывает Оксана Ганнущенко.

- Мы как ЧП можем делать закупку у населения под нашу ответственность, — утверждает управляющая проектом «Патиссон» Ирина Шаутидзе. — Некачественная консервация в любом случае взрывается. Мы берем ее у проверенных людей, с улицы не покупали.

По словам Ирины Шаутидзе и Оксаны Ганнущенко, консервацию закатывают женщины в Сибериже, на «Катюше».

- Магазин открылся не в сезон. Мы прощупывали интерес покупателей к этим продуктам. Так делать больше не будем. Всю продукцию, которая сейчас в магазине, продадим. Со следующего года, как только начнется сезон, у нас будет свое производство. И заключение о качестве продуктов из Киева в Чернигов обязательно привезем, — уверила Ирина Шаутидзе.

Кто эта хозяюшка(и), которая крутит банки? Имя, фамилию женщины, делающей консервы, Ирина назвать отказалась. Сказала, у них нет цели раскручивать конкретного человека.



2. В Сибереже

Отправились в Сибереж, посмотреть, как делают для Чернигова «экологически чистые» консервы. В Сибережском сельсовете (говорили с сельским головой Виктором Хоменко) рассказали, что фермерское хозяйство «Катюша» арендует почти 200 гектаров земли. Выращивают кукурузу, яблоки. Кто в их селе консервирует для «Патиссона», не знают. Говорят, местные на фермерском хозяйстве «Катюша» вообще не работают. Нужно было сад подчистить — работников привозили.

Юридический адрес хозяйства «Катюша» зарегистрирован в Сибереже по улице Первомайской, дома у Нины Гордовской. Она мать Игоря Беруна, кума Екатерины Тарасовой. Может, банки крутит она?

Никаких офисов, кабинетов. Обычный частный жилой дом. Нина Витальевна говорит, что к ней как-то приехали из налоговой: «Кто тут директор? Бухгалтер?». А она и не знает, что отвечать. С Екатериной не знакома. Только в курсе, что крестила ребенка ее сына, Игоря. Ему и позвонила.

- Екатерина якийсь магазин открыла? Кто у нее в Сибереже готовит туда рецепты?— спросила у сына.

- Сын говорит (это уже нам), что она (Екатерина. — Авт.) пошла на черниговский базар и договаривалась с сибережскими женщинами, чтобы поставляли товар в магазин. Наши часто туда сыр, молоко возят.

Связались с самой Екатериной Тарасовой.

- Продукцию частично делают женщины из села Сибереж, которые работают на «Катюше», частично сотрудничаем с хозяйствами из других областей. Т. е. изготавливаем у нас на производстве либо закупаем у других фермеров.

- У вас на производстве? Ваши консервы промышленного производства?

- Нет. Домашнего. Мы работает с заготовителями, но мы проходим все санстанции, исследования. Это домашняя консервация, не заводская. У нас нет своего завода.

- С кем конкретно сотрудничаете?

- С людьми. Есть понятие частных фермеров. В основном все из Черниговской области. Это Сибереж, Куликовский район, Репкинский.

- Они предоставляют вам овощи или сразу консервы?

- Некоторые варенья и консервы делаем сами. Не я, конечно. Работники. Берем и уже готовые — поставщики варят под заказ.

- Домашнюю продукцию субъект хозяйствования может использовать только для собственных нужд, не может реализовывать ее населению, потому как гарантий безопасности такой продукции нет.

- Мы проходим и ветеринарную службу, и санстанцию, сдаем образцы консервов на пробы. Как это нет? Как физическое лицо-предприниматель могу реализовывать продукцию, которую произвожу.

- Почему нам не предоставили никаких документов на качество и безопасность?

- Странно, должны были. Они есть. Как же без них?

Кстати, черниговский спрос не оправдал ожиданий, рассматривается вопрос переезда в Киев. Люди еще не готовы покупать домашнее, проще купить с консервантами, заводское.

3. Домашняя продукция (в т. ч. и домашние консервы) может быть использована только для собственных нужд субъекта хозяйствования, а не для реализации населению

И. о. заместителя начальника Главного управления Госсанэпидслужбы в Черниговской области Геннадий Фесюн:

- Указанные документы (перечень законов и т. п. — Авт.) распространяются на работу субъектов хозяйствования, которые реализуют пищевые продукты, независимо от их форм собственности, и обязательно предусматривают предоставление по требованию потребителя документов, которыми подтверждается их качество и безопасность (декларация производителя, удостоверение качества, фитосанитарный сертификат, ветеринарная справка, вывод государственной санитарно -эпидемиологической экспертизы и т. д.). Для каждого вида продукции непосредственно на местах реализации должен быть определенный пакет сопроводительных документов. Нежелание субъекта хозяйствования предоставлять такие документы может быть связано только с их отсутствием. Соответственно безопасность и качество такой продукции являются сомнительными.

К реализации в торговой сети допускаются пищевые продукты, которые соответствуют требованиям действующих ГСТУ, ГОСТов или технических условий и сопровождаются документами об их качестве, т. е. пищевые продукты, изготовленные в промышленных условиях. Домашняя продукция (в т. ч. и домашние консервы) может быть использована только для собственных нужд субъекта хозяйствования, а не для реализации населению. Гарантий безопасности такой продукции нет, т. к. не известны ни сырье, ни условия производства, ни состояние здоровья человека, который ее изготавливает.

Убедиться в отсутствии ботулизма в домашних консервах невозможно; поскольку токсин ботулизма не вызывает бомбажа, помутнения, а также не изменяет органолептические и вкусовые свойства консервов.

В текущем году в Чернигове весной зарегистрирован случай заболевания ботулизмом после употребления растительных консервов (перец маринованный), купленных на стихийном рынке. Заболело двое детей 10 и 12 лет.

Владельцы магазина «Патиссон» в Госсанэпидслужбу Черниговской области с заявкой о проведении проверки не обращались, продукцию на исследование не предоставляли.

Алина Сиренко, Юлия Семенец, "Весть" №50 (622) от 11 декабря 2014

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: эко-магазин, «Патиссон», консервация, Алина Сиренко, Юлия Семенец, "Весть"