GOROD.cn.ua

Едем любоваться древними фресками в Кирилловскую церковь (фото)

Едем любоваться древними фресками в Кирилловскую церковь (фото)
Кирилловская церковь стоит особняком среди древнерусских храмов Киева. Построенная в 12 веке на околицах города, она и сейчас как-то по-особенному "затышна" - в ней никогда нет толп туристов, как в Лавре или Софии, и ничто не отвлекает от любования древними фресками под сопровождение духовной музыки, которая тихо звучит здесь всегда, хоть и в записи. Что-то близкое и родное ощущается внутри этого храма. Возможно, это связано с тем, что Кирилловскую церковь очень многое связывает с Черниговом!

Усыпальница черниговских Ольговичей

Церковь Св.Кирилла Александрийского была возведена на далекой живописной околице Киева - Дорогожичах. Урочище называлось так не только потому, что там сходились многочисленные пути к Киеву, а и оттого, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена княжеских усобиц Дорогожичи играли важную роль в исторической судьбе Киева. Именно отсюда нападали на Киев многочисленные завоеватели и претенденты на Киевское княжение. Такое стратегическое положение данной местности, возможно, и стало одной из причин появления тут монументального храма - крепости.

В 1139 г. к Дорогожичам подошел черниговский князь Всеволод Ольгович, занял эту местность и сразу получил удобный плацдарм на подступах к Киеву. Тогда же он и захватил город, став Великим князем Киевским.

В Киевское княжение Всеволода (1139-1146) на Дорогожичах появляется Кирилловская церковь как главный храм одноименного монастыря. И хотя сам монастырь впервые упоминается в летописи под 1167 г., другое его летописное название - "Всеволож" - говорит о том, что его фундатором был именно князь Всеволод - Кирилл в крещении. Монастырь, занимая стратегически важную возвышенность, контролировал путь, который шел в Вышгород, к переправе через Днепр и далее к Чернигову - "отчине" Всеволода Ольговича.

При Всеволоде Кирилловская церковь не была окончена. Поэтому сам князь, хотя и строил храм как родовую усыпальницу черниговских Ольговичей, был похоронен в Вышгородском Борисоглебском соборе. Однако его образ, вероятно, все же был запечатлен на стенах храма неизвестными мастерами - творцами фресковых росписей. На фреске "Кирилл учит царя" изображение последнего в полном парадном древнерусском княжеском одеянии 12 века скорее напоминает не царя - византийского императора, а древнерусского князя, которым мог быть князь-фундатор Всеволод Ольгович. На другой фреске, где изображен воин, его горделивая импозантная фигура говорит о том, что это не обычный воин, а князь-полководец. Одежда и аксессуары воина напоминают древнерусское княжеское военное облачение, а в чертах лица и фигуры святого угадывается намек на внешность основателя Кирилловского храма Всеволода Ольговича.

Строительство храма Св.Кирилла было закончено уже после смерти князя его вдовой Марией Мстиславной - дочерью Мстислава Великого. Возможно, после смерти Всеволода Мария Мстиславна приняла постриг в Кирилловском монастыре под именем Агафья. Она была похоронена в основанном ею и ее мужем храме в 1179 г. А 27 июля 1194 г. во дворце загородней Кирилловской резиденции на 78-ом году жизни умер старщий сын Всеволода Ольговича - черниговский, а позже великий киевский князь, один из главных героев "Слова о полку Игоревом" Святослав Всеволодович, также похороненный в Кирилловской церкви. Последнее в домонгольской истории Кирилловского некрополя погребение - сына Святослава, черниговского и киевского князя Всеволода Чермного, датируется 1215 г.

Чернигово-римская архитектура киевского храма

Архитектура Кирилловской церкви непосредственно восходит к черниговским образцам. Это проявилось в использовании черт т.н. "романского" ("римского") стиля. Впервые на Руси этот стиль появился в Чернигове в конце 11 - нач. 12 века в таких памятниках как Ильинская церковь, Успенский собор Елецкого монастыря, Борисоглебский собор. По всей видимости, Всеволод Ольгович взял вместе с собой в Киев черниговских зодчих, которые и возвели Кирилловскую церковь.

Ее первоначальный внешний вид очень напоминал черниговский Борисоглебский собор. Это был одноглавый храм, похожий на мощную оборонную башню, стены которого были выложены в технике равнослойной кирпичной кладки, характерной для черниговского зодчества 12 века. Фасады Кирилловской церкви были украшены деталями, заимствованными из ломбардской школы романской архитектуры: полуколоннами, аркатурным пояском, "перспективными" порталами.

Внутри в стенах находились аркосолии - полукруглые ниши для княжеский погребений. Еще больше общих черт у Кирилловской церкви с Успенским собором Елецкого монастыря. В обоих храмах в толще северной стены находится лестничный ход на хоры. В южной части притвора находилась крещальня, над которой, на самих хорах, устроена небольшая часовенка. Обе церкви с трех сторон были окружены пристройками.

Кирилловская обитель в жизни Димитрия Ростовского


В 1652-1657 гг. игуменом Кирилловского монастыря был будущий черниговский архиепископ Лазарь Баранович. Однако еще более Кирилловская обитель была связана с жизнью Святителя Димитрия Ростовского (Данилы Туптало), который в разное время был игуменом многих монастырей Черниговщины - Максаковского монастыря под Меной, Николаевского Крупицкого монастыря рядом с Батурином, Глуховского монастыря, черниговского Елецкого монастыря, новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря.

Пострижен же был Данило Туптало в 1668 г. под именем Димитрия как раз в Кирилловском монастыре, где и пробыл в сане иеродьякона до 1675 г. Здесь он начинает свою плодотворную литературную деятельность, которая в итоге привела к созданию знаменитых "Четий Миней" в 4-х томах. В 1675 г. в Густынском монастыре недалеко от Прилук черниговский архиепископ Лазарь Баранович высвятил иеродьякона Димитрия на иеромонаха. Тогда же преосвященный Лазарь пригласил Димитрия стать проповедником в Спасском соборе Чернигова. Начался "черниговский" этап жизни святителя.

С января по июнь 1697 г. Димитрий вновь подвизается в Кирилловском монастыре уже в качестве его игумена. Отец Димитрия, киевский сотник Савва Туптало, был ктитором Кирилловской обители. Здесь, в 1703 г. он и был похоронен. Еще ранее, в марте 1689 г. в Кирилловской церкви обрела вечный покой жена Саввы и мать Д.Ростовского Мария Михайловна. Старшая дочь Саввы и Марии, сестра Димитрия Александра, монахиня Киево-Иорданского женского монастыря, также была погребена в Кирилловской церкви в 1704 г. "около ног матери". Так Кирилловская церковь стала усыпальницей рода Туптало. Место их погребения находилось слева от входа в храм, возле лестничного хода на хоры.

***

В 17-18 вв. Кирилловская церковь была перестроена в стиле украинского барокко. В интереьере храма сохранилось 800 кв.м. фресок 12 века, а также наиболее полное собрание работ гениального художника Михаила Врубеля. Им были созданы 4 иконы для иконостаса и ряд живописных композиций на стенах храма. По выходным в Кирилловской церкви совершаются богослужения, все же остальное время она действует как музей. До церкви - музея от метро "Дорогожичи" или "Петровка" можно доехать троллейбусом 27 или маршруткой.

Учитывая то, что в Чернигове сохранилось 5 храмов домонгольского периода, киевскую Кирилловскую церковь вполне можно назвать 6-ым древнерусским черниговским храмом. Ее возводили черниговские зодчие, в ней обрели вечный покой черниговские князья, ее стены помнят начало монашеской жизни Игумена земли Черниговской Димитрия Ростовского.



























































Иван Коцюра

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Иван Коцюра, Кирилловская церковь