GOROD.cn.ua

Музыкальная история Чернигова - молчите и внимайте песнопению!

Серебряная чаша Х века
Бывают счастливо одаренные натуры и бывают также счастливо одаренные народы. Я видел такой народ, народ-музыкант — это украинцы.
П.И.Чайковский


Эти слова великого композитора в полной мере относятся к Черниговщине, в земле которой были найдены древнейшие музыкальные инструменты, где творил вещий Боян, готовила музыкантов для Петербурга Глуховская певческая школа, где родились самый знаменитый украинский кобзарь Остап Вересай и классик украинской музыки Левко Ревуцкий. Музыкальная слава Черниговщины неразрывно связана и с самим ее центром — Черниговом, где издавна развивались церковное пение и игра на музыкальных инструментах, существовало музыкальное образование, куда приезжали классики музыкальной культуры М. Глинка и Н. Лысенко и где родилась покорившая Блока знаменитая певица Л. Дельмас.

Гусли — наш инструмент!

Удивительно, но древнейшими археологическими находками времен Киевской Руси на территории Чернигова стали музыкальные инструменты — рога тура (ритоны) с серебряной оправой, найденные в знаменитой Черной могиле (Х в.). Исходя из размеров (54 и 67 см), ученые предполагают, что из них можно было выдувать звуки большой силы. Турьи рога использовались во время княжеской охоты, различных состязаний, пиршеств и т.д. Возможно, выполняли они и роль ритуальных сосудов.

Ценным археологическим памятником, характеризующим музыкальный быт Чернигова во времена Киевской Руси, является серебряная с позолотой чаша (ХІ — ХІІ вв.), на которой изображен музыкант с гуслями и танцующая женщина. Есть предположение, что на дне чаши изображен библейский царь Давид, играющий на гуслях, и женщина, прикрывающая пальцем губы в знак молчания. Этот сюжет как бы иллюстрирует слова псалма «Молчите и внимайте песнопению». Возможно, чаша принадлежала черниговскому князю Давыду Святославичу (1097—1123). Неслучайно изображение царя Давида, играющего на гуслях, и на серебряных царских вратах XVIII в. из Борисоглебского собора, возведенного князем Давыдом.

Важную информацию о музыкальном искусстве Киевской Руси содержит литературный памятник «Слово о полку Игореве», имеющий  непосредственное отношение к Чернигово-Северщине. Исследователи подчеркивают особую музыкальную составляющую текста этого произведения — речитативно-былинное пение вещего Бояна, который «своя вешние персты на живые струны накладаже”, аккомпанируя себе на гуслях. Некоторые из них считают Бояна едва ли не первым известным музыкантом-профессионалом на Черниговщине, который с князем переехал в Чернигов и пел только князьям Черниговским.

После введения в XVII в. в ряде городов Черниговщины Магдебургского права, в них, наряду с цехами пекарей, кузнецов, ткачей и др., появились и музыкальные цехи. Был такой цех и в Чернигове. Известно, что в 1734 г. его возглавлял цехмистр Лесько Волошин. Члены цехов обязаны были посещать церковные богослужения и принимать участие в религиозных церемониях. Только цеховые музыканты могли играть на свадьбах, крестинах и других праздниках. Основой ансамбля было т.н. „троистое” музицирование. Цеховые музыканты играли на скрипках, сопилках, цимбалах, басолях, гуслях, кобзах, дудках и волынках.

Певчие для царя: 5:1 в пользу Чернигова

После принятия христианства в Чернигове возводятся величественные храмы, которые становятся первыми центрами музыкального искусства в регионе. С них и начинается история церковного пения на Чернигово-Северской земле. О том, насколько большое имело оно значение, красноречиво свидетельствуют особенности конструкции черниговских соборов. Например, в Борисоглебском соборе для улучшения акустики в кладку стен и сводов замурованы амфоры горлышком вовне, которые назывались голосниками. Голосники, в зависимости от того, как их разместить в соборе, могли подавать звук в ту или иную  отдаленную часть храма. Кроме того, они еще создавали и т.н. остаточное звучание, которое сохранялось какое-то время после того, как источник звука умолкал. В древности этого эффекта достигали опытным путем и передавали тайну акустики по наследству.

Феноменальной акустикой обладает и наибольшая в Восточной Европе подземная церковь Феодосия Тотемского, что в Антониевых пещерах. Причиной тому является наличие в храме хоров  — они располагаются на более высоком ярусе пещерного комплекса.

Заметным событием культурной жизни Чернигова  первой половины XVII в. была деятельность известного писателя, архимандрита Елецкого монастыря Кирилла-Транквиллиона Ставровецкого, который в своей передвижной типографии издал первую в Чернигове книгу — сборник поэтических и прозаических произведений «Перло многоценное» (1646 г.). Хотя стихи написаны согласно стилевым канонам духовной литературы, их ритмика близка народным думам. Сборник К.Ставровецкого связан также с традициями народных плачей и лирницких псалмов, например монологом-плачем «Песнь благодарственная при банкетах панских». Исследователи относят ряд произведений этого сборника к жанру внецерковного духовного пения.

Во  второй половине XVII в. музыкальное образование в Украине достигло высокого уровня и охватило широкие слои населения, что впечатлило арабского путешественника Павла Аллепского, который в 1657 г. побывал в Украине. В своих воспоминаниях он писал про украинцев: «Все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочек, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные песнопения». О том, что в Чернигове в это время было много хороших певчих, свидетельствует письмо гетмана И. Мазепы — в апреле 1688 г. он информировал царского фаворита В. Голицына о том, что „сыскав тех… спеваков… Чернигова пять человек, а ис Киева одного человека… отсылаю к пресветлому их царского величества престолу”.
 


Гусли и виолончель из музея музыкального училища



Ритоны из Черной могилы

Иван Коцюра, еженедельник «Взгляд», №10 (144)



Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Иван Коцюра, музыкальная история