39-летняя черниговка Лариса Козацкая на том свете побывала уже дважды. Впервые — в 2011-м, когда рожала своих двойняшек. А во второй раз — совсем недавно. Ее скосил нетипичный вирус гриппа (Н1N1), переросший в пневмонию. 9 дней она находилась в состоянии медикаментозного сна. А выйдя из него, стала рассказывать такие вещи, которыми удивила даже медиков.

«БОЛЕЗНЬ ПРОГРЕССИРОВАЛА»
- Я живу с родителями и со своими двойняшками — Миланкой и Данилкой. Им по 4 года и 10 месяцев, — рассказывает Лариса о себе и своей семье. — Раньше работала продавцом, а теперь стою на учете в Центре занятости.
Казацким здоровьем Козацкая похвастаться не может.
- О своих болезнях рассказывать не хочу. Единственное скажу: после родов целый месяц провела в больнице. Роды были очень тяжелыми, делали кесарево сечение. Меня вернули с того света. Но тогда я там ничего не видела. В отличие от этого раза...
Недомогание Лариса почувствовала 24 января.
- Я сходила в Центр занятости. Пришла домой - что-то нездоровится. Колотит. Температуры не было. А на следующее утро уже поднялась. Вызвала участкового терапевта. Мне выписали противовирусные лекарства. Я их принимала, но болезнь не проходила. 28 января, когда я уже стала задыхаться, вызвали врача еще раз. Уже было воспаление легких. «Скорая» забрала меня в больницу.
- Несмотря на все мероприятия - противовирусную, антибактериальную терапию и т.п., состояние пациентки ухудшалось, — говорит заведующая терапевтическим отделением Черниговской городской больницы №3 Елена Сергеева. — На следующий после госпитализации день ее с прогрессирующей двусторонней пневмонией перевели в реанимационное отделение.

- Течение болезни у Ларисы было тяжелое: снимки показывали, что легкие будто охватывает снежная буря, — добавляет заместитель главного врача по медицинской части ЧГБ №3 Наталья Бабкина. — Хорошо, что нас полностью обеспечили необходимыми препаратами: тамифлю, релензой, антибиотиками. Поэтому адекватное лечение началось с первого же дня. Мы постоянно делали контрольные снимки, приглашали специалистов из других больниц.
Но, вопреки всем стараниям медиков, организм Ларисы отказывался дышать самостоятельно. 1 февраля ее подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.
— До этого я уже четыре дня не спала, — продолжает Лариса. — Меня сморило. И я впала в кому.
Медики уточняют: это не то отключение головного мозга, которое происходит при патологических состояниях, а медикаментозный сон.
— Как забирали соседа по реанимации, я наблюдала уже... сверху. Сверху видела и то, как за мной ухаживали: ставили капельницы, переворачивали, чтобы не было пролежней, и тому подобное. Медики, спасибо им, не отходили от меня, постоянно со мной разговаривали, призывали бороться.
«РАЙ И АД ЕСТЬ»
Лариса рассказывает, что находилась одновременно и в больничной палате — под потолком, возле светильника, и «там» — в потустороннем мире.
— Рай и ад есть, это точно, — уверяет она. — Я была и там, и там. Правда, к аду только приближалась, видела огонь, но туда меня не пустили. А в раю была, даже общалась со... Всевышним.
До этого наша семья особо набожной не была. По праздникам ходили в церковь, иногда исповедовались, причащались. Теперь же я точно знаю, что есть Бог-отец и Бог-сын. Гтсподь - пожилой и весь седой, аж белый. А Иисус - черноволосый мужчина. Их лица до сих пор стоят перед глазами, но детально описать не могу.
...Потом там появился Егор. Наяву я с ним знакома не была. Там же мы с ним вместе боролись за жизнь, вытягивали друг друга за руки из бездны. В какой-то момент Егора не стало. Я спросила, где он, а мне ответили: «Его нет». Не сказали, что умер, просто «нет». Уже придя в сознание, я узнала, что рядом со мной в реанимации действительно лежал мужчина по имени Егор и что он умер.
40-летний черниговец поступил в 3-ю горбольницу, когда болезнь (также грипп штамма Н1N1) была уже запущена. По словам медиков, мужчина пытался лечиться дома и даже дважды писал отказ от госпитализации. Его специалистам больницы №3 спасти не удалось. Но он... спас Ларису.
- Бог-отец указывал мне на мои ошибки, а я должна была за них отвечать. Это шло будто по спирали. Если я смогла объяснить и искупить свою вину, меня вытаскивали за руку - то Егор, то Иисус Христос. Когда же я спускалась все ниже и ниже к аду и уже видела огонь, рука Егора (его самого я не видела, узнала только руку) в последний момент меня вытащила.
Наяву это было так:
- Мы зашли в реанимацию на общий обход, — рассказывает Наталья Бабкина. - И вдруг одновременно у Егора - остановка сердца, а у Ларисы - падение сатурации (насыщение крови кислородом). Александр Саук (на то время временно исполняющий обязанности заведующего реанимационным отделением. — Авт.) делает Егору непрямой массаж сердца, тут же интубируем Ларису. Егор умирает, а ее состояние начинает стабилизироваться.
— Я услышала, как Господь сказал: «Ей еще рано», — вспоминает Лариса. — Теперь я знаю, что у каждого человека в жизни есть свой путь, своя судьба. Если он свое предназначение еще не выполнил, его возвращают. Я, видно, еще не выполнила. Мне нужно вырастить детей.
Если бы не Бог и не врачи, я бы не выжила. А еще за меня молились мои родные: мама, дети и даже отец. Когда его пустили в реанимацию, он говорил: «Ты сильная, выкарабкивайся!»
9 ДНЕЙ ПОКАЗАЛИСЬ НЕСКОЛЬКИМИ ЧАСАМИ
На 10-й день медикаментозного сна Лариса очнулась.
- Когда я открыла глаза, надо мной склонились врачи, среди них и Наталья Владимировна. Мне сказали сегодняшнее число, я сначала не поверила. Я не знала, что была в медикаментозном сне. Эти 9 дней показались мне всего несколькими часами.
Некоторое время я еще не могла говорить из-за трубки в горле (трахеотомию провели для восстановления самостоятельного дыхания. — Авт.). Как только ее убрали, я спросила о своем враче из другой больницы, которую также сверху видела возле себя. Оказывается, моя инфекционист действительно приходила ко мне. Когда я начала расспрашивать о ней, о Егоре, о моих процедурах, окружающие удивлялись: «Откуда ты все это знаешь?»

— Один из первых вопросов Ларисы: «Где тот парень?» — вспоминает начмед. — Лариса имела в виду Егора. В реанимацию он попал тогда, когда женщина уже была в медикаментозном сне. Можно предположить, что имя мужчины называли врачи, оно могло врезаться в ее сознание сквозь сон. Но откуда Лариса узнала, что он - рыбак, если этого не знали даже сами медики?
— Там мы с Егором плавали на лодке, ловили рыбу. И он мне сказал, что это его стихия, — удивляет Лариса. И признается: - Да я бы и сама никогда не поверила, что такое возможно, если бы этого не пережила! Мама к моим рассказам сначала отнеслась скептически. Говорит: «Никому не рассказывай, подумают, что у тебя что-то неладное с головой». Но уверяю: я не сошла с ума, я действительно все это видела.
«ЗА ГРЕХИ ПРИДЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ»
16 февраля Ларису из реанимации перевели в терапевтическое отделение.
— Я почти сразу стала расхаживаться. Хоть врачи и сдерживали, мол, тебе еще слишком рано, хотела как можно быстрее встать на ноги, потому что рвалась к детям. Хоть с бабушкой и дедушкой им хорошо, но я по ним очень соскучилась, как и они по мне.
— Лариса очень хорошо восстановилась, — говорит завтерапией Елена Сергеева. - Сработали и совместные усилия наших специалистов, и ее сила духа. К тому же у нее большой стимул к жизни - дети.
4 марта Ларису выписали, так что женский праздник она провела с самыми близкими людьми.
— С семьей и в родных стенах я быстрее поправлюсь.
Случай Ларисы запомнится всем, кто ее спасал.
— Для нас он исключителен потому, что мы сняли ее с аппарата искусственной вентиляции легких, — улыбается Наталья Бабкина. - Мы всеми способами стараемся избежать подключения к аппарату ИВЛ, это уже «терапия отчаяния». Благодаря Ларисе мы лишь удостоверились: у каждого больного есть шанс, главное — верить и бороться. И нам, врачам, и самому пациенту.
Напоследок Лариса сказала:
— Мне в жизни Господь Бог много помогал. Я в него верила, но по-своему. Теперь же моя вера укрепилась. Думаю, отныне мы семьей чаще будем ходить в церковь. Вообще, я переосмыслила всю свою жизнь. Конкретных планов у меня пока нет, мне бы только твердо стать на ноги. Но я точно знаю: теперь все будет иначе. Прежних ошибок я больше не повторю. Ведь на том свете за грехи придется отвечать. Каждому.
Материал по теме:
Чернігівка вийшла з коми після грипу. Бачила Бога і говорила з чоловіком, який теж був у комі? (відео)
Алина Ковалева, "ГАРТ" №12 (2764) от 17 марта 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.