Жизнь — из темных и светлых полос. Этого никому не избежать. Но почему-то у одних они более или менее равномерные, а у других черные расползаются, как пятна. Белые за ними едва заметны. Судьба такая?

— Или характер, — говорит 54-летняя Валентина Мусиевская из Тихоновичей.
Она живет со старенькой матерью (ей 85). Напротив живет брат Михаил, старше Валентины на 3 года. После инсульта он уже более двух лет прикован к постели. Личная жизнь у мужчины не сложилась. Некоторые советуют оформить Михаила в Дом престарелых. Но Валентина и мысли такой не допускает: как можно открещиваться от родной крови? Пусть с женой Михаил не живет, зато у него есть сестра.
Не «столкнула» на чужие руки и парализованную одинокую тетю. Более года, до самой последней минуты старушки (79-летней Анны Кошель не стало 12 мая этого года), ухаживала за ней, как за малым ребенком. Вставала, как только начинало сереть. Приготовить, накормить, убрать за двумя лежачими больными — работы хватит на целый день. А у нее в придачу еще огород и хозяйство — птица, свиньи, две коровы.
Одно хорошо: велосипед постоянно на подхвате.
Еще одна боль Валентины — ее муж. Официально — бывший. Прожили с ним почти три десятилетия и 6 лет назад расстались. Из-за водки.
- Она погубила Остапа, — вздыхает женщина. — И все, что у нас было хорошего, пошло прахом.
Вспоминает: познакомились на свадьбе у общих друзей. И сами вскоре поженились. Жили на Львовщине — его родине. В 1980-м родился первый сын.
- Он еще больше сблизил нас с мужем. А со свекровью как была бездна, так и осталась. У нас с ней не сложились отношения с самого начала. Просыпаешься утром и знаешь, что день спокойно не пройдет. И так почти два года.
А тут ребенок — не все успеваю, не высыпаюсь, постоянно на нервах. Мучи-лась-мучилась и решила вернуться к маме.
- А муж?
- Я очень хотела, чтобы он был на моей стороне. Но не заставляла и против свекрови не настраивала. Думала: если любит — будем вместе. А не любит... Растят женщины детей одни, и я выращу.
Остап поехал за ней. В Тихоновичах устроился работать на колхозную кузницу (дома была собственная). Валентина — на ферму. Дояркой.
В 1982-м, 83-м и 88-м у Мусиевских родились еще трое сыновей. Семья одной из первых получила жилье — тогда местный колхоз строил много: в селе выросла целая улица из молодых семей. Ее так и назвали — Молодежная.
- Теперь наши сыновья такие, как мы были тогда. Трое в Херсонской области -поехали друг за другом. Двое женаты. У самого младшего в октябре свадьба. Один - в Тихоновичах. Но дома почти не бывает. Постоянно на заработках. В его доме и живет Остап. У него сахарный диабет, но все равно пьянствует. На его помощь я даже не рассчитываю.
С сеном то младший брат Володя поможет, то дети приедут. Они и кредит помогали платить. Я его брала, чтобы провести газ. Теперь хоть с дровами - облегчение. А у брата все равно нужно топить.
Сыновья к себе зовут, потому что сюда ездить — не близкий свет. А как мне переезжать? Только с мамой, братом и мужем.
— Даже с мужем?
— А на кого его оставить — одинокого и больного? Сахар в крови «прыгнет» — не дай Бог, кома. Не раз уже спасала. Жаль его. Загубил свою жизнь.
— А как же Ваша — личная?
— Личной давно нет. Вместо нее у меня - цветы и песни.
Цветами окутан весь ее дом. Их сорта подобраны так, чтобы цветение не прекращалось до самых морозов. А песни... Многие сельские жители специально приходят на концерты в клуб, чтобы послушать Валентину Мусиев-скую. Говорят: ее пение трогает за душу.
- А как иначе, если каждое выступление Вали - будто исповедь? С женскими печалями, которые она сама пережила. Многие из них еще не отболели, - говорит учитель Надежда Мураха, которая тоже часто поет на сельской сцене.
- В таком возрасте еще не поздно начать все сначала, — говорю Валентине.—Замуж выйти.
Она смеется:
- И без замужества проблем хватает. Справишься с одной, на ее место две спешат. И им нет дела, что как раз в это время тебе до боли хочется праздника.
Рассказывает: так было перед нынешним 8 Марта, когда по дороге на репетицию ее сбил велосипедист. Кто это был, не узнала — на улице уже были сумерки.
От резкого удара упала и сломала руку.
- Даже на женский день не повезло, — вздыхает. - К тому же в локте рука неправильно срослась - теперь выглядит неестественно. И болит.
- Говорят: вечных печалей, как и вечного счастья, не бывает. Что будете делать, когда закончится черная полоса в Вашей жизни?
- Если разобраться, она не такая уж и черная, — неожиданно говорит женщина.
— Все, кого я люблю, живы. У меня прекрасные дети. Четыре внука. Многим намного хуже.
Мария Исаченко, "Гарт" №30 (2679) от 24 июля 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Валентина Мусиевская, Мария Исаченко, "Гарт"