Когда курс доллара резко пошел вверх и многие, боясь подорожания, стали скупать продукты, Иван Ведмидь (ему 66) из Гвоздиковки Щорского района и ухом не повел. Вместо того чтобы тоже делать запасы, купил в Чернигове сумку-холодильник.

- На мой «энзэ» (неприкосновенный запас. — Авт.), — смеется, — валютная лихорадка не влияет. Вон он - во дворе и в сараях. Правда, есть просит. Зато не страшно, что испортится. Нам на троих (у него жена и сын. — Авт.) хватит надолго.
В хозяйстве действительно — полный ассортимент: птица, свиньи, козы, корова. Даже бык свой. Двухлетний Миня. Чтобы не искать повсюду осеменителя.
- Не боитесь, что вдруг взбунтует, все потрошит, а то и на рога поднимет? — спрашиваю невысокого и далеко не богатырского телосложения хозяина.
- Вместе с сыном управимся. — говорит он. — Тем более что опыт работы с быками у меня есть. Когда-то ухаживал за ними в колхозе.
До быков, рассказывает, работал экспедитором на железной дороге, после — собирал молоко.
- Смолоду брался за любую работу. Потому что надеяться было не на кого. Мать умерла, когда мне было 22. Отец пошел в примаки. Я сам доил корову, полол огород. Жена тоже с малых лет всякую работу умеет делать. Мы с ней и годами одинаковые. А родом она из Городнянского района. Там и познакомились. На свадьбе у общих знакомых. ,4 через неделю и сам поехал свататься. В августе будет 39лет, как вместе. Вырастили четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, построились. Вся жизнь прошла в работе. Потому что на зарплату не проживешь. Кроме хозяйства, разводил песцов, а затем - фреток.
Помню, как Светлане пошили пальто с песцовым воротником. Тогда в Гзоздиковке такие были у немногих. Только надевала она его разве что на праздники.
Потому что на каждый день - фуфайка.
- А для души что?
- То, что не бедствуем, что дети - не пьяницы, не наркоманы. Для меня большая радость - природа. Люблю все живое. Каждую зиму приваживаю синиц. Посвищу — они тут как туг. Самое меньшее - полсотни. Берут зерно, крошки из рук. Они, как и мы, постоянно в работе.
Впрочем, у Ведмидя работают даже воробьи.
- Уничтожают гусеницу на капусте, - хвалится. — Всю чисто собирают. Химией травить не нужно.
- Почему такое только на вашем огороде?
- Потому что я секрет знаю, — смеется. — Еще до появления гусеницы обрабатываю капусту сухим пеплом. А сверху просыпаю пшено. Пепел не дает ему скатываться с листьев. Воробьи привыкают к дармовому корму - слетаются ежедневно. Когда появляется гусеница, клюют ее вместе с пшеном. Выходит дешево и сердито.
- Остался еще один нераскрытый секрет: зачем Вам среди общего продуктового ажиотажа понадобилась сумка-холодильник?
- Тут никакого секрета нет. Просто собираюсь к родным в Мурманск. Там - сестра и дети (сестра переехала туда еще полвека назад, а со временем к ней переехали и племянники). Дочери замужние, а сын еще без пары. Еду за внучкой. Она у нас единственная. Пока не ходит в школу, забираем в село до самого октября.
А сумку в Мурманске я загружу свежей рыбой. Иначе ее не довезешь. В дороге - почти трое суток.
Люблю уху с палтусом. Сейчас, в пост, лучшего кушанья не придумаешь.
Щорский район.
Мария Исаченко, "Гарт" №11 (2660) от 13 марта 2014
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Иван Ведмидь, Щорский район, Мария Исаченко, "Гарт"