Уже восемь лет Андрей и Анастасия Ярмоленко из Талалаевки лишь иногда произносят такие необходимые слова, как «мама» и «папа», и то только в воспоминаниях, чаще болезненных. Вместо этого бесконечные обращения — «дедушка» и «бабушка». Григорий Иванович и Анна Карповна все отдали бы, чтобы было наоборот, потому что родителей детям никто не заменит.

Внуков Ярмоленко воспитывают так, как хотели, чтобы воспитывал своих детей их сын Александр, жизнь которого так бессмысленно оборвалась 19 мая 2005 года.
Тогда ему исполнилось лишь 32.
Семью Ярмоленко знают как добропорядочную и трудолюбивую. Григорий Иванович
большую часть трудовой жизни проработал начальником буровой. А кто хоть немного слышал о работе кателей подземных недр, знает, что начальник там ходит не в белой рубашке с галстуком: неизменно сапоги, спецодежда. Постоянно вдали от дома, в полевых условиях. Когда наступали выходные — наслаждался общением с семьей. Счастье с женой видели в детях, потому и родили троих: Таню, Сашу, Надюшу. Жена работала кассиром в конторе нефтеразведки. Работа рядом с домом, всегда дети на глазах. «Моя девичья фамилия — Бездетная, — рассказывает Анна Карповна. — А Бог так дал, что своих троих родили, еще и племянников Ваню и Лену воспитывали, так как моя сестра Ольга с мужем в начале 80-х работали в Германии. С внуками будто все сначала началось».
Они были счастливы вместе. Несмотря на то, что, кроме работы, держали еще и большое хозяйство, находили время хорошо отдохнуть с детьми. Григорий Иванович еще с юности фотографировал. Все то семейное счастье осталось в фотоальбомах: вот рыбачат, вот грибы собирают, вот фруктами лакомятся.
А вот кто-то маленький любопытным взглядом смотрит из детской кроватки.«Дедушка, а когда это ты Настю сфотографировал?» — спрашивает Андрей. «Это не Настя, это твой папочка маленький, — печально взглянул на внука... — Она выкопанный Саша».
«У нас было все хорошо, — вспоминает мать, — пока Саша не пошел в армию. Написал заявление в военкомат, что желает служить в горячей точке. Еле отговорили. Служил в аэропорту Шереметьево. Время службы пришлось на годы полного развала. Саша сбежал домой, потому что не выдержал ситуации. Обошлось без наказания. Дослуживал в Конотопе. Армия негативно на него повлияла. Что это за армия, если приезжает в «гражданском» домой, когда заблагорассудится? Она его не закалила, а наоборот - разбаловала.
Мы на сына все надежды возлагали. Еще со школы дружил с хорошими девушками, думали, что какая-то из них будет невесткой. Но емусуждена была другая. Наталия приехала с родителями жить в Сильченково нашего района. В Киеве они продали квартиру и купили дом в селе. Вся семья выпивала. А он влюбился, и все тут. Когда женился, будто не наш стал. Водка погубила его».
28 июня 1998 года у Саши с Наталией родился Андрей, 24 июня 2000-го — Анастасия. Но ужиться с Сашиными родителями молодые не могли, ведь те старались вернуть их к нормальной жизни. Пока Саша работал на кирпичном заводе, снимали квартиру, когда не за что стало снимать, потому что работу бросил, перешли к Наталии, где были постоянные пьянки и ссоры. Когда Андрею пришло время идти в школу, родители не смогли его собрать. Тогда мальчика забрали к себе дедушка с бабушкой и отправили в школу уже после начала учебного года. У них с тех пор он и жил. Просили Сашу развестись, взяться за ум, детей воспитывать. Трезвый соглашался, а выпьет — не слышит
«Я сердцем чувствовал, что будет что-то страшное, — говорит Григорий Иванович.
- Сын, с которым мы были неразлучны душой, не слышал меня... В тот страшный день я был на смене. Мне сказали, что сын наложил на себя руки. Я сам снимал его... на его шее был шнур от телевизионной антенны... не затянутый. Он не похож был на висельника. Мне приходилось вынимать людей из петли, и я знаю, как они выглядят. Трудно поверить, что он наложил на себя руки. Но, что бы там ни было, сына не вернуть. Похоронили его и сразу же обратились в службу по делам детей, чтобы оформить опекунство над детьми. Андрей уже постоянно жил у нас, но мать могла в любой момент вернуть его в тот ад, который убил нашего сына. Все районные службы, которые занимаются неблагополучными семьями, нам очень помогли. Они поддерживают нас все эти годы. Мы стараемся заботиться о внуках так, как хотели, чтобы заботился о них сын... В нашем возрасте это непросто, но мы стараемся».
«Мы с покойным Сашей были одноклассниками, — говорит начальник отдела по делам семьи, молодежи и спорта Талалаев-ской РГА Елена Евтушенко. — Он был хорошим парнем, добрым, компанейским, искренним. Сергей Трикоз, Лена Чеснок, Таня Мокий — все мы дружили. У Саши дома всегда были рады нашим детским компаниям, там была такая теплая атмосфера! Тяжело поверить, что он пошел таким путем. Его хоронили, а у нас в школе встреча — 15 лет, как закончили. Мы все пришли к нему... Эта потеря до сих пор болит.
А Григорий Иванович у нас — как образец среди опекунов. Вместе с Андреем они принимали участие в областном фестивале талантливых семей «От рода — до народа», в районном фестивале < Человек года» Ярмоленко получил диплом в номинации «Родительское сердце». Только бы дети сумели оценить и понять, что семья для каждого - самое главное».
Дети у Ярмоленко одаренные. Андрей в этом году закончил школу искусств по классу балалайки. Его учительница Ольга Само-звон одобрительно отзывается о парне. Все восемь лет учебы они неразлучны на пути к цели. Сегодня Андрей четко видит ее — поступить в Черниговское музыкальное училище им. Ревуцкого. Он имеет десятки дипломов районных и областных музыкальных конкурсов. Дедушка купил ему балалайку и надеется, что в руках внука она зазвучит. Анастасия учится игре на фортепиано, а еще — танцует в детском коллективе в РДК. Оба хорошо учатся в школе.
Их мама, 34-летняя Наталия Ярмоленко,
лишена родительских прав, живет в соседнем Сильченково. «Когда мы бываем в селе (там у нас дача), подходит к нам и грозится, что заберет детей. Это когда выпившая. Я против ее общения с детьми в таком состоянии. Бывали случаи, что она передавала какие-то деньги Андрею, но так, чтобы баба и дед не знали. А где ложь, там и трагедия, — считает Анна Карповна. — Человеком нормальным она уже не станет...»
Семейной трагедии предшествовала еще одна. На праздник Андрея, 13 декабря 2002-го, у соседей через стену сваривали отопление. Анна Карповна с дочерью Надеждой и маленьким Андреем смотрели телевизор, когда почувствовали запах дыма. Сказали сварщикам, но те решили, что это запах от сварки. А через несколько минут загорелась стена между квартирами. Рабочие не учли, что домики нефтяников когда-то строили как временное жилье, с фанерными перегородками. Они и вспыхнули. Пока пожарная машина подъехала к месту (тогда проводили газ и улица была в канавах), квартира выгорела. Соседи помогали спасать вещи, даже библиотеку Григория Ивановича — не менее полутысячи книг. И хоть виновник пожара — Прилукская нефтегазразведка — компенсировал убытки, семье пришлось зимовать в летней кухне, а весной строиться от фундамента.
Наверное, нет работы, которой бы не умели делать мастеровитые руки Григория Ивановича. У него есть собственная капитальная столярка. Весь инструмент для нее скупал сам. Пока работал, особо времени не было для такого увлечения, однако и кровати, и шкафы, и комоды, и двери, и карнизы своими руками сделаны. По ночам работал над их изготовлением не из-за большой необходимости в них, а из-за желания творить. А Анна Карповна любит цветы. Горшки с домашними везде, где только можно поставить, во дворе тоже все цветет. Анастасия, занимаясь в кружке художественной вышивки центра ДЮТ, увлекла и бабушку вышивкой бисером. Этой зимой вдвоем вышили иконы. Дедушка сделал рамки для них.
Анна Карповна — очень домашняя. Даже если внуки принимают участие в концертах, с ними едет дедушка, записывает все на видеокамеру, а затем дома пересматривают. Но есть у нее одна страсть — игра в «Лото-забаву». Ни одного тиража не пропускает. В марте фортуна ей улыбнулась — выиграла 8 тысяч гривен! На эти деньги купили большой холодильник. Он просто необходим, потому что летом семья увеличивается — из Ахтырки приезжают дети старшей дочери Тани — Денис и еще одна Настя. Именно это имя выбрал для сестры Денис, чтобы была сестренка, как у Андрея. А в сердцах дедушки и бабушки для каждого найдется тепло и любовь. Хотя и переполнены они неутолимой болью, но живет в них надежда — увидеть внуков достойными и самостоятельными людьми. И это желание добавляет им сил.
пгт Талалаевка
Александра Гострая, еженедельник "ГАРТ" №25 (2622) от 20 июня 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.