12 мая, в 17 часов, в черниговском Дворце культуры (дворец «Химиков») состоятся Общественные слушания, посвященные планам развития двух предприятий – КП «Черниговводоканал» и ОАО «Облтеплокоммунэнерго».

Еще чуть-чуть – и отрасль придется не реформировать, а реанимировать…
Не так давно губернатор Черниговщины Владислав Атрошенко подписал меморандум, предусматривающий замораживание тарифов на жилищно-коммунальные услуги в области до конца 2005 года. При этом ни для кого не секрет, что из-за почти полного отсутствия инвестиций в модернизацию и развитие ЖКХ, из-за повышение размеров зарплат, цен на энергоносители и электроэнергию – техническое состояние систем тепло-, водоснабжения и водоотвода достигло критической оценки. Только в системе «Облтеплокоммунэнерго» около 80% теплосетей находятся в эксплуатации более 15 лет. Более 80 км из них, что составляет почти 40%, находятся в аварийном состоянии.
По оценкам специалистов КП «Черниговводоканал» износ водопроводных очистных сооружений составляет 70%, а изношенность труб водопроводов является причиной ухудшения качества воды, перебоев в водоподаче в период ликвидации повреждений.
Эксплуатация морально устаревшего и физически изношенного оборудования приводит к перерасходам топлива, загрязнению окружающей среды и питьевой воды. Парадокс – добывая с глубины 100-760 метров чистейшую артезианскую воду, не нуждающуюся в очистке, значительная часть населения Чернигова, из-за вторичного загрязнения в трубопроводах, вынуждена потреблять уже грязную воду. Что комплекс ЖКХ необходимо реформировать и, как следствие, изменять тарифы, понятно всем. Тем более, как невесело шутят некоторые специалисты, еще чуть-чуть - и отрасль придется не реформировать, а реанимировать...
Несмотря на то, что существуют специальный порядок, механизмы и методики установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, доверия к ним среди населения области устойчиво не наблюдается. В обществе, возможно и небезосновательно, сложилось мнение, что благодаря практически монопольному положению на региональном рынке услуг тепло-, водоснабжения и водоотвода, предприятия ЖКХ навязывают потребителям неоправданно высокие цены за свои товары и услуги, часто, кстати, непредоставленные в полном объеме, перекладывают на их плечи потери тепла, воды и т. д.
Тем более, что с приближением выборов подобные настроения охотно подогреваются определенными политическими силами.
От анализов до повышения тарифов – один шаг
КП «Черниговводоканал» и ОАО «Облтеплокоммунэнерго», в рамках программы «Реформирование тарифов и реструктуризация коммунальных предприятий в Украине», разработанной фирмой «ПАДКО» совместно с Всеукраинской благотворительной организацией «Институт местного развития», при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию, проанализировали стратегический план реформирования предприятий до 2010 года. Главная цель - предоставление Чернигову технической помощи и внедрение учебных программ, нацеленных на улучшение качества основных коммунальных услуг - тепло-, водоснабжения и водоотвода. Работа в этом направлении велась с сентября прошлого года при активном участии совместного совещательного комитета, в который вошли представители всех заинтересованных сторон: городских властей, политических партий, общественных организаций и т. д. Эксперты «Института местного развития» изучали состояние дел непосредственно на предприятиях, провели обучение специалистов. В разработанном стратегическом плане отображены техническое и финансовое состояние предприятий, их организационная структура, намечены приоритетные проекты и мероприятия, направленные на улучшение их деятельности, предложена новая тарифная политика.
6 мая в горсовете, в присутствии представителей политических партий, прессы, депутатов горсовета, совещательного комитета и других заинтересованных лиц, состоялось предварительное обсуждение плана развития этих предприятий. Сегодня мы выносим их на суд читателей, чтобы 12 мая, когда стратегические планы предприятий будут представлены общественности областного центра, каждый желающий смог высказать о них свое мнение.
Чей сценарий круче? Решать нам!
КП «Черниговводоканал».
Существующий тариф: 300 литров воды на одного человека. Стоимость для населения: в многоэтажных домах - 8.94 грн (до 10 этажа), при наличии газовой колонки -7.45 грн.
Первый - в течение всех шести лет тарифы не изменяются. В этом случае, вследствие увеличения затрат, уже к концу 2005 года возможны перебои в водоснабжении из-за непроплат за энергоносители. К 2010 году предприятие не сможет функционировать.
Второй - тарифы для населения в 2005 году не изменятся, для других потребителей - увеличатся на 11 %. В 2006 году тарифы для населения планируется увеличить на 44 %. В последующие годы тариф для населения будет увеличиваться на 6 %, для промышленных предприятий - на 1,7 %, Это позволит стабилизировать финансовое положение предприятия и частично улучшить качество предоставляемых услуг.
Третий - предусматривает увеличение тарифов для населения и других потребителей в 2,5 раза и в дальнейшем ежегодно на 8% для населения и на 5% для других потребителей. В этом случае качество услуг постепенно будет улучшаться и за 50 лет достигнет европейского уровня.
ОАО «Облтеплокоммунэнерго».
Существующий тариф: подогрев 120 литров воды на одного человека, стоимость для населения - 11.27 грн.
Отопление 1 куб. метра жилой площади - 0.88 грн.
Первый - тарифы на протяжении всего периода 2005-2010 года остаются неизменными. Как результат - убытки вдвое превысят сумму доходов.
Второй - с 2006 года тарифы изменятся до уровня полного обеспечения затрат по предоставлению услуг теплоснабжения.
Третий - в 2006 году тариф для населения будет повышен на 13 %, для других потребителей - на 16 %. В 2007-2010 гг. тарифы на услуги для всех категорий потребителей Чернигова, с учетом инфляции, будут повышаться на 4-6 %.
Некоторые выводы
По расчетам специалистов жилищно-коммунального хозяйства Украины, население оплачивает только от 70 до 80% от реально потребленных услуг ЖКХ. Но, может быть, тарифы реформировать можно и должно за счет снижения стоимости услуг путем повышения эффективности их производства? И таким образом, возможно, увеличить размер возмещения населением стоимости услуг до 100 % уровня, не повышая тарифов?
Ответы на эти, равно как и на другие вопросы, сможем услышать совсем скоро...
Еженедельник «Семь дней» №19 (183), 11 мая 2005 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.