В этом году Черниговскому троллейбусному управлению исполняется 45 лет. Сегодня власти всерьез задумываются о том, нужно ли городу убыточное предприятие. Не случится ли так, что в погоне за политическими дивидендами власть-имущих город лишится своего главного - пока... - перевозчика?
За 45 лет в ЧТУ мало что изменилось. Те же здания, почти те же троллейбусы. Состояние троллейбусов в Чернигове всегда оставляло желать лучшего. Говорят, что в 70-е годы при давке некоторые пассажиры разбивали стекла в дверях, резали руки. Чтобы этого избежать, дверные окна заваривали. Сегодня проемы заваривают из-за отсутствия стекол.
В наше время конкуренцию троллейбусам составили маршрутные такси и автобусы. Да и само руководство ЧТУ давно уже поняло, что не обязательно выпускать на маршрут все 132 троллейбуса - достаточно и половины от этого количества. А в дополнение к «рогатым» выгоднее пустить автобус - и проблем меньше, и доходность больше...
На днях, с целью разобраться в проблемах самого большого коммунального предприятия города, в троллейбусное управление прибыл секретарь городского совета Олег Шеремет. Вопросы, которые троллейбусники задавали чиновнику, свидетельствовали о том, что и они обеспокоены судьбой предприятия.
Престиж ЧТУ ощутимо падает. Люди, в первую очередь лучшие специалисты, уезжают в другие города, в первую очередь потому, что там зарплата больше. Как горсовет дальше планирует решать и эту, и «тарифную» проблему?
- Наш городской совет - тот же небольшой парламент. В нем представлены различные силы. Я не хотел бы к каким-то депутатам конкретные претензии предъявлять, но я знаю, что как только вопрос тарифов подняли, а это вопрос удержания предприятия «на плаву», а не в плане «дорого или дешево», - сразу начинается разыгрывание политической карты. Мне, например, было бы выгодно сказать: «Я против увеличения тарифов, но я понимаю, что если этого не будет, то и предприятия не будет. Я понимаю вашу проблему - хотелось бы заработки выше, но, я думаю, сегодня главное - удержаться на плаву. Это главная задача 2009 года».
В городе большая проблема с подъездами к остановкам. Особенно на конечных станциях. Как ее можно решить?
- У нас сегодня очень приятный контакт с ГАИ. От новых сумм штрафов определенная часть поступает в местный бюджет. И мы нашли
такой контакт: определенной суммой будем «делиться» с ГАИ. Сейчас есть полное понимание ГАИ и местной власти. И вопрос по разрешению ситуации перед ГАИ уже поставлен. Я прекрасно понимаю, что значит припарковать такую махину и выехать со стоянки.
Мы перевозим 27 категорий льготников. В автобусах их только восемь. Давайте уменьшим количество льготников - и у нас деньги появятся. Пенсионерам и чернобыльцам запланировано по 15 поездок в месяц. А ведь они ездят каждый день и по нескольку раз!
- С одной стороны, такое решение на местном уровне мы принять не можем - есть Закон. С другой - только за прошлый год вашему предприятию было компенсировано 11 млн. грн. Задолженность по ЧТУ около 300 тыс. грн. - то, что мы не смогли компенсировать по льготникам. Сейчас поднять эту тему - это разделить страну пополам.
Наши водители и кондукторы страдают от плохого поведения пассажиров. Их ругают, избивают. Милиция бездействует. Пора принимать какие-то меры.
- Я думаю, если еще раз повторится подобный случай - его нужно сделать показательным. Его нужно сделать примером, чтобы другой думал. Может быть, даже подойти несколько субъективно. А то правонарушители знают, что если человека не убил - то это только штраф будет. Как за курицу, которую переехал... На территории Чернигова у нас установлено 3000 электроопор. Мы не знаем, что делать с наклеенными на них объявлениями. Мы только отрываем людей от работы, отправляя их на чистку столбов. А ведь на объявлениях есть и адреса, и номера телефонов...
- Мы попытались сделать это в начале года. Приняли новые Правила благоустройства города. Антошину было поручено разработать систему штрафов. Но, как орган местной власти, мы не имеем права вносить изменения в соответствующие законы. Все вопросы решаются через суд. Рассмотрение дел там затягивается, и эффективность воздействия теряется. Что касается города - будем стараться делать. Частично решение этого вопроса мы хотим перепоручить фирмам, которые занимаются рекламой. Ведь они в этом заинтересованы...
Факты
«На вооружении» ЧТУ - 132 троллейбуса, 106 из них подлежат списанию; 16,6 года - средний возраст черниговского троллейбуса при сроке эксплуатации в 10 лет...
Владимир Воронин, начальник управления транспорта и связи Черниговского горсовета:
- Если говорить об отсутствия троллейбусов на линии в вечернее время, то я считаю, что эксплуатировать машины подобного класса при минимальном грузопотоке просто нерентабельно. Мы не отдаем предпочтения маршруткам. Это требование времени. Вы сами прекрасно видите -жизнь меняется. Если 20 лет назад трудно было представить, что такое «маршрутка», то сегодня люди требуют альтернативы и качества обслуживания. Хотя мы стараемся соблюсти интерес и электротранспорта, и маршрутных такси, и автобусов.
Хочу сказать и по отмене льгот - в этом вопросе не надо спешить. Палка она о двух концах. А те 11 млн., которые дали ЧТУ в виде компенсации, они,
как говорят, «и в Африке 11 миллионов»! Если отменят льготы - уважаемые пенсионеры перестанут ездить. И компенсации платить перестанут. При адресной дотации на электротранспорте можно ставить крест. Давайте пенсионеров пока не трогать...
Игорь ГРИЩЕНКО
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: ЧТУ, Олег Шеремет, Владимир Воронин