В прихожей одного из славутичских коттеджей меня встречают десятилетняя Анюта и ее мама Надежда Ивановна. Сбоку, из самодельного вольера, внимательно и чуть с испугом смотрит прекрасная птица. Аист! В квартире? Мы часто любуемся ими в полете или сидящими в гнездах, но вот так, в полуметре, впервые видел я внимательные, пытливые птичьи глаза.
Надежда Ивановна предложила пройти в комнату, так как пернатый гость не привык к пристальному вниманию людей и очень пугается. Как оказался молодой аист в семье Чанышевых?
«Он лежал, почти не двигаясь»
Анечка учится в пятом классе по индивидуальной программе и в тот морозный декабрьский день сидела дома. В гости заглянула подружка, которая и сообщила, что у калитки одного из соседних коттеджей стоит необычная птица. Любопытство взяло свое. Девчата побежали на двор.
— Мы подошли к калитке, возле которой действительно стояла длинноногая, с длинным клювом птица. Она уперлась им в орнамент калитки и почти не двигалась. Мы побоялись подойти к ней и побежали обратно домой.
— Когда девочки рассказали мне об аисте, — продолжает Надежда Ивановна, — я пошла вместе с ними. Действительно, недалеко, между коттеджами, на снегу лежала птица, слегка двигая головой. Я обернула ее в футболку, и мы принесли ее домой. Она лежала и отогревалась, почти не двигаясь. Это уже позже пришло на ум: а если птичий грипп или другая инфекция? А в тот момент мы просто пытались согреть и накормить птицу. Волновались: удастся ли спасти? Позвонила мужу, чтобы купил мелкую замороженную рыбу. Мы ее разморозили и дали приемышу. И тут впервые спало напряжение — аист стал есть, да еще как!
Вольер мы ему сделали из перевернутого пластмассового стола и старых покрывал. На дно положили мешковину и нарезанную газетную бумагу. Менять подстилку приходится часто. Так что соседи, когда узнали, кто у нас живет, стали приносить старые газеты, а один целую подшивку не пожалел!
«Клюв закрыл — значит, не боится»
— Интересно, как вообще птица попала в город?
— Я не знаю, почему он не улетел, возможно, как говорят, «не встал на крыло» или еще что-то помешало. Вторая половина декабря была очень морозной, температура достигала 15—25 градусов мороза. Видимо, пока выдерживал холода, жил в лесу за дорогой, а когда совсем стало трудно, пришел искать защиты у человека.
Разговаривая с хозяйками дома, я периодически посматриваю в прихожую, где за ограждением находится птица, а та, словно понимая, что разговор касается ее, тихо стоит и как будто прислушивается. Клюв, который сначала был приоткрыт и напоминал пинцет, уже сомкнулся и стал похож на поплавок. Надежда Ивановна ласково приговаривает: «Мой хороший, малыш, не волнуйся, никто тебя не обидит!»
— Вы обратили внимание на клюв? Он закрылся, это означает, что он вас уже не так боится, — говорит она.
Птица, которую Чанышевы никак не назвали («Почему-то не можем мы подобрать ему имя, говорим просто — миленький наш, хорошенький…»), довольно крупная.
— Я сама шью, и глазомер у меня хороший, — говорит Надежда Ивановна. — Глянула и сразу определила, что в нем метр росту. Потом приложили деревянную линейку — точно! «От пяток до макушки» — 100 см.
Кормят рыбой (аист любит салаку, мойву) и филе курицы. А вот печенку один раз попробовал и не захотел, и куриные желудочки тоже. Вначале съедал по 800 граммов в день, сейчас аппетит пропал.
— Ему в условиях квартиры очень некомфортно, — поясняет хозяйка. — Если бы сейчас весна была, мы бы с ним не расстались: перевели бы в теплицу, потом во двор, а там, глядишь, он и нашел бы свою стаю. Но всю зиму он в квартире может просто не перенести. Мы сначала хотели отдать его в Менский зоопарк, но они отказались. Тогда я связалась с Киевским зоопарком, там согласны его принять и уже дали много советов по уходу. Мы обработали крылья птицы специальным раствором от насекомых, стали разнообразить рацион, моем аисту ножки, поим только слегка подогретой водой…
«Он умирает каждый день»
— Какой прекрасный урок милосердия для ребенка! — сказала одна из сотрудниц редакции, узнав об этой истории. Всё так, но урок не окончен.
В пятницу будет четыре недели, как аист живет в доме Чанышевых. За это время никто так и не помог им переправить птицу в Киев.
— В Киевском зоопарке его ждут с 4 января, мы каждый день созваниваемся, они готовы принять птицу. Мы и большую коробку для перевозки приготовили. Думали, после сюжета на славутичском ТВ люди откликнутся, но никто не позвонил…
А мы так переживаем — ведь он может погибнуть! Стал плохо есть… И до сих пор боится, даже нас. Когда меняем бумагу в вольере, он падает и притворяется мертвым — только глаза блестят. Вы представляете, какой стресс он испытывает каждый день? Нам его так жалко… Не замерз на морозе, так сейчас мучается…
Комментарий
Юрий Карпенко, эколог:
— Конечно, это случай исключительного характера. Если бы дело происходило в деревне, можно было бы устроить аиста в сарае, в птичнике — в тепле и на животной пище он бы мог перезимовать. Постепенно обвыкся бы, а весной его можно было бы вывезти на болота и выпустить.
Зоопарк — это крайний случай, но понятно, что в квартире такую птицу содержать не будешь, да и она не выдержит.
P.S. На днях журналистам сообщили, что в Славутиче нашлись люди, готовые отвезти птицу в Киев. Надеемся, что все сложится удачно и найденыш наконец-то найдет постоянный дом. О продолжении истории мы вам обязательно расскажем!
Вадим Ивкин, фото автора, еженедельник «Взгляд», №2 (136)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Вадим Ивкин, аист