Борис Дедов о новых выставках, музеях, проектах
Вівторок, 15 жовтня 2013 13:19 | Переглядів: 2027
Борис Дедов
Наверняка черниговский художник-монументалист Борис Дедов в особом представлении не нуждается. Его самые известные работы говорят сами за себя: Мемориал памяти Героев Крут (проект разработан в соавторстве) на месте легендарного боя, храм-маяк в честь погибших моряков (тоже в соавторстве) и музей катастроф на водах в с. Малореченское под Алуштой (кстати, в этом году отмечен как лучший среди новых музеев в Крыму). Кроме того, Борис Дедов уже 15 лет руководит работой общественной организации «Пласт-арт» и одноименной галереи, на базе которой три года назад был создан музей современного искусства.
Наша организация – творческий эксперимент
- Борис Степанович, наверняка к профессиональному празднику – Дню художника – музей готовит своим верным почитателям и ценителям искусства подарок. Что это будет?
- 14 октября в нашем музее откроется новая выставка «Творчість – це школа, а школа – це майбутнє». Это беспрецедентная экспозиция, в которой представлены работы великолепного художника Анатолия Фурлета и его учеников. Этот художник – постоянный участник лондонских аукционов, очень хорошо покупаемый, вполне самодостаточный в финансовом плане, но он не может не учить. Такое редко бывает, что человек в одном лице и великолепный художник, и гениальный педагог. Он преподаватель Бучанской общеобразовательной школы, которая специализируется в художественно-эстетической подготовке, а также в студии «ART», отмечен наградой «Отличник образования Украины». И он не боится выставлять работы учеников рядом со своими, а это достаточно смелый шаг. Такая выставка у нас проводится впервые, это своего рода эксперимент. В экспозиции будут представлены 210 работ, мы задействуем все залы нашего музея, наши гости увидят также и чудесные картины жены художника Оксаны Фурлет. Выставка будет работать целый месяц, и ее смогут посетить ученики школы искусств и художественной школы, наша талантливая детвора и молодежь. Милости просим и добро пожаловать!
- Текущий год – юбилейный для «Пласт-арта». В сентябре вашей организации исполнилось 15 лет. Кроме того, и музей Современного искусства отметил день рождения – 3 года. Значит, уже можно подвести какие-то итоги, поделиться, что удалось, а что еще хотелось бы сделать?
- К счастью, удалось многое. Наша организация – своего рода творческий эксперимент, это общественный музей. И мне кажется, что за 15 лет существования галереи, а потом и музея, мы нашли место в этой жизни, в обществе. Нас поддерживают – и художники, и руководители области, города. У нас сложилось хорошее творческое сотрудничество, мы проводим совместные проекты, а иначе этот эксперимент не состоялся бы! Вот один из последних ярких примеров – фестиваль «Сорокоух». Мы провели этот фестиваль в рамках празднования Дня независимости Украины, людям он очень понравился. А идея родилась спонтанно: у нас бывает много творческой молодежи, мы как-то обсуждали очередную выставку, говорили о том, что сейчас очень модно, когда музей выходит на пленер. Но хорошую дорогую картину на холсте не стоит выставлять на улице, а вот баннер – вполне подходит, он передает четкое изображение и демонстрирует произведение искусства. Мы уже делали подобные экспозиции в Сеньковке, ко дню города в Чернигове. И говорили также о том, что в каждом городе есть какой-то оригинальный фестиваль: то вареников, то кофе, то шоколада. А у нас ведь есть и зачарована Десна, и могучий Днепр, и живописный Снов, и голубые озера. Наш народ – северяне – тысячелетиями питались рыбкой, она спасала от голода, это был популярный промысел. И возникла мысль: почему бы не посвятить этой теме фестиваль?
Один знакомый философ в шутку сказал как-то: все мы когда-то были рыбами, т.е. жизнь зародилась в воде. «Сорокоух» - это не пивной фестиваль, где все сводится к одному: кто больше вольет в себя пива, нет. Приготовление ухи – это целый обряд для нашего народа. Летом люди семьями едут на природу, на рыбалку, проводят вечер за костром, варят уху. Это и приятное занятие, и общение, и соревнование. Так что я считаю, что для нашей местности, для Полесья это самое точное попадание в цель! Но прежде всего, это фестиваль искусства. Мы продемонстрировали работы известных художников, мы пригласили представителей рыбнадзора, они показали всевозможные снасти и рассказали, чем можно ловить рыбу, а что запрещено. Некоторые рецепты приготовления ухи были шедеврами! Так, кто-то утверждает, что уха варится только из рыбы, причем определенного вида, без овощей. Другие ребята приготовили уху из лосося на молоке. Это очень вкусно! Предполагаю, что на следующий год будет еще больше рецептов.
Относительно художественной составляющей, то, например, на фестивале была представлена работа Феодосия Гуменюка, лауреата Национальной премии им. Шевченко. На картине изображена камбала и на ней написана икона. Я заинтересовался: что это такое? Оказывается, когда чумаки ходили за солью в Крым, возить православные иконы в татарских степях было небезопасно, поэтому они писали иконы на хорошо просоленной и высушенной рыбе. Чумаки брали такую икону с собой в дорогу, могли в любой момент ее достать и помолиться. А если бы кто-то поинтересовался: что в мешке? Рыба! В Эрмитаже хранится 12 таких икон. Очень мало кто об этом знал, и для многих людей это было открытием.
Музей катастроф на водах стал лучшим в Крыму
- Да, это был интересный проект! Я знаю, что этим летом вы еще и музей новый открыли, причем опять в Крыму. Когда же дойдет очередь до Чернигова?
- Да, действительно, в небольшом городке Кача под Севастополем мы открыли музей Н.Н.Миклухо-Маклая. Мне нравится такой формат, когда музей «выходит» к людям. Казалось бы, вот кинотеатр, вот салон красоты, кафетерий, и рядом – музей. Ведь не все время отдыхающим жариться на солнце или играют в бильярд, пить пиво. Там много детей, люди хотят получить еще и какую-то интеллектуальную информацию. И все они в восторге! Казалось бы, музей небольшой, но человек проводит там два часа! Некоторые приходят по несколько раз. Заказчик этого проекта - семья Надежды Петровны Миклухо-Маклай, депутата областной рады. Это семья предпринимателей, но вопросы духовности, культуры для них всегда на первом месте. Надежда Петровна огромное внимание уделяет культуре, поддерживает развитие спорта, помогает одаренным детям. Муж Надежды Петровны Александр Иванович – великолепный экскурсовод, он настолько в этой теме, что мне даже не понадобился научный консультант. Дело в том, что Николай Николаевич Миклухо-Маклай организовал в Севастополе одну из первых в мире биологических станций, а поселок Кача находится рядом. По отзывам экскурсоводов, новый музей пользуется большой популярностью. Кто же из ребят откажется постоять за штурвалом корабля? Кто из мальчишек не мечтал стать капитаном? Не мечтал о приключениях? И мы даем им такую возможность! И Музей катастроф на водах тоже живой, интерактивный, там можно подержать экспонаты, можно постоять за штурвалом, можно сфотографироваться в водолазных ботинках.
- Да, всеукраинские СМИ сообщали недавно, что музей катастроф стал лучшим в Крыму среди новых музеев! Поздравляю вас с такой высокой оценкой этой работы!
- Да, нам было очень приятно, что правительство Крыма так высоко оценило наш труд и творчество. Продолжая тему, хочу добавить, что еще один подобный музей Н.Н.Миклухо-Маклая будет создан в Батурине. Надежда Петровна заботится о том, чтобы как можно больше детей интересовались историей, культурой, наукой. Ведь в чем гениальность личности Миклухо-Маклая? Многие другие путешественники приходили на чужие земли как завоеватели, насаждали свою веру каленым железом, грабили и убивали. А Николай Николаевич ступил на берег Новой Гвинеи без оружия, он нес туда медицину, науку. И учился у этого народа очень многому! Это истинный исследователь, истинный христианин, и ведь его пуповина зарыта в украинской земле.
- Действительно такие показательные примеры очень важны! И все эти идеи рождались здесь, в вашей мастерской рядом с музеем современного искусства? Любопытно, какой у вас как художника график, когда лучше всего работается?
- Лучше всего по выходным дням, когда все думают, что я отдыхаю. В остальные дни слишком много хлопот-забот, в том числе административных, в том числе по поводу нашего здания. Музей требует большого внимания, надо изыскивать средства на его существование, а эти средства дает только наш труд – мой и моих коллег. Мы создаем монументальные объекты, и это позволяет нам сохранять и развивать музей. Ведь никто из художников ни одной копейки за выставки в этом помещении не платит! Это наша принципиальная позиция. Правда, в знак благодарности они дарят нам свои работы, и за счет этого фонды музея постоянно растут. Если позволяют финансы, мы и покупаем некоторые работы.
…А еще вечерами мне очень хорошо работается, ночами, когда никто не отвлекает. Вдруг придет какая-то идея, ты встаешь и записываешь. Мой главный помощник – сын Андрей, он великолепный дизайнер, визуализирует проекты, сам подает нестандартные идеи. Наверное, у творческих людей такого понятия, как отдых, выходной день, не существует. Отдыхаем мы тоже на работе, а если появляется какая-то свободная минута, то стараюсь проводить ее с семьей. Моя малышка-дочь укрепляет жизненные силы, дарит радость и вдохновение.
«Хочу восстановить Черную могилу в первоначальном виде»
- Вы очень продуктивный в творческом плане художник. И, наверное, счастливы, благодаря этому. Любопытно, а есть ли у вас какая-то творческая мечта, мечты?
- Конечно! Прежде всего, хотелось бы воплотить мемориальный комплекс памяти Святых князя Михаила и боярина Федора, проект которого уже прошел народное обсуждение, утвержден, но все никак не реализуется. Знаете, некоторые проекты мгновенно воплощаются, а некоторые вынашиваются годами. Вроде бы и всем этот проект нравится, мы уже много раз делали его уменьшенную копию, дарили высоким гостям. Даже вручали эту копию патриарху Кириллу. Но как-то все не складывается. Есть у меня еще одна идея, уже озвученная и проиллюстрированная – музеефицировать наш курган Черная могила. Это был бы интереснейший музей, ведь это редчайший в мире объект. В основном я работаю так: придумываю какую-то концепцию, сын помогает ее визуализировать, а потом предлагаю. Когда люди видят проект визуально – совсем другое дело. Мне бы хотелось восстановить курган Черная могила в первоначальном виде, но для этого надо искать мецената. За границей тоже ведь редко когда государство может себе позволить открыть музей. В основном за это берутся меценаты. Считаю, что в Чернигове это был бы очень популярный объект.
- Как специалист можете сказать, каких памятников Чернигову не хватает?
- Не могу сказать, чтобы мы остро нуждались в каких-то памятниках. Даже памятник Ленину – это все-таки это наша история. Я не могу сказать, что это плохой памятник. Личность вождя – да, неоднозначная, а вот сам памятник – хороший. Скажу больше: этот памятник – один из самых профессионально выполненных в Чернигове, в нем все гармонично – площадь, постамент, масштаб. То же можно сказать и о памятниках Антонову-Овсиенко, Щорсу и другим деятелям на Аллее Героев. Не обо всех этих личностях добрым словом отзывается украинский народ. Но сделаны они очень профессионально! Скульптуру очень легко испортить неудачным месторасположением. Картину, например, можно повесить в одном месте, потом перевесить в другое или вообще поставить за шкаф, если она не нравится. А если памятник поставлен, исправить что-то уже невозможно. Даже казусы иногда возникают - в определенном ракурсе видно то, что не следовало бы видеть. Знаете, у нас бывает много гостей, творческих людей, и я часто спрашиваю: а какие вам нравятся памятники в Чернигове? Перечисляют один, другой, третий. Многим очень нравится памятник Тарасу Шевченко на Валу, он действительно очень удачный, памятник Богдану Хмельницкому, бюст Пушкина. А вот мемориал Славы, что стоит под Троицкой горкой, никто ни разу не назвал! На мой взгляд, сам по себе он хороший, но поставлен так неудачно, что совершенно потерялся. Дело в том, что солнце находится в основном за ним, поэтому фигуры и барельефы «уходят в тень».
- Интересные наблюдения! Никогда об этом на задумывалась… Наверное, нашим властям стоит еще не раз задуматься о том, какую площадку отвести под памятник Александру Довженко. Борис Степанович, хочу еще раз поздравить вас с Днем художника! Желаю вам творческого долголетия, вдохновения, а музею Современного искусства – процветания и новых интересных проектов!
Штрихи к портрету
Дедов Борис Степанович родился в 1957 году в Новгороде-Северском, окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Член Национального союза художников Украины. Заслуженный деятель искусств Украины. Директор Музея катастроф на водах (с. Малореченское под Алуштой, АР Крым), председатель правления Черниговской городской общественной организации «Пласт-арт».
Кроме тех работ, что перечислены в начале, он автор архитектурного решения литературно-мемориального музея-заповедника Пантелеймона Кулеша «Ганнина пустынь», автор проекта и руководитель группы исполнителей Музейно-мемориального комплекса партизанской славы «Лесоград», автор и руководитель творческой группы Музея Александра Довженко в Соснице (2013 г.).
На данный момент занимается созданием Мемориального комплекса памяти жителей населенных пунктов Украины, уничтоженных фашистскими оккупантами в г. Корюковка Черниговской области.
P.S.: может, это замечание и не совсем в тему, но очень хочу пожелать нашему городу, области и стране наконец переключиться с памятников в честь «жертв» и каких-то трагедий на монументы в честь славных побед, событий, достижений и людей, которыми мы можем гордиться! Нам это очень нужно.
Виктория Сидорова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.