Появился смысл пойти в горисполком и встать в очередь на получение жилья. Стало известно, что именно очередникам будет предложена новая государственная программа обеспечения жильем. Она может открыть доступ к гривневым кредитам – более дешевым, чем в банках. Но в ней есть несколько серьезных рисков.
Как правительство собирается помогать?
«Продолжаю надеяться, что эти средства будут в пределах 10 дней. Первый миллиард.», - с надеждой на поддержку сказал журналистам во вторник министр строительства Украины Василий Куйбида.
Речь о деньгах на достройку домов, готовых приблизительно на 70% и... мокнущих под дождями. В декабре по предложению правительства все парламентские силы нажали кнопки за закон «профинансировать завершение этих домов».
Первоочередное право купить квартиры в них законом закреплено за теми, кто стоит в очереди «на улучшение жилищных условий». Через Государственную ипотечную компанию и уполномоченные банки таким людям должны предоставляться гривневые кредиты.
Почему правительство решило помогать?
Министерство региональной политики и строительства. «Я здесь 34 года работаю, такого никогда не было. В январе-феврале – минус 57% в сравнении с прошлым годом», - Анатолий Беркута, первый замминистра, бросает на стол данные об объемах строительства и разводит руками.
«Там нас ждут. Там есть деньги и огромный объем работ», - в просторном светлом зале этажом выше кабинета Беркуты киевский застройщик Лев Парцхаладзе убеждает коллег ехать... в Ирак. - Разрушенная страна готова строить, но не имеет строителей, а украинские специалисты имеют там замечательную репутацию», - агитирует докладчик. Украинские специалисты - члены коллегии при Минрегионстрое - слушают сумрачно, хотя и внимательно.
Работы не стало, денег больше не дают, а у многих – включая Парцхаладзе – валютные долги, которые нужно возвращать. Эти солидные мужчины и есть главная движущая сила идеи, что в условиях кризиса государство должно дать денег на строительство.
Для посторонних у них два главных аргумента. Во-первых, строительство реанимирует цепь других отраслей. («Даже потребление водки и занавесок растет!» – уточняет Беркута). Во-вторых, в стране остановлено строительство сотен домов с проданными квартирами.
«Это сотни потенциальных «Элит-центров». Это социальный взрыв», - примерно такими словами проблему подчеркивал каждый застройщик, делившийся информацией.
Будет ли это выгодно людям?
В первую очередь, Минрегионстрой указывает на тех, кто в этих недостроях купил квартиру. Их число не подсчитано. Но, бесспорно, они - в ловушке. Один из руководителей министерства рассказал о знакомой, взявшей валютный кредит; как он выразился, «ежемесячно относящей банку норковую шубу», а квартиры не получившей.
Также Минрегионстрой надеется порадовать людей, которые решат купить квартиры в таких домах. Он объявил, что кредиты на покупку квартир не будут выделяться по ценам, которые выше 8 000 грн.. за 1 м2 в Киеве, 7 500 - в Киевской области, 6 000 - в Севастополе и областных центрах, 5 000 - в других населенных пунктах
Это ниже докризисных цен в большинстве домов. Фактически те, кто купит сейчас, заплатят меньше тех, кто в одном недостроенном доме купил квартиры раньше. Годами это было наоборот. В правительстве обсуждали это и решили не вмешиваться.
«Такая жизнь», - говорит Куйбида. Наконец, Минрегионстрой указывает, что проценты по кредитам на такие квартиры будут сдерживаться. Они будут равняться учетной ставке Национального банка плюс 2% годовых уполномоченному банку и 0,5% годовых Государственной ипотечной компании. На сегодня это 14,5%. Множество банков предлагают сейчас большие доходы по депозитам, не говоря уже о кредитах.
Один правительственный чиновник на условиях анонимности подсказал еще один важный аргумент. «Рано или поздно правительство заставит НБУ печатать деньги, тогда будет инфляция, и такой кредит можно будет погасить одной зарплатой».
Гиперинфляция, если она - не дай Боже! - будет, действительно поможет вернуть такие кредиты, хотя одновременно сделает беднее большинство из нас.
Но, кроме возможности платить по кредиту, пусть и более дешевому, потенциальные участники программы должны задуматься над другим вопросом: «Будут ли такие дома достроены в действительности?»
Каковы риски?
Эту программу с самого начала разрабатывали застройщики. Даже декабрьский закон фактически был подготовлен ими. Это легко проверить, сравнив подписанный Виктором Ющенко текст с вариантом, поданным в Минрегионстрой Украинской строительной ассоциацией, объединяющей крупных застройщиков.

То есть застройщики даже соглашались на меньший лимит прибыльности, чем в конечном итоге проголосовал парламент.
Именно застройщики составили скелет группы, решавшей при правительстве, как будет воплощаться программа. Владимир Поляченко, Юрий Сербин, Игорь Лысов, Олег Малич, по свидетельству других членов группы, были среди самых активных участников. Все четверо являются депутатами и экс-менеджерами, владельцами или родственниками владельцев больших строительных компаний.
Ничего плохого в том, что к разработке программы помощи строительству привлекли застройщиков, нет. Но, как свидетельствуют участники, в группе при правительстве не было представителей других сторон (хотя это предусмотрено правилами принятия правительственных решений). Например, людей, которые купили квартиры в недостроях. Или людей, которые могут купить.
Составленная из правительственных чиновников и застройщиков группа подготовила закон, правительственные постановления, приказы Минрегионстроя, но не разработала ключевую для людей гарантию. Что эти дома обязательно достроят, а если нет – людям гарантированно компенсируют все потери. Об этом – ни слова ни в одном из документов! Наоборот, декабрьским законом запрещено требовать у застройщика деньги назад, если он задерживает сдачу дома менее, чем на полтора года.
«Недобросовестным учредителям застройщика предоставляется 18 месяцев для выведения средств из проекта и доведения застройщика до банкротства», - написала в комментарии к этой норме юрист Наталия Доценко-Белоус, специализирующаяся в этой сфере.
Мы спросили об этом у министра.
«Свідомо»: «Какие гарантии для людей, которые решат купить квартиры в этих домах, что они точно будут достроены?»
Василий Куйбида: «Компании, которые будут допущены в эту программу, гарантируют достройку своих домов».
«Свідомо»: «А если обманут»?
Василий Куйбида: «Они будут отвечать перед государством и гражданином».
Когда мы спросили об этом же одного из идеологов программы, он честно сознался: «Не знаю. Я еще не придумал. Буду думать».
Мы – будем сообщать.
Кто даст деньги?
Есть еще одно обстоятельство, способное сделать программу нежизнеспособной. Застройщики разработали, правительство предложило, парламент конституционным большинством одобрил, но денег ни у кого нет. И правительство не собирается сокращать другие государственные расходы, чтобы вложить деньги в строительство. Все хотят, чтобы их напечатал НБУ (как вы поняли, даже осознавая, что это может привести к инфляции).
Чтобы банк не упирался, просят один миллиард гривен (всего дома с готовностью 70% и выше нуждаются во вложении 7 млрд.).
«У Президента было совещание. Президент сказал: «Миллиард отдать». Председатель Нацбанка Владимир Стельмах согласился», - рассказал один из участников встречи.
Вот как «Свідомо» прокомментировал это НБУ: «Действительно, был разговор у Президента, действительно, Нацбанк готов дать, но под что?» - спросил от имени Центрального банка Сергей Круглик, директор Департамента внешнеэкономических связей и связей с общественностью НБУ. - Должна быть программа привлечения реальных долгосрочных средств, а не так, что крупные застройщики, получавшие 1000% прибыли, захотели денег от государства. Выдать деньги и взять убытки себе? Как дать, кому дать, под что дать?»
Где недострои?
Поскольку даже если НБУ напечатает миллиард, этих денег будет в семь раз меньше, чем просят застройщики по всей Украине, правительство будет выбирать дома по следующим критериям:
- население области;
- число людей в очереди;
- количество недостроенных домов.
Кроме того, в расчет будет браться, кто предложит наименьшую цену за квартиры; много ли людей уже купили квартиры в недострое и сколько среди них служащих государственных учреждений.
Последний фактор, который может оказаться решающим, – какому застройщику поверит банк, через который будут выдаваться деньги.

Егор Соболев, бюро журналистских расследований «Свідомо»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: правительство, строительство, «Свідомо», Егор Соболев