Такую грозу Бурковка Нежинского района не видела давно. Гремело, сверкало, ломало деревья, лило как из ведра... Люди спешили закрыть скот и спрятаться в дома. Никто из бурковцев даже не догадывался, что в это время в поле за селом, где паслась череда, разыгралась настоящая трагедия, жертвой которой стал их односельчанин Николай Лобода.
«КОЛЮ УБИЛО!»
27 июля очередь пасти череду выпала Александру и Екатерине Довгаль. Однако Екатерина Николаевна, которая работает социальным работником, в тот день на поле поехать не могла — должна была сдавать отчет. Супруги решили нанять кого-то вместо нее. Предложили одному односельчанину — не может, второму, третьему, четвертому, в конце концов согласился школьник Николай Лобода
— 16-летний парень с чередой помогал не первый раз, все хвалили его за порядочность и ответственность.
— Спросили разрешения у родителей и бабушки Коли, они не были против. Отец даже благословил его перед этим — перекрестил, прочитал молитву. Кто же мог знать, что такое случится... — утирает слезы Екатерина Николаевна. А успокоившись, продолжает: — Я пошла на работу. Когда началась гроза, позвонил муж и попросил привезти плащи. Взяла два и отвезла на поле, а вскоре муж позвонил второй раз. Когда сняла трубку, услышала страшный крик: «Вызывай полицию, Колю убило!»
«ДУМАЛ? ТАКОЕ ТОЛЬКО В ГАЗЕТАХ БЫВАЕТ...»
Подойдя к дому Довгалей, мы услышали со двора мужской плач и причитания: «Ну зачем ты ребенка забрал? Ему бы еще жить и жить. Пусть уж лучше бы меня...» Поговорить с нами Александр Федорович согласился не сразу, да это и понятно. В конце концов, собравшись с мыслями, начал вспоминать события того дня:
— Пасли череду, разговаривали. Семью Николая я знаю хорошо. Его младшие братья часто ко мне на пожарную станцию прибегают - то воды попить, то просто поговорить. А вот Николай был замкнутый. Сколько пасли тех коров, я все пытался его разговорить. Расспрашивал, с кем дружит, куда гулять ходит. Заодно пытался узнать о его планах на будущее: «Коль, у тебя мечта есть?» - «Есть». Но не признался какая. Думаю, ну хорошо, в следующий раз я тебя разговорю. А следующего раза уже не будет...

Началось все около пяти вечера. Черное небо, тучи надвигаются. Позвонил жене, чтобы плащи привезла. Один был тоненький из полиэтилена, другой - ОЗК (общевойсковой защитный комплект. — Авт.). «На, Коля, выбирай, какой хочешь», - говорю ему. Он взял тоненький. Спрашиваю: «А ты что, дождя не боишься?» -«Не боюсь. Наоборот, так славно на улице стало - не жарко». А дождь все наливает и наливает. Мы отступаем и отступаем в лес. Я начал вспоминать, как когда-то шел через сад и меня гроза застала. Рассказал, как нужно вести себя в такой ситуации: «Коля, в случае чего, ложбинку найди и ложись на землю». Начало греметь. Страшно греметь. «Коля, ты «Отче наш» знаешь?» -спросил. «Знаю». - «Ну тогда молись». Сам три раза «Отче наш» прочитал. Стояли мы уже в лесочке. Николай под дубом, я - метрах в четырех от него. Вдруг загремело. Четыре раза сверкнуло, пятая молния была Колина. Я только и увидел, как его отбросило в сторону. Подбежал, начал делать искусственное дыхание. Напрасно... Дождь идет, а я лежу около него, по лицу шлепаю: «Коля! Коля!» Вижу - кровь на лице, но все еще не верю, что его нет, думаю: а может, притворяется? Боже, как это страшно! Коля... Это же был наш метелик! Хороший, добрый, никого не обидит, всем поможет... Что это? Карма? Мне уже 59, и я живым остался. И мобилка же в кармане включена была, а у него ничего такого - ни телефона, ни цепочки. Почему же меня на этом свете оставили, а забрали ребенка? Лучше бы меня ляпнуло. В его смерти я виноват -я же его с собой взял. А у ребенка и мечта была, и будущее... Думал, такое только в газетах бывает или по телевизору а выходит, смерть рядом с нами ходит, — Александр Федорович опять заплакал. Сколько мы ни пытались убедить его, что смерть Николая — не его вина, все доводы были напрасны, мужчина лишь качал головой:«Я его с собой взял, значит, виновен».
ГОРЕ ОБЪЕДИНИЛО
После страшного звонка с поля Екатерина Николаевна кинулась звонить главе сельсовета, и тот, хотя и был в отпуске, в помощи не отказал. Вызвал полицию и заведующую ФАПом, а затем сам примчался на поле.
— На месте я был минут через 20 после того, как это случилось. Тело Николая лежало ровно. Лицо приобрело фиолетово-сине-белый цвет. Из-под левого уха текла кровь. На левом рукаве был разорван плащ. То ли от падения, то ли от молнии. Тело мы не трогали, ждали судмедэкспертов, — рассказал бурков-ский сельский глава Андрей Дзюба.
Куда попала молния — то ли в самого парня, то ли в дерево, под которым он стоял, сейчас можно лишь догадываться.
— На дубе кусочек коры откололся, но от того ли? — показал нам скол на дереве Андрей Васильевич.
Ожогов на теле Николая судмедэксперты не обнаружили. Скорее всего, смерть наступила от разрыва тромба.
Похоронили Николая 29 июля.
— Страшно, что тут скажешь... — продолжает Андрей Дзюба. — Александр Федорович, хоть ни в чем и не виноват, очень себя корит, а для родных Николая это непоправимый удар. Семья у парня очень хорошая. Отец работает в соседнем селе на частном предприятии, мама-домохозяйка, ухаживает за детьми.

А их в семье шестеро. Было. Осталось пятеро: 20-летний Гриша (он уже работает), 18-летняя Оля, 15-летний Алексей, 11-летний Олег и 9-летний Никита.
- Хоть семья и небогатая, дети ни разу не были замечены в чем-то нехорошем - все порядочные - говорит сельский председатель. - Да что там говорить, все село скорбит вместе с ними. Как говорится горе объединило. А хотелось бь чтобы люди собирались вместе не на похороны или поминки, а на какие-то веселые праздники...
* * *

Каждый год в мире от ударен молний погибает от 6 до 24 тысяч человек. Только в Индии их жертвами становятся сотни людей. 5 других странах смертность по этой причине не такая большая. Например, в США это 40-50 человек за год. А вот в Украине такую статистику никто не ведет. Хоть в этом году и без нее ясно — стихия украинцев не жалует. И Николай Лобода не единственная ее жертва. В июне Украину ошеломили похожие трагедии на Волыни, где на пастбище молнией убило двух пастухов, и во Львове, где у озера разрядом насмерть поразило мужчину и 9-летнего ребенка. В июле — две трагедии на Черкасщине (12 июля на поле убило целую семью, которая собирала огурцы — родителей и 15-летнего парня, а 28-го — женщину, и тоже на пастбище) и одна в Ивано-Франковской области — там в горах молнией убило туриста из Харькова Может, таким образом мстит людям сама природа, о которой в последнее время мы плохо заботимся?
Екатерина Дроздова,"ГАРТ" №31 (2836) от 3 августа 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: гроза, молния, смерть, Николай Лобода, с.Бурковка, Нежинский район, Екатерина Дроздова, "ГАРТ"