Инвалид Великой Отечественной войны первой группы, ветеран МВД. Полжизни отдала работе в женской колонии. При жизни заслужила почет и уважение. Это все было на земле. Уход в мир иной ей подпортил городской морг.
1. Еще полчаса, и бабушку похоронили бы чужие люди
— Моя бабушка Мария Андреевна Твердовская умерла в воскресенье, 18 января нынешнего года, вечером. Ей было 90 лет. Сколько себя помню, она всегда была рядом. Когда я родилась, ушла на пенсию. Вырастила меня. Мама умерла в 1998-ом. Потом бабушка помогала растить мою дочь, — рассказывает внучка усопшей Яна. — У нас, кроме нее, и близких никого нет.
Как и полагается, я позвонила в милицию, а оттуда уже вызвали службу 0034. Бабушку увезли в морг около 23 часов. Мне почему-то казалось, что он у нас в городе один, на улице Пирогова. Оттуда хоронили моих папу и маму, еще одну бабушку.
Похороны, как обычно, запланировали на третий день, на вторник, 20 января. Подготовкой я занялась в понедельник, как раз на Крещение. Приехала в бюро ритуальных услуг на Старобелоусской. Девушка, оформлявшая заказ, спросила: «В какой морг заказанное отправлять?» «На Пирогова. А что, есть и другие морги?» — удивилась я.
Девушка стала обзванивать все морги. На Пирогова ответили, такой нет, в других — тоже. Она еще раз перезвонила в главный городской морг. Оттуда ответили: «Твердовская в розовой косынке. Так ее уже забрали хоронить». Хорошо, что я не стояла. Стало не по себе.
— Какая розовая косынка? Я же еще и одежду не отвозила. Вы уверены, что именно ее родственники забрали? Может, фамилии перепутали, а тело на месте? — еще надеялась я.
— Ну, кроме вас, кто-нибудь мог ее похоронить?
— Нет, кроме меня, у нее никого нет.
Я — в морг. «Как так получилось?» Показали мне трех бабушек, но нашей среди них не было. А фамилия, а бирки, а роспись в журнале, что именно этого человека забрали? Сотрудница морга рылась в записях и только себе под нос повторяла: «Ничего не знаю». Не извинились даже!
Я стала звонить в милицию. Оказывается, в это время мою бабушку уже отпевали в церкви на Яцево. Еще бы полчаса, и уже похоронили бы. Места себе не находила в ожидании милиции. Холодно, зашла в магазин ритуальных товаров, погреться. Продавец увидела, что мне плохо. «Вам чем-нибудь помочь?» — спросила. Вкратце рассказала ситуацию. «Я слышала, что покойников путают, что такое уже случалось», — сказала она. Вскоре пришел милиционер. Мне сообщили, что бабушку везут обратно.
2. «Собираюсь подавать в суд»
— Только на миг представила, что было бы, если б я приехала ее забирать во вторник, в день похорон. Она бы уже сутки была под землей! В голове не укладывается.
В тот же день я написала заявление в милицию. Такое не должно повториться. Сейчас жду ответа из милиции и намерена подавать на морг в суд за невыполнение своих обязанностей, безответственность, неуважение к усопшей и ее родственникам, которые и так в час утраты находятся в подавленном состоянии. Люди в такое время нуждаются в поддержке. А мне нанесли еще один удар.
Надеюсь, в нашем небольшом городе можно навести порядок, — говорит Яна Витальевна.
3. Это все равно, что ребенка в роддоме подменить
Родственники второй покойницы, 84-летней Ольги Николаевны Гвоздиевской, тоже не могут отойти от случившегося.
— Бабушка умерла 17 января. Из морга ее забирала моя тетя, — говорит внучка покойной Инна. — Одежда была бабушкина, та, что мы принесли. Венчик насунут на лоб, бровей не видно, нос похож, да и лицо накрыто тюлем. Привезли в церковь на Яцево, начали отпевать, открыли. Тетя увидела, начала кричать. И так все в горе, в слезах. Подумали, может, узнала что-то еще, кто-то из родственников умер. Сначала никто ничего не понял. А тут еще распорядитель подошла, говорит, что, мол, другая сторона, ищет свою бабушку. Бросилась к священнику: так и так, не наша покойница. Но он продолжил дальше отпевание. Сказал: «Ничего без воли Бога не бывает». Большинство из тех, кто пришел попрощаться с бабушкой, пожилые люди. Им плохо стало. Как это — выдать тело другого человека? Это все равно, что ребенка в роддоме подменить. Все были в шоке. Когда привезли нашу бабушку, отпевали повторно. Похоронили позже. Хорошо, что поминали дома. До сих пор не могу отойти. Как можно так безответственно поступать с людьми, у которых и так скорбь? В жизни ничего подобного не слышала. Тетя уже написала заявление в милицию.
Такое случилось впервые
Чтобы прояснить ситуацию, оправились в морг на Пирогова.
Заведующий первым Черниговским городским патолого-анатомическим отделением Эдвард Злепко объяснил, что это не его подчиненные выдавали тело, а две санитарки бюро судмедэкспертизы. Потому как на Пирогова патолого-анатомическое бюро выдает тела умерших при больнице, а судмедэкспертиза — умерших дома или насильственной смертью.
Начальник областного бюро судмедэкспертизы Владимир Вишневский:
— Мы не вскрывали тело. Оно было отправлено на хранение в холодильник. Морг не наш и холодильник не наш.
— Как вышло, что родственникам выдали не то тело?
— Принимали одни, выдавали — другие.
— А кого-то уже наказали?
— В морг приезжал завотделением судмедэкспертизы трупов Петр Хохол, провел с персоналом беседу. Завели специальный журнал. Одна из наших санитарок на полставки работает в патолого-анатомическом бюро. Там есть Эдвард Злепко, который и должен курировать все, что происходит в морге.
Оба медика заверили, что такая ситуация случилась в городе впервые.
В тему
Спешите, а то станет платным
В Киеве похороны и даже посещение могил — за деньги!
Киевский городской голова Леонид Черновецкий сделал платным вход на городские кладбища столицы. Теперь киевляне должны раскошеливаться, если надумают проведать могилу родственника.
«Все с сегодняшнего дня закрою, никто мне больше не позвонит, никого я не похороню без тарифов. Хочешь на Байковое (кладбище) — плати 50 тысяч долларов, вход на кладбище — платный», — объявил Черновецкий 22 января на сессии Киеврады. За вход на Байковое, сказал мэр, будут брать по 50 гривен.
Как подумать, так и хорошо, что у нас в мэрах Александр Соколов. Впрочем, может, и в Чернигове чего надумали? А что — идея неплохая для тех, в чей карман гривны потекут, снимай себе денежки, как с куста...
Родственники хотят хоронить столичных покойников в Чернигове
— У нас такого никогда не будет, чтобы вход даже для родственников стал платным, — решительно возразил начальник КП «Спецкомбинат коммунально-бытового обслуживания» Черниговского горсовета Владимир Кулиш. — Мы коммунальное предприятие, надеюсь, таким и останемся. Разве что... Знаете, какие сейчас памятники, бывает, ставят? Чтобы их установить, на кладбище заезжает 20-тонный кран, представляете, что в таком случае происходит с асфальтом? Может быть, введем оплату для тяжелых кранов.
— Владимир Николаевич, каковы платные услуги, которые предоставляет Яцево?
— Их больше 100. Но многие киевляне, к примеру, уже лет пять хотят у нас хоронить своих киевских покойников. В Чернигове похороны, да и вообще весь комплекс услуг обойдутся раз в шесть-семь дешевле, чем в столице. Приезжают, просят. Даже угрожают.
— И что, можно киевлянам хоронить в Чернигове?
— Нет. Это городское кладбище. Я всем отказываю.Киевлянам приходится хоронить в Быковне, это 70-75 километров от столицы. Там находится сейчас действующее городское кладбище. 70 километров — многовато даже для покойника. Вот и везут — кто в Козелец, кто в Остер, кто в другие прибрежные города и села. Как подумать, так мы тут, в Чернигове, не так уж плохо устроились. Шутка. Как и слова, вынесенные в заголовок.
Валентина ОСТЕРСКАЯ, Ольга МАКУХА, еженедельник «Весть», № 5(325)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Морг