GOROD.cn.ua

Опасен ли паводок 2010 года для ЧАЭС и окрестностей?

Опасен ли паводок 2010 года для ЧАЭС и окрестностей?
Казалось бы, тема вероятного (или невероятного) паводка рассмотрена уже со всех сторон. Но вот о чем, кажется, еще не говорили: как скажется паводок 2010 года на ЧАЭС и прилегающих территориях? Есть ли вероятность подтопления? Не опасны ли для населения талые воды с территории, попадающие в почву? С этим и другими вопросами обращаются в редакцию читатели, а мы, в свою очередь, переадресовали их информационному отделу ГСП ЧАЭС.

Первые деньки календарной весны, как обычно, не радуют особым теплом и солнечностью. Но само осознание, что долгая холодная и снежная зима все же уходит, — уже греет и радует: еще чуть-чуть, самую малость — морозная серость отступит, и побегут ручьи, и появится первая зеленая трава…
Впрочем, сегодня перспектива журчащих ручьев народ не так радует, как пугает. Мы давно и прочно отвыкли от снежных зим и не в состоянии оценить, так ли на самом деле страшен прогнозируемый паводок, как его малюют.

Из народных страшилок

• Киеву пророчат паводок, подобного которому не было 100 лет…
• Понижение воды в водохранилищах до «мертвого» уровня будут делать впервые за 15 лет…
• Спуск воды в Киевском водохранилище чреват гибелью рыбы и загрязнением питьевой воды…
• Но это еще не самое страшное: со дна поднимется радиоактивный ил, образовавшийся в результате аварии на Чернобыльской АЭС…
• А если ил не поднимется, то все равно «радиоактивная вода» хлынет в Припять с территории ЧАЭС и потом попадет в Днепр…
• Там же сплошные дыры, в этом «саркофаге»…
• И еще: в этом году обязательно не выдержит дамба на пруде-охладителе — и всё радиоактивное «добро»…

С точки зрения специалистов

Желающие могут самостоятельно добавить распространенных цитат к приведенному выше списку. У нас другая задача: попытаться вычленить из страхов народных те, которые действительно могут иметь под собой реальную почву, и попытаться разобраться, есть ли она, эта почва, на самом деле.
Генеральный директор ГСП ЧАЭС Игорь Грамоткин:
— В 2008 году нами завершен проект «Стабилизация нестабильных конструкций объекта «Укрытие». В ходе этого проекта в числе целого ряда других важных и сложных мероприятий был выполнен ремонт легкой кровли — более 600 квадратных метров металлического профиля, уложенного в 1986 году, было заменено. Мы закрыли объект «Укрытие» (ОУ) и фактически прекратили попадание в него воды — по некоторым оценкам, от 600 до 800 кубов воды в год. Это, естественно, сказалось на улучшении состояния «Укрытия» и на его влиянии на окружающую среду. На объекте существует автоматическая система контроля радиационной обстановки — как внутри «Укрытия», так и вокруг него. Кроме этого, ведется наблюдение за слоями атмосферы на разных уровнях. Выполняется мониторинг попадания воды в грунтовые воды. На территории промышленной площадки существуют скважины, которые специально пробурены для ведения подобного контроля. На основании имеющихся данных сегодня говорить о попадании радиоактивных материалов в грунтовые воды не приходится. Мы тщательно выполняем мероприятия, которые позволят этого избежать.

И все же природа есть природа. Помня об этом, на ЧАЭС ежегодно готовятся к возможным капризам стихии.
Так, соответствующая служба предприятия ведет постоянные замеры снеговой нагрузки на кровлю ОУ. Данные проводимого мониторинга позволяют утверждать, что существующий снеговой покров для строительных конструкций объекта опасности не представляет. Специалисты ЧАЭС знают точно, что поводов для тревоги нет, поскольку при дальнейшем таянии снега основная масса образовавшейся воды будет стекать в машинный зал и откачиваться в системы химцеха для переработки радиационно загрязненных вод ОУ. Данные системы рассчитаны на массы воды, которые превышают максимально возможные для нынешнего (снежного!) года, поэтому опасности таяние снега весной 2010 года не представляет.

Не представляет опасности и таяние снегового покрова на территории ЧАЭС в целом. Как подчеркнул начальник отдела аварийной готовности и реагирования Дмитрий Кондратов, на станции разработаны и строго выполняются предупредительные мероприятия, к числу которых относится уборка и вывоз снега по всей станции (что существенно уменьшает объемы таяния), а также увеличение количества обходов всех помещений ЧАЭС, которые находятся ниже нулевой отметки (поверхности земли) на предмет подтопления. Кроме того, проверены и приведены в состояние полной и безоговорочной готовности водоотливные спецсредства для откачки воды из данных помещений в случае их затопления и заключены договора с подразделениями МЧС департамента АЗО относительно предоставления (при возникновении необходимости) машин для откачки воды.

— Как и в предыдущие годы, — рассказал Дмитрий Кондратов, — в 2010 году на станции выпущен приказ, в котором описываются мероприятия, направленные на предотвращение негативных последствий возможного паводкового подъема воды. На основании этого документа нашим отделом была проведена соответствующая тренировка, в ходе которой определен порядок действий в случае реального возникновения опасной ситуации, а также разработаны мероприятия, включающие очистку территории станции от снега, очистку линии стоков, осмотр дамбы пруда-охладителя и дефектацию тех неполадок, которые выявлены на данный момент. Эти же вопросы недавно обсуждались на комиссии техногенной экологической безопасности в Администрации зоны отчуждения — в частности, о готовности подразделений станции и предприятий зоны отчуждения к приближающимся паводкам. Прогнозируется, что паводковая ситуация будет подобна той, которая сложилась в 1999 году. При этом паводке уровень воды поднялся довольно-таки высоко, но территории станции ничего не угрожало, то есть здания и сооружения не были подтоплены, дамба пруда-охладителя выдержала все нагрузки и разрушена не была.
Кроме того, сегодня уже очевидно, что коллектив АХЦ справился со снежной стихией с честью — все дорожки у нас расчищены, снега по основным путям движения на территории станции практически нет.
Конечно, сложная финансовая ситуация предприятия сказывается, но на случай значительного паводка на станции существует материальный резерв, куда входит оборудование отдела аварийной готовности, а также запасы стройматериалов, которые понадобятся в случае прорыва или повреждения дамбы пруда-охладителя. В настоящий момент он осмотрен, техника подготовлена, топливные материалы запасены.

Взгляд с той самой дамбы

— Вода пруда-охладителя перехлестнет через дамбу и хлынет в Припять? Это невозможно! — с уверенностью заявляет начальник участка гидротехнических сооружений цеха эксплуатации главного корпуса и внешних сооружений Евгений Поболь. — Дамба расположена выше уровня воды, ширина ее гребня (самой высокой части, по которой проходит проезжая дорога) — более 6 метров. О каком «перехлесте» может идти речь? Наш участок, в числе прочих задач, отвечает и за поддержание в регламентном состоянии пруда-охладителя. Два дня назад мы начали подпитку пруда из Припяти — за это время уровень поднялся всего на 1 (один! — М.Р.) сантиметр. Уровень воды и состояние дамбы контролируются постоянно! Причем не только путем визуальных наблюдений. Вокруг пруда — его площадь, напомню, 22,5 квадратных километра — находятся 98 точек, в которых производятся соответствующие замеры. Все эти данные систематизируются, их динамика — предмет тщательного анализа, который позволяет сделать точные выводы как  о «самочувствии» дамбы, так и о «поведении» пруда в целом.

Предположим, уровень воды начал повышаться…
— После отключения насосов он быстро снизится за счет естественной фильтрации.

— Тогда другое опасение: Припять за счет паводковых вод выйдет из берегов и сама хлынет в пруд…

— Тоже маловероятно. Разница уровня Припяти и пруда составляет около 7 метров. Сейчас уровень реки соответствует отметке 104 по Балтийской системе. За все годы наблюдения, начиная с 1977 года, с даты пуска станции, самый высокий подъем воды был зафиксирован в 1979 году — 108,8 метра. Самый высокий подъем в нынешнем десятилетии — в 2005 году — составил 106,7 метра. Как видите, даже максимальные уровни подъема реки не доходят до опасных значений.

— И все ж противопаводковые меры разработаны…
—  А как же! С подходом «большой воды» будет увеличено количество обходов дамбы и контрольных замеров. А вот видите — припасенные для укрепления дамбы материалы. Если понадобится.

Чего и правда стоит опасаться

Означает ли все вышесказанное, что возможный паводок совсем не несет никаких опасностей? Нет, не означает. Но ждут их не от «прохудившейся плотины на Киевской ГЭС» и не от дамбы пруда-охладителя ЧАЭС. Гораздо больше тревоги вызывает… Десна.

Все дело в том, что Киевская ГЭС изначально и создавалась не только как энергогенерирующий, но и как регулирующий паводковую активность объект. А вот на Десне подобных сооружений нет. Кроме того, в бассейне Припяти, во всяком случае по состоянию на настоящее время, высота снежного покрова значительна, но не превышает максимальных уровней — и даже не приближается к ним. Те же объемы талой воды, которые ожидаются нынешней весной, как обычно, в значительной мере «рассосутся» по болотам на территории Беларуси. С Десной, которая протекает по территории рекордно заснеженной (по сводкам метеорологов) Смоленщины, все сложнее: в ее бассейне предполагается значительное повышение воды и сток реки в Днепр происходит значительно ниже гидрозащитных сооружений. Так что, как говорится, вопросы есть.

***

Стихия есть стихия. Сегодня, вероятно, никто не сможет однозначно сказать, придет к нам «большая вода» или нет, настигнет нас высокий паводок — или все обойдется чуть повышенными уровнями подъема вод. Слишком много факторов оказывают влияние на формировние тех или иных природных явлений в их конечных проявлениях. Главное — сделать все, что можно и нужно, для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия. На чернобыльской площадке для этого сделано все, что позволяют силы и средства.

Майя Руденко, еженедельник «Взгляд», №12 (146)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Майя Руденко, паводок, ЧАЭС