Знаменитая фраза «Что наша жизнь? — игра!» — звучит, как известно, из уст Германа в опере Чайковского «Пиковая дама». Но если с вершин пушкинской поэзии спуститься до уровня социальной прозы, то можно сказать, что наша жизнь состоит из будней, выходных и праздников. По поводу новейших праздничных брендов и трендов мне и хочется сделать пару ремарок…
Чем бренды отличны от трендов?
Корни новомодного слова «бренд» (причем буква «е» произносится как «э». — Прим. авт.) произрастают от древнескандинавского brandr — жечь огонь. Так называлось тавро, которым помечали домашний скот. Ныне это слово характеризует с правовой точки зрения товарный знак, защищаемый на законодательном уровне. А с точки зрения массовой психологии — это информация, сохраненная в памяти потребителей. В контексте данной статьи под термином «праздничный бренд» автор подразумевает те праздники, которые украинскому народу действительно дороги.
Слово «тренд» (от английского trend — тенденция) — собственно, и обозначает какую-либо тенденцию. Не секрет, что цель государственных праздников — сплотить граждан страны вокруг официальных лидеров. И в зависимости от «направления политических ветров», одним праздникам власть начинает вдруг уделять повышенное внимание, тогда как другим — значительно меньшее. Некоторые старые даты новая власть страсть как желает вообще стереть из народной памяти…
В общем, праздничные бренды — это народные традиции, а тренды — это попытки политиков воздействовать на массовое сознание современников в своих корыстных целях…
Народные бренды
Ныне в Украине существует восемь «красных дат», обладающих статусом «государственный праздник»: 1, 7 и 22 января; 8 марта; 1—2 и 9 мая, 28 июня; 24 августа. Отличить действительно народный праздник от «политической помпы» очень легко: если народ в Новый год, Рождество, Международный женский день, Первомай и День Победы проявляет такую активность, что ему даже телевизор смотреть некогда, то это, конечно же, устоявшийся бренд. А если в красный день календаря энтузиазм масс по самоорганизации застолий стремится к нулю, то это явный политический тренд. И сколько в этот день «ни чеши народу за ушком» с высоких трибун — радостного повизгивания масс не последует.
Истинно народными брендами являются Масленица и Пасха. Корни первого праздника — языческие. И сколько христианская церковь ни боролась, ей так и не удалось выкорчевать из народной памяти этот обряд проводов Зимы и встречи Весны. То же самое произошло и с Пасхой — душила-душила компартия этот «религиозный пережиток» усиленными нарядами милиции и дружинников, а народ самозабвенно красил яйца и пек куличи, невзирая на все табу. Более того, именно благодаря этим нелепым запретам и гонениям Пасха стала исключительно модным праздником в среде советской молодежи…
«Мужским праздником» по советской традиции является 23 февраля. И тот факт, что в государственном перечне праздников его в помине не существует, — свидетельство того, что это именно народный бренд…
Политические тренды
Несмотря на то, что День Великой Октябрьской социалистической революции являлся самым, можно сказать, кондовым советским праздником, истинно народным брендом 7 ноября так и не стало. Причем по целому ряду совершенно прозаичных причин.
Если к этому празднику подбирать синоним, то он очевиден. И имя ему — День Власти. И к этой узкопрофильной характеристике слова «свобода, равенство и братство» аж никак не лепились. Ибо на ментальном уровне народ всегда находится в оппозиции к представителям власти.
Сам ритуал празднования 7 ноября и 1 Мая был практически идентичен. Начиналось все с митингов и демонстраций. Однако если участие в первомайской демонстрации являлось лишь, образно говоря, прелюдией к веселому и дружному коллективному застолью на лоне природы, то в ноябре выдвигаться на пикник было как-то некомфортно. Так что и погодный фактор сыграл свою роль…
Позволю себе лирическое отступление — нынешние корпоративы по своим масштабам являются лишь жалким подобием советских коллективных застолий…
Впрочем, вытрем ностальгически пущенную слюну, вернувшись к разговору о новейших трендах.
Как ни крути, но штурм Зимнего дворца явился не «тупо дворцовым переворотом», а действительно событием мирового масштаба. И стереть этот факт со страниц учебников не удастся никому. Полагаю, что многие со мной не согласятся, но, уверяю вас, в нынешних условиях у Октябрьской революции существуют перспективы стать новомодным трендом. Свидетельство этому и появление свежих анекдотов, подобных: «Только сегодня! Приглашаем на КПУ-флеш-моб! Oktoberfest 7.11. Lenin Party». Да и в самом Чернигове 7 ноября в одном из клубов состоялась приватная музыкальная вечеринка под названием REVOLUTION.
Чем глубже будет увеличиваться пропасть в доходах граждан Украины, тем привлекательнее будет выглядеть в глазах молодежи тема протеста против власти нуворишей. А явное покровительство со стороны политбомонда действиям вандалов, изуродовавших кувалдой гранитного Ильича возле Бессарабского рынка, не может не вызывать отвращения. И такие случаи только ускорят созревание протестных настроений…
«Если я чешу в затылке — не беда! В голове моей опилки. Да, да, да!»
Представители нынешней политической элиты настолько интеллектуально убоги и морально ущербны, что большинство их задумчивых инициатив, к счастью, умирает раньше, чем успевает воплотиться в реальность. К примеру, сейчас уже мало кто помнит, что каких-то несколько лет назад в воздухе веяли настроения «національно свідомих» политиков отменить… День Победы!
А в 2006 году Министерство юстиции Украины вынесло на обсуждение проект закона о государственных праздниках. В перечень таких праздников «реформаторы» не включили Новый год, Пасху, Рождество Христово, Троицу, Международный женский день и День солидарности трудящихся.
Документом предлагалось установить восемь государственных праздников: 22 января — День соборности Украины, 9 марта — Шевченковский день, 9 мая — День победы в Великой Отечественной войне, 28 июня — День Конституции Украины, 16 июля — День провозглашения государственного суверенитета Украины, 24 августа — День независимости Украины, 1 декабря — День национального единства.
Останавливаться на подробном анализе всех планируемых новшеств автор не считает нужным, ибо нет занятия скучнее, чем комментировать чьи-то глупые затеи…
Что может быть абсурднее, чем попытки осуждения недавнего советского прошлого нынешними политическими пигмеями? Что бы они ни выдумывали и какие бы доводы ни приводили, факт остается фактом: социальные стандарты граждан советской Украины были на порядок выше нынешних реалий. И этим всё сказано. А социальные стандарты — это реализация таких фундаментальных прав человека, как право на труд и его адекватную оплату, доступность нового жилья и качество коммунальных услуг, успехи в профилактике здоровья, доступность образования и лечения. И если иномарок на улицах стало больше, а нувориши получили возможность строить себе виллы и покупать океанские яхты, то это отнюдь не свидетельствует о том, что народ стал жить «лучше и веселее» как бы «у целом»…
Кого из адекватных граждан могут заинтересовать конституционные инициативы нынешнего президента? Да они не интересны никому, кроме него самого. А вот если завтра в Украине появится свой Жириновский, который предложит вешать владельцев «майбахов» и «бентли» на фонарных столбах, то, уверен, что этот радикализм найдет отклик в душе многих избирателей…
Не удержусь от того, чтобы не прокомментировать свежие вести с пропагандистского фронта. В одной из газет на прошедшей неделе была опубликована статья «Мода на некрофілію», один из абзацев которой заканчивался фразой: «…любов деяких наших громадян до символіки совдепії являється якоюсь моральною некрофілією». С логикой здесь явно не всё в порядке.
Уж если кого-то и можно заподозрить в некрофилии, так это как раз нынешних ура-патриотов во главе с действующим гарантом. Что может быть нелепее фразы «празднование годовщины Голодомора»? А по каким причинам численность населения сократилась за годы независимости с 52 миллионов до 45-ти? Наверное ж не потому, «що при совдепії сексу не було»!
Впрочем, в конце концов, что бы ни выдумывали с праздничными поводами и датами нынешние политические временщики, я уверен в том, что украинский народ в состоянии самостоятельно разобраться, что к чему в нашей жизни.
Олег Федоренко, еженедельник "Взгляд", №46 (127)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Олег Федоренко, Октябрьская революция, тренд, бренд