Пушкин и Шевченко
Начнем со скульптурной композиции возле Екатерининской церкви под названием «Борцам за волю и независимость Украины». Чего только не говорят о бедном козаке, задравшем голову в небо. Вплоть до того, что ворон человек считает. Может и не считает. Но смотрит вверх.
Здесь же, в нескольких десятках метров от Екатериненки, — бюст Михаила Фрунзе. Красного военачальника времен гражданской войны. Туристы, присматриваясь, спешат фотографировать: уж очень Сталина напоминает. Честно говоря, не к месту сегодня тут этот памятник. Да и лица почти не видно — нос отвалился, облупилось все, смазалось. Вот и называют теперь памятник «Неизвестным мазурикам»...
На Валу у нас теперь три памятника. Старейший — Александру Пушкину, который дважды был в Чернигове проездом. Установлен бюст Александру Сергеевичу в 1900 году на деньги, собранные от благотворительного вечера в Чернигове. Взгляд русского поэта устремлен в сторону художественного музея и недостроя. Вряд ли теперь ему на Валу уютно. Ведь 21 августа здесь, как уже упоминалось, поселился и гетман Мазепа, которого Пушкин в поэме «Полтава» наградил совсем не лестными эпитетами... Правда, друг на друга они и не смотрят. Иван Мазепа наверняка пытается разглядеть Десну. И мысли его, кажется, плывут по волнам (или против течения), устремляясь в Батурин.
Самый красивый памятник не только на Валу, но и в Чернигове — Тарасу Шевченко (автор — известный украинский скульптор Владимир Чепелик). Здесь поэт молод, красив, полон сил. И с интересом разглядывает тех, кто садится рядом с ним на лавочку. А посиделки с Шевченко привлекают многих...
Тут же и «брендовые» пушки—подарок Петра Первого городу. Дети их обожают. А вот смотрят (или целятся?) орудия своими стволами не куда-нибудь, а на Киев. С чего бы это?
Почему Богдан Хмельницкий отвернулся?
Двигаясь к Красной площади по Аллее Героев, как раз можно увидеть бюсты этих самых героев — Владимира Антонова-Овсиенко, Юрия Коцюбинского, Николая Крапивянского, Михаила Кирпоноса, Николая Подвойского, Василия Сенько, Виталия Примакова, Николая Щорса. Как видите, разные эпохи и люди разные, неоднозначные. Но смотрят они исключительно перед собой, то есть в одну сторону. Когда бюсты здесь ставили (на протяжении 70-х годов), смотреть «кто в лес, кто по дрова» было не принято.
Здесь же, на Аллее Героев, и памятник «Жертвам Чернобыльской трагедии»
Раньше на этом месте был символический знак — ядро с летающими по орбитам электронами. Знак этот называли «Мирным атомом». Правда, по задумке автора, наверное, летали планеты вокруг Солнца. И на самом деле назывался этот знак «Покорителям космоса». А теперь тут символ покруче. Глаза человека, покорявшего атом и не справившегося с этакой силищей, устремлены в Небо, может быть, к Богу, с мольбой о помощи. А непокорные электроны летают вокруг трепещущей человеческой фигуры. Еще один парадокс связан с памятником Богдану Хмельницкому в одноименном сквере за облмуздрамтеатром. Стоит гетман (работа известных скульпторов Ивана Кавалеридзе и Галины Петрашевич) спиной к площади. Есть версия, что в 1956 году тогдашний первый секретарь обкома приказал Богдана Хмельницкого развернуть лицом к зданию будущего горкома партии. Но горком так и не построили. Вторая версия — смотрит гетман прямехонько на Москву. И ведь правда — Москва в той стороне, куда указывает гетман. До нее каких-то 800 километров. Ведь киевский Богдан Хмельницкий показывает правой рукой тоже на российскую столицу.
Приехали в Чернигов поездом? Тогда вы под прицелом «тридцатьчетверки»
Дедушка Ленин, которого периодически вымазывают краской противники коммунистической идеи, стоит ровно и смотрит прямо перед собой. Получается — на Екатерининскую церковь.
Идя от Красной площади по бульвару, а потом — скверу в сторону «Мегацентра» и дальше, вы обязательно наткнетесь, на памятник воинам-афганцам. Человеческая фигура, расстрелянная на мишени, падает вниз. Взгляд — тоже в землю. Такое вот свидетельство бессмысленности войны вообще и афганской — в частности. Этот памятник очень любят малыши, мамы и няни. Он так здорово построен, что можно побегать вокруг, поиграть в прятки между частями памятника. Весело сбегать вверх-вниз по лесенке.
Есть в городе еще один памятник. Это — танк «Т-34», застывший на постаменте. Говорят, именно он освобождал наш город от фашистов. Теперь ему честь и слава. Реставрацией танка в свое время занимался даже мэр города Александр Соколов. Нынче боевая в прошлом машина своим «носом» четко смотрит на железнодорожный вокзал.
Людмила Пархоменко, еженедельник «Весть» №35 (355)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Людмила Пархоменко, памятники