Наряду с двумя десятками вопросов, касающихся разных сторон жизни нашего города, на 39-ю сессию городского совета выносился и еще один вопрос, направленный именно на обеспечение открытости и гласности работы городского совета. Вопрос «Про деякі заходи щодо забезпечення гласності й відкритості роботи Чернігівської міської ради та її виконавчих органів» не набрал необходимых 26 голосов (не хватило 1-го голоса) и не был включен в повестку дня сессии. Может быть, на то, что депутаты не поддержали рассмотрение вопроса на сессии, повлияла позиция мэра, Александра Соколова, который перед голосованием заявил: «лидеры фракций считают, что проект решения нужно доработать»…
То, что при полном зале (46 голосующих из 51 возможного) проект решения «щодо забезпечення гласності й відкритості» не был даже вынесен на рассмотрение, говорит об отношении депутатского корпуса к этим вопросам! Не исключено, что автор проекта в чем-то ошибался. Но для того, чтобы исправить ошибки, их нужно было хотя бы обсудить и на них указать. Но этого сделано не было! А зачем? Ведь некоторые вопросы, которые принимают на сессионных заседаниях, часто невыгодно предавать гласности ни мэру, ни его замам, ни ряду депутатов, которые заинтересованы в их положительном решении. Скорее всего, «вопрос гласности» вынесут и на следующую, сороковую, сессию горсовета. Проголосуют за него или нет, готовы ли депуаты работать открыто – узнаем через месяц. Хотя за кадром некоторые из них высказывали в этом сомнения, ведь «кулуарное» принятие решений всегда проще, дешевле и выгоднее для всех.
Что же предлагалось принять депутатам для того, чтобы поднять уровень гласности и свободы слова в нашем городе?
Первое - «створити при Чернігівському міському голові консультативний дорадчий орган - громадську раду з питань гласності та свободи слова». Нужно ли создавать такой орган? Конечно, нужно! Как показывают события даже этого года, с демократией и гласностью в горсовете не все в порядке. У чиновников, да и у части депутатов, есть желание «протаскивать» вопросы «по-тихому», без создания лишнего ажиотажа и шума. И нельзя согласиться с мнением начальника юротдела Павла Вовка, который заявляет, что создание таких совещательных органов не предусмотрено законодательством! Об их создании начали говорить в Украине еще десяток лет назад. И не только говорить, но и создавать.
«Запровадити щорічну премію Чернігівської міської ради за найкращий аналітично-критичний матеріал про діяльність міської ради та її виконавчих органів і підрозділів» - таким было второе предложение, вынесенное на суд депутатов. Если говорить о том, что в сумме для выплаты трех премий необходимо всего-навсего 6000 грн., то это явно не та сумма, которую нужно «долго изыскивать» в бюджете города. Кстати, коммунальные СМИ финансируются из бюджета на уровне 1,5 млн. грн… По мнению независимых юристов, «виплата щорічної премії за найкращий аналітично-критичний матеріал про діяльність міської ради та її виконавчих органів не потребує додаткових витрат за рахунок місцевого бюджету, тому що витрати на висвітлення діяльності органів місцевого самоврядування засобами масової інформації вже є передбаченими в кошторисах місцевих бюджетів». Премирование журналистов Чернигова позволит активизировать их работу в написании аналитических материалов и пойдет на пользу деятельности горсовета.
«Запровадити планові звітні прес-конференції міського голови, його заступників та секретаря Чернігівської міської ради» - гласил третий пункт решения, и с его необходимостью нельзя не согласиться. Если мэр Чернигова Александр Соколов встречается с представителями черниговских СМИ и отчитывается за проделанную работу, то этого нельзя сказать о его замах. Чем занимается эта когорта чиновников, для многих жителей нашего города остается загадкой. Вопрос отчетности актуален и для руководителей структурных подразделений горсовета. Для жителей города небезынтересным было бы узнать, чем занимаются и какую пользу городу приносят столь многочисленные отделы и управления городского совета.
«Доручити відділу сприяння роботі депутатів та відділу зв’язків з громадськістю Чернігівської міської ради не пізніше, ніж за 5 днів до проведення чергової сесії Чернігівської міської ради за запитом надсилати засобам масової інформації в електронному або роздрукованому вигляді проекти всіх рішень, що будуть розглядатися депутатами на сесійному засіданні» - таким был четвертый пункт проекта решения. Рассматривая его, хотелось бы отметить, что нам, журналистам, крайне важно иметь на руках проекты решений за несколько дней до сесси. Особенно это касается таких непростых по форме и объемных решений, как бюджет со всеми его многочисленными таблицами и, конечно, земельные вопросы, количество которых исчисляется сотнями. Невозможно, получив проект бюджета за пять минут до начала сессии, вникнуть во все ньюансы. Да и сами депутаты по некоторым вопросам принимают решения, не совсем осознавая суть и проблематику вопроса, вынесенного на повестку дня сессии. Со стороны кажется, что они даже не представляют, какие последствия может иметь для города то, или иное принятое ими решение. Если информация о готовящихся решениях будет доступна журналистам до того, как вопрос будет решен окончательно, представители СМИ смогут детально разобраться в сути проблемы, узнать общественное мнение по вопросу, получить комментарии у специалистов. И это будет не лишней информацией для депутатов!
А вот предложенный список членов Общественного совета, может быть, нужно и доработать. То, что в нем - только «уважаемые люди», не означает, что они смогут принять правильное решение таким составом?
Мнения
Ярослав Сухомлин, автор проекта:
- Не понимаю позицию городского головы, и тем более - депутатов, которые не проголосовали даже за включение этого проекта! Мотивация такая: проект сырой! Это что, простите, значит? Ни одного конкретного замечания! Выводы юротдела: сплошная «вода» с перепутанными терминами и статьями законов. Кому-то не понравилось, что масс-медиа будут что-то там рекомендовать мэру, кто-то сказал: список совета нужно доработать – не те, мол, там люди. Но, извините, если поставить в совет по свободе слова «правильных людей», то он превратиться просто в фарс! Это дискредитация всей идеи! Там все - уважаемые люди, работающие в масс-медиа не один год: издатели, редакторы газет, телеканалов, интернет-ресурсов...
Но в любом случае, я этот проект намерен довести до конца, поэтому опять вынесу его на следующую сессию! Конечно будут какие-то доработки с учетом уже высказанных замечаний. Буду убеждать мера, депутатов, объяснять. Это уже вопрос принципа, ведь он касается работы всех СМИ Чернигова!
Александр Соколов, мэр Чернигова:
- Запропонований проект цілком відповідає нормам партнерських стосунків ЗМІ та влади, які ми прагнемо розбудовувати. Проте шкодую, що я та автор – депутат Ярослав Сухомлин з об'єктивних причин, що не залежали від мене, не змогли поспілкуватися та обговорити проект запропонованого рішення міської ради.
Я підтримую пропозицію щодо громадської ради, однак, вважаю, це має бути громадська рада не лише з питань гласності і не тільки за участю представників ЗМІ. До речі, я не знаю думку усіх запропонованих до громадської ради редакторів видань – чи не заперечують вони. З моєї точки зору, громадська рада як дорадчий орган має об'єднувати більше коло людей – представників громадських організацій, місцевих осередків політичних партій, представників ЗМІ. Можливо варто повернутися до починань 2007 року і необхідно, щоб це були спільні дії влади та громадськості.
Щодо закріплення в окремому рішенні міської ради необхідності проведення прес-конференцій, то я особисто і заступники міського голови маємо необхідність більш частого спілкування із журналістами. Адже є низка питань, про які влада має інформувати мешканців Чернігова, а також мати зворотній зв'язок – дізнаватися думку людей.
А взагалі, свобода слова – це невід'ємний атрибут вільного демократичного суспільства. Чернігівська міська рада прагне працювати, дотримуючись принципів свободи слова і гласності у своїй діяльності. Можливо, виникають непорозуміння, однак вони є винятками, аніж загальними правилами співпраці засобів масової інформації та місцевої влади.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: сессия, власть, Игорь Грищенко