Преступление, совершенное в Красноармейске поздним вечером 17 января, всколыхнуло всю Донецкую область. И ужаснуло. Даже не в плане чудовищного посягательства на свободу и неприкосновенность человека (хотя сам по себе факт страшен: ранее судимый за аналогичные преступления 32-летний мужчина под угрозой ножа избил и изнасиловал 20-летнюю девушку), а с точки зрения морали: в отношении крепильщика шахтоуправления «Покровское», который задержал преступника, милиция открыла уголовное производство согласно ч.1 ст.118 УК Украины (умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания преступника). По сути: человек, который пришеыял на помощь девушке, теперь сам стал подозреваемым. Но в убийстве.
Негодяя нужно задерживать... осторожно
ЧП произошло приблизительно в 23:00 на территории школы №14 - в общественном туалете, который находится на улице.
«На первоначальном этапе следствия установлено, что мужчина, который пришел на помощь девушке, превысил меры самообороны при задержании преступника. Что наказывается лишением свободы до двух лет», -
заявила пресс-офицер Красноармейского городского отделения милиции Юлия Павловская.
«Проведена судебно-медицинская экспертиза, в ходе которой установлено, что насильник умер от тех телесных повреждений, которые ему были причинены. Они являлись несовместимыми с жизнью. В данном случае - это наша первоначальная квалификация действий. После проведения следствия будет принято законное решение. Если будут основания переквалифицировать статью, мы ее переквалифицируем. В данном случае, он осуществлял задержание преступника, причинил ему телесные повреждения, которые несовместимы с жизнью», -
подчеркнул заместитель прокурора Красноармейской межрайонной прокуратуры Сергей Ковалев.
Правда, о результатах судебно-медицинской экспертизы, которая должна дать окончательный ответ на вопрос - находятся ли в причинно-следственной связи телесные повреждения и смерть насильника - в прокуратуре и милиции говорят противоположные вещи. По данным милиции, результатов экспертизы на 21 января у них еще нет, а в прокуратуре утверждают, что такая связь установлена. При этом
зампрокурора Сергей Ковалев допускает, что меры обороны могли быть и не превышены.
«Только сам человек может оценить в той или иной обстановке, как ему действовать. Если будет доказано, что насильник непосредственно на него накинулся с ножом, тогда будет другая квалификация», - заверил он корреспондентов
donbass.ua.
В прокуратуре убеждены: если у человека есть возможность предотвратить преступление или задержать преступника — это нужно обязательно сделать. Но при этом с наименьшим ущербом - как для себя, так и для самого преступника.
Только вот может ли человек, обороняясь или защищая жертву от вооруженного преступника думать о количестве ударов, их силе и чем это обернется для напавшего: травмами или смертью? Большой вопрос.
Самое ценное — это человеческая жизнь. И закон четко трактует: необходимой оборона является только тогда, когда чьей-то жизни или здоровью — угрожает реальная опасность. Кто знает, может насильник и убил бы свою жертву после надругательства, не окажись на его пути неравнодушный человек. Да и сам ныне поменявший статус с героя-защитника на подозреваемого Эдуард вполне мог стать жертвой озверевшего насильника с ножом. Ведь преступник совсем не добровольно сдался в руки преследователя, а оказывал активное сопротивление. Пытался наносить Эдуарду удары по рукам и ногам, по голове. И при этом догонявший его шахтер четко знал: преступник вооружен ножом, который уже пустил в ход, угрожая своей жертве – молоденькой девушке.
“Я ни о чем не жалею”
«Я выполнял свой гражданский долг и не виноват в том, что здоровья напасть на девушку у него хватило, а выжить — нет. Я, когда узнал о происходящем, в чем был, сразу бросился на помощь. Догнал преступника. Он стал мне оказывать сопротивление. Пострадавшая девушка и моя дочь, которая также прибежала к месту преступления, сказали мне, что он вооружен ножом. Я не собирался его убивать. Я хотел его догнать и сдать милиции», -
рассказывает Эдуард.
Мужчина нисколько не жалеет о совершенном и уверяет: повторись аналогичная ситуация, и он снова, не задумываясь о последствиях пришел бы на помощь.
Претензий к милиции шахтер не имеет и не собирается от обвинений защищаться при помощи адвоката. Надеется на справедливое разбирательство. Лишь сетует:
«Законы у нас такие, это сверху надо решать».
На девушку напали, когда она разговаривала по телефону
Алексей, парень пострадавшей девушки, душераздирающие крики и звуки ударов услышал как раз в тот момент, когда разговаривал с ней по телефону.
«Разговор прервался и я позвонил подруге моей девушки, с которой они вместе шли с работы и только что расстались. Та, в свою очередь — отчиму. Он живет неподалеку. Он очень выручил нас, поступил по мужски, помог задержать насильника. Я горжусь его настоящим мужским поступком. За такое нужно не наказывать, а награждать, премии давать. На него преступник также напал с ножом, но он смог оказать сопротивление и задержать его. Насильник сознательно напал на мою девушку, он применил к ней жестокую мужскую силу, угрожал ножом. Я слышал в телефон все: как она кричит, как ее бьют... Это у меня теперь постоянно звучит в голове», -
рассказал Алексей.
Силы оказались неравны
Завязавшаяся между мужчинами драка закончилась тяжкими телесными повреждениями.
По словам
старшего дежурного хирурга Красноармейской ЦРБ Юрия Долбни, насильник к ним в отделение был доставлен без сознания с множественными переломами верхней и нижней челюсти, переломами ребер, обширной подкожной эмфиземой, занимающей лицо, шею и фактически до поясничной области. Медики даже подозревали, что у него переломы глоточных хрящей. Все усилия врачей и предпринятые реанимационные мероприятия положительных мер не принесли. Насильник скончался в больнице через 2,5 часа после поступления.
В то же время, по информации источника
donbass.ua в милиции, никто не ожидал, что насильник умрет в результате полученных травм. Правоохранители приставили к нему в больнице охрану, поскольку опасались, что после оказания ему помощи он может сбежать.
В отношении насильника милиционерами было открыто уголовное производство
по ч.1 ст.153 УК Украины (удовлетворение половой страсти в извращенной форме с применением физического насилия). А вот защитивший девушку Эдуард стал фигурантом другого уголовного дела, по которому ему грозит лишение свободы.
Грань между пределами необходимой самообороны и ее превышением довольна хрупкая. Ведь нет четких критериев, позволяющих разграничить превышение пределов необходимой обороны с умышленным причинением вреда здоровью (либо убийством), если в обоих случаях действия совершаются умышленно. Человек ведь осознанно защищает жертву преступления, а не проходит равнодушно мимо. И кто знает, не станет ли уголовное производство, открытое в отношении Эдуарда, неким стоп-сигналом для других неравнодушных людей. Ведь куда проще пройти мимо, закрыть глаза и не стать фигурантом уголовного производства, чем найти в себе гражданское мужество и прийти на помощь человеку, ставшему объектом преступного посягательства.
Источник.