GOROD.cn.ua

Против «спешащей педагогики»

Над фундаментальным 700- страничным учебником «К музыке с гитарой. Начальная школа комплексного воспитания и обучения гитариста» известный черниговский музыкант-гитарист, преподаватель-методист Черниговской музыкальной школы №2 имени Евгения Богословского Владимир Орлов (на фото) работал почти два десятилетия. Сразу же после выхода в свет книга, в которой Владимир Яковлевич обобщил свой 45-летний опыт практической деятельности, вызвала разные, порой диаметрально противоположные, оценки. Одни приняли ее безоговорочно, аплодируя мужеству одного из старейших преподавателей Чернигова, выступившему со своей особой точкой зрения на проблемы музыкальной педагогики, вторые за го же самое раскритиковали, а третьи сделали вид, что книги вообще не заметили...



— Владимир Яковлевич, книгу «К музыке с гитарой» по праву можно назвать трудом всей Вашей жизни. Что Вас подвигло к ее написанию?

— Однажды я задался вопросом: почему многие люди, отдавшие годы детства и юности занятиям музыкой, потом ее бросают, забывают о ней и никогда не вспоминают? Получается, все усилия педагогов уходят в песок, мы тратим время впустую. С чем это связано? Мне кажется, с тем, что сегодня наша работа посвящена в основном тому, чтобы научить ребенка просто играть. Во главе угла стоит так называемая «спешащая педагогика» — скорее, скорее. Мы торопимся скорее сделать человека «механическим» виртуозом, а не формируем из него личность, созидателя. При таком подходе считается самым важным «дать продукт», чтобы через год-другой ученика уже можно было на конкурс везти, чтобы он там «правильно» сыграл «Полет шмеля» и получил какие-то призы или грамоты. Чем больше призов будет стоять в шкафу педагога, тем более качественным будет считаться его метод воспитания! Это сегодня главный критерий. Дали ноты — выучи, а завтра сыграй.



Все, на этом — смерть музыке! Это роботизация. Да, техника исполнения важна, но ведь ее надо оживить. Чтобы за точным исполнением нот была мысль. Техника во имя техники — плохая штука.

Я понял, что мы не занимаемся воспитанием музыкального слуха, который является основой музыкальной деятельности. Для чего он нужен? Для того, чтобы человек мог осознанно созидать. Музыка — это отражение жизни. А что такое жизнь? Это совокупность ситуативных моментов — горести, победы, стремления, неудачи, каждый из которых вызывает какие-то эмоции. Нет эмоций — нет и музыки. Если музыкант, играя, не испытывает никаких эмоций, никакого чувства, что же может испытывать слушатель? Он может восхищаться техникой, но это разовое. На что уж техничен Пако де Люсия, но я раз-второй его послушал, а на третий мне уже стало неинтересно.

— Но ведь музыкант должен обладать музыкальным слухом изначально. Без него в музыкальную школу просто не примут...

— У нас понятие «музыкальный слух» упрощено до способности учащегося отличать одну ноту от другой. На самом же деле есть множество типов музыкального слуха: и ритмический, и мелодический, и фактурный, и гармонический. Владение ими позволяет интерпретировать музыку, понимать ее смысл. Свою книгу я начинаю словами Людвига ван Бетховена: «Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств». Этим уже все сказано. Без такого симбиоза не родится ничего приличного. Учеников надо ориентировать на эмоциональные составляющие, заложенные в музыке. Без этого игра на инструменте — просто перевод видимого в движимое. Не в движение души, а в движение рук, пальцев.



Поэтому в учебный процесс я ввожу формы воспитания и развития внутреннего слуха, то есть умения представлять, воображать, чувствовать. Творить с помощью всего семи нот безграничный и изменчивый космос. В основу моей системы положена концепция двух выдающихся музыкантов и педагогов XX века — Золтана Кодая и Карла Орфа, посвятивших детской музыкальной педагогике всю свою жизнь. Золтан Кодай писал: «Формирование и развитие внутреннего слуха - конечная цель всякого музыкального образования». Тем временем другие школы этих вопросов не затрагивают, не формируют понимание музыки, как таковой. Все нынешние учебники, самоучители направлены на то, чтобы научить играть, но не научить мыслить, переживать, ощущать. Они просто дают ноты, являясь фактически репертуарными сборниками. А эта книга в корне отличается от существующих. Я хотел бы, чтобы она стала «учителем учителей»! По сути, это воспитательно-исполнительская энциклопедия. Кроме воспитания слуха, она также посвящена изучению жанровых закономерностей, психофизиологическим осно-вам Формирования музыкально-исполнительской техники. Воспитав гармоническое и жанровое мышление, первооснову музыкального исполнительского творчества, от простых вещей можно переходить к более сложным.

Я понимаю, что взял на себя большую ответственность. Но если мой опыт поможет воспитывать не просто исполнителей, а всесторонне развитых музыкантов, я буду счастлив.

— Тираж Вашей книги всего 500 экземпляров. Ее еще можно где-нибудь приобрести?

— Каждый, кто заинтересуется книгой, может заказать ее на моем сайте http://www.vladorbu.com. Там же указаны номер телефона и адрес электронной почты, по которым можно со мной связаться.

МНЕНИЕ КОЛЛЕГ



Владимир Суховерский, директор Черниговского музыкального училища имени Левка Ревуцкого, заслуженный деятель искусств Украины:

- Учебное пособие Владимира Орлова «К музыке с гитарой» - это основательный, фундаментальный труд, который стал настоящим событием для музыкальной общественности. И не только Черниговщины, но и всей Украины. Эта книга не для постороннего читателя, любителя, так сказать, от нечего делать «помузицировать» на гитаре, она рассчитана на вдумчивых педагогов, которые ищут новые методики преподавания, интересуются академическим гитарным искусством. Я убежден, что для истинных творцов труд одного из основателей черниговской школы игры на гитаре Владимира Орлова станет действительно необходимой настольной книгой.



Василий Ильяшов, заведующий отделом народных инструментов, преподаватель-методист высшей категории школы искусств при Черниговском музыкальном училище имени Левка Ревуцкого:

- Это пособие рассчитано на первые три года обучения игре на классической гитаре. Владимир Орлов использует в нем элементы релятивной системы — фундаментальной авторской методики, состоящей из двух частей и охватывающей значительный круг вопросов: от восприятия музыкальных звуков, их оттенков на начальном этапе до важных моментов образно-эмоционального восприятия музыки. По этой методике пока мало кто работает, но даже те, кто, возможно, не совсем воспринимает релятивную систему, найдут в книге много полезного для себя. В частности, в ней немало внимания уделено структуре уроков. Книга станет мудрым помощником для педагогов и студентов музыкальных училищ.

Олег Яновский, "ГАРТ" №27 (2779) от 30 июня 2016

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Владимир Орлов, книга, Олег Яновский, "ГАРТ"