Его считали святым еще до смерти. Он исцелял больных, предсказывал будущее, творил с помощью молитвы чудеса. Хотел быть отшельником — и вто же время притягивал к себе людей... Кто не знает историю первого монаха на Руси — преподобного Антония Печерского? А тем более на Черниговщине, откуда он родом. В прошлом году 73-летний житель Любеча Репкинского района Валентин Лопата вырезал образ преподобного на дереве и передал его в Собор Рождества Богородицы в Козельце. В этом году образ вернулся в Любеч, правда не надолго — 23 июля его несли вместе с другими иконами во время крестного хода.

— Резьбой я занимаюсь с начала 90-х, — рассказывает Валентин Петрович. — Когда-то был художником-оформителем. Хоть и самоучка, даже экспозиции в музеях оформлял. Когда же начались проблемы со зрением, понял, что нужно искать другое хобби - с натуры очень трудно писать, когда не видишь деталей. Так вышло, что именно 8 это время свояк, который работал охранником в одной из колоний Архангельской области, привез в Любеч резные работы осужденных. Они были такие красивые! И я решил попробовать. Читал литературу, готовил древесину. Повезло еще и в том, что к одной любечской женщине «прибился» мужчина по имени Прошка, который также сидел в тюрьме. Привез он с собой немало инструмента для резьбы, а кому он здесь был нужен? Кто-то ему и подсказал, что есть в Любече человек, который этим интересуется, — я. Вот он мне и носил потихоньку тот инструмент - то за деньги, то за бутылку.
Из-под ножа Валентина Петровича постепенно начали выходить хлебницы, сани, резные двери, картины и... иконы.
— Я атеист, — говорит мужчина. — Моя покойная бабушка в Бога не верила и ни от кого это не скрывала. В нее пошел и отец. И хоть мама была очень верующей, я этого почему-то не перенял. Даже своих детей не крестил. Хотя... еще в советские времена, когда церкви уничтожали или же превращали в подсобные помещения, считал, что так нельзя, они должны быть для тех, кто верует.
— Как же так случилось, что в своих работах пришли к иконам?
— Да это же очень красиво! Вот, например, образ Любечской Божьей Матери. Показали мне как-то старую икону, один бок у нее даже стертый был. Решил ее написать, а то, чего на иконе не было, додумал сам. Впоследствии вырезал этот образ не раз - постоянно кто-то такой просит. А что касается Антония... Он же наш земляк. Я увидел в Киево-Печерской лавре картину Ивана Ижа-кевича и загорелся...
— А почему подарили именно козелецкому храму?
— Об этом, наверное, расскажу я, — присоединяется к разговору друг Валентина Петровича Александр Безлюдный. — Был я как-то в гостях у родственников в Козельце, посетил и Собор Рождества Богородицы. Приехал и рассказал Валентину Петровичу, какая в храме красота, как все величественно и как спокойно становится на душе в такой атмосфере. Через некоторое время он предложил: «Ты знаешь, вдохновение у меня появилось вырезать икону именно для того храма, о котором ты рассказывал». Настоятель собора отец Михаил дал на это благословение. Затем пошел, так сказать, производственный процесс. Сначала нужно было где-то достать материал...
— А это достаточно проблематично, — подхватывает Валентин Петрович. — Для резьбы годится древесина лишь лиственных деревьев. Лучше всего, конечно же, груша, но где ее взять? Можно и осину, и иву, но мы остановились на липе. Древесина хорошая, да и достать можно. Хотя к выбору все равно нужно подходить осторожно. Сердцевина липы для резьбы негодящая, режется нечисто. Нужны края, которые потом можно склеить. Если все сделать как следует, икона может существовать вечно.
— Взяли мы грех на душу - спилили липу, — продолжает Александр Безлюдный.
— Выбрали из ствола метра два, порезали на доски на пилораме, отобрали из них лучшие, и потом около полутора месяцев я сушил их дома на батареях. После этого пошел в цех по переработке древесины, там измерили уровень влажности. В столярной мастерской ребята склеили части и подравняли, чтобы были одинаковой толщины - 30 миллиметров. Этот кусок я и принес Валентину Петровичу. А у него к тому времени... пропало вдохновение.
— Так бывает. Пока материал подготовили, запала уже и нет... — качает головой Валентин Петрович.
Подходило 23 июля — день почитания памяти преподобного Антония (каждый год в этот день в Любече собираются желающие принять участие в литургии и крестном ходе к дальней пещере преподобного). И тут вдохновение к мастеру вернулось. Буквально затри дня икона была готова, поэтому в праздник она уже могла радовать верующих.
В настоящий момент деревянная икона преподобного Антония Печерского от любечского мастера находится в алтаре на втором этаже Собора Рождества Богородицы.

— Она не совсем в православном стиле, — говорит настоятель собора протоиерей Михаил. — Ведь православные иконы не вырезают из дерева, а пишут, но когда ко мне обратились с просьбой дать благословение на такое дело, я, конечно же, не отказал. Если у человека есть такой зов души - это очень хорошо. Подаренную икону мы освятили. А все освященные иконы уже являются чудотворными, поскольку мы обращаемся не к образам, а к святым, которые на этих образах изображены. Главное, чтобы наше обращение было преисполнено настоящей верой.
Екатерина Дроздова, "ГАРТ" №31 (2731) от 30 июля 2015
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: иконы, резьба, Валентин Лопата, Екатерина Дроздова, "ГАРТ"