GOROD.cn.ua

Не приехал и не позвонил

Нина Шакун из Локнистого Менского района в 39 родила сына. А через два года стала бабушкой.



— Как это Вы так умудрились? — спрашиваю.

— Замуж рано вышла, — говорит она. - Окончила 8 классов, выучилась в ПТУ — и под венец. В 17 с половиной лет. Витя - на четыре года старше. Я ещё в школу ходила, а он уже в армии служил. Пришёл, когда у меня был выпускной вечер. Поженились в 72-м, в январе. А уже в декабре я родила сына - Сергея.

— Значит, всё по правилам. Я, было, подумала, что свадьбу затеяли «потому, что уже так надо». А выходит — потому что любовь?

— И любовь, и хотелось, чтобы была защита.

Отец бросил нас, когда мне было всего четыре года. Мама - всюду одна. Устанет, намается так, что едва дышит, плачет: нет во дворе мужчины, и всё не так. Я тоже с ней плачу, потому что у меня тоже горе - ни отца, ни братьев, ни сестёр. Жалеть, защищать некому. Ещё девчонкой решила для себя: вырасту и выйду замуж за "мужчину", чтобы он переделал всю работу, которая маме не под силу. И у нас с ним будет много детей. Они будут стоять друг за друга — и никто не будет обижен. Отец их тоже будет защищать и никогда не бросит.

— Так всё и было?

— У мужа действительно работа горела в руках. И детей он любил. Не сюсюкал с ними, но и не бил. Повысит голос - и они как мыши. Дом для них, видите, какой большой построил. Всё переживал: а вдруг тесно будет. Научил мальчишек всему, что сам умел. Успел всех дорастить. Теперь бы только жить. А его уже четыре года как нет.

И мама моя умерла. В 2002-м. Она очень помогла нам, ведь дети были один за другим. Сначала - через каждые два года: после Сергея — в 74-м — Люда, в 76-м — Костя, в 78-м — Лена, в 80-м — Наташа, в 82-м

— Слава. А потом в 86-м — Валера, в 92-м—Артём, в 93-м — Дима.

Он у нас позднячок. Родился, когда самый старший был в армии. Между ними разница -больше 20 лет. Я тогда и подумать не могла, что беременна. Считала — климакс. А тут— сюрприз.

— Даже не представляю, как Вы со всем этим справлялись...

— Муж работал шофёром на молоковозе. Выходных у него почти не было. Зарплата маленькая, а растить малышей надо. Было и такое, что через полтора месяца после родов выходила на ферму.

Ночь не спишь возле ребёнка, на работе - пока на ногах - ещё кое-как держишься. А сядешь доить — глаза слипаются. В сарае тихо, тепло. Прислонишься к корове и отключишься.

Дома дети, когда подросли, помогали. Потом они — друг за другом - начали покидать отцовский дом. Правда, Сергей с женой немного пожили с нами. В 95-м у них родился Игорь. Невестка над ним дрожала, пылинки сдувала. Приду с фермы -внук спит как ангел. А мои Артём с Димой как бегали, так чумазые и попадали в кровати. Старшие не уследили. Хорошо хоть за хозяйством присмотрели.

Оно у нас всегда было большое, держали по 4 коровы. Пока все дети не выросли, я трижды в неделю возила молочное на рынок в Чернигов. Когда была моложе, всё успевала, а в последнее время, случалось, иду к автобусу и отворачиваюсь от огорода: свекла зарастает травой, а надо ехать, деньги нужны, ведь в доме три школьника.

— Не жалели, что так много детей, ведь, кроме них и работы, Вы ничего в жизни не видели?

— Как-то подсчитала: из своих 60 лет почти 7 была беременной — с токсикозами, риском и тому подобным. Но никогда не жалела. Тут для меня мама была примером. После отца она могла бы выйти замуж (мужчины сватались), устроить свою жизнь. Но она боялась: вдруг отчим чем-то обидит меня. Всем отказывала. Жила ради меня. Таки я — ради своихдетей.

Мама заменяла мне и сестёр, и подруг. Без неё я бы не пережила смерть дочери...

Людмиле было всего 16. Поехала с друзьями отдыхать. Неопытный молодой водитель не справился с управлением. Машина врезалась в дерево. Подружка, с которой Люда несколькими минутами раньше поменялась местами, уцелела. А её жизнь оборвалась в один миг. Она так ничего и не успела: ни выучиться, ни судьбу свою встретить.

— Хоронили доченьку в свадебном платье. С тех пор прошло почти 25 лет, а она и сейчас у меня перед глазами, - не может остановить слёз женщина.

Чтобы отвлечь её от тяжёлых воспоминаний, прошу рассказать о других детях.

— Они уже сами родители. Кроме Валеры, все живут в Чернигове. У Сергея, Славы, Кости, Лены и Димы - свои квартиры. Кто сам купил, кому попалась «половинка» с жильём. Мы с мужем, как бы ни хотели, никому не смогли помочь.

Наташа и Артём квартиры снимают. А Валера с семьёй — со мной. Он, как и все остальные мои мальчики, ездит на заработки.

Летом - кто когда может — приезжают косить траву, ведь у меня до сих пор две коровы. Приходится держать, ведь пенсия небольшая. Насчитали всего 1150 гривен. Потом добавили ещё 300. Как матери- героине (это звание Нина Ивановна получила почти 5 лет назад, на пенсию вышла в 50 лет. - Авт.). А на Новый год стараемся собраться все вместе. У нас, в Локнистом.

У меня 8 внуков. В этом году ещё два должны родиться. Из всех моих сыновей вышли хорошие отцы. Я очень этого хотела.

— А Ваш отец так и не дал о себе знать?

— Он, как мне рассказывали, даже одну букву в фамилии изменил. Может, боялся, что мама будет судиться. Они ведь официально не были разведены.

Да ладно, всё это в прошлом. Его уже несколько лет нет на свете.

— Откуда Вы об этом знаете?

— Я узнавала о нём у кого только могла. Всю жизнь хотела с ним встретиться. Чтобы он расспросил, как я живу, о своих внуках узнал. А я бы рассказала ещё и о том, как мне его не хватало.

Я не держала на отца зла. Надеялась: может быть, с возрастом, когда придёт время искупать грехи, он приедет ко мне. Не приехал. Хоть жил не так далеко - в Каховке Херсонской области. Только когда умерла его жена, попросил у наших общих знакомых номер моего телефона. Но так и не позвонил.

Позже мне рассказывали, что стал пить. И один из его сыновей спился. Тоже уже покойный.

Другой - Михаил - на 6 лет младше меня, живёт в Киеве. Работает врачом. Я давно хотела его разыскать: он же мой брат — родная кровь. Несколько дней назад удалось узнать номер его телефона. Пробовала связаться, но никто не ответил. Может, занят был. Перезвоню позже...

Мария Исаченко, "Гарт" №9 (2709) от 26 февраля 2015

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Нина Шакун, Локнистое, Мена, Мария Исаченко, "Гарт"