Его рабочий день начинается и летом и зимой в 5 утра. В это время Николай Денда из Чернецкого Талалаевского района, работающий приемщиком-лаборантом молока Роменского молокозавода Сумской области, к которому относится и талалаевский участок, уже должен отправиться на свой маршрут: Чернецкое — Сильченково — Скороходово — Ниново — Тапалаевка. Ежедневно накатывает 110 километров.

Вот так, как на снимке, из бидончиков и ведер он сливает молоко в цистерну, которая закреплена на его «газельке». «С бидончиком в Европу, конечно, нам хода нет, — комментирует ситуацию Николай Владимирович. — В основном люди добросовестные — молоко сдают свежее, в чистой посуде, но бывают и такие хозяйки, которых приходится стыдить, а то и отправлять назад с молоком. Но вежливо, потому что на этом маршруте, кроме меня, работают еще заготовители из Сребного, Варвы и Пирятина. Поэтому у сдатчиков молока есть выбор, кому нести продукцию. Даже при идеальных условиях молоко, собранное по дворам, ни в какие рамки по качеству не вписывается...»
Николай Денда имеет все основания так утверждать. Уже 10-й год подряд он собирает по дворам молоко, раз в 10 дней делает его анализ, ведет бухгалтерию, выдает сдатчикам деньги, в то же время он и водитель. За все это получает... 9 копеек за литр собранного молока. Сейчас в среднем собирает литров 400 за день, а летом бывает и по 1000. Закупочная цена с 1,8 грн за литр летом сейчас выросла до 2.4 грн. На его маршруте в среднем от 60 до 70 коров.
А вообще, 57-летний Николай Денда имеет сельскохозяйственный трудовой стаж уже около сорока лет. В 1979-м, закончив Украинскую сельскохозяйственную академию, с дипломом ученого-зоотехника вернулся на Талалаевщину в родные Юрковцы. Через 3 года молодого специалиста взяли главным зоотехником в районное управление сельского хозяйства, оттуда — в с. Чернецкое, где он 5 лет работал секретарем парткома колхоза имени 14-летия Октября, а потом 8 лет возглавлял это хозяйство. Работал и заместителем начальника Районного управления сельского хозяйства, и инспектором по заготовке и качеству сельхозпродукции, даже директором Талалаевского маслозавода. Тогда, в конце 90-х, маслозавод уже едва теплился. «А какую раньше славу имел, — вспоминает Николай Владимирович, — талалаевское масло стабильно шло на экспорт в европейские страны! Это в Тала-лаевке особенно хорошо помнят те, кто работал на заводе. Лично мне, пока я возглавлял предприятие, несколько раз звонили из Москвы с просьбой продать линию по производству масла, мне даже «Жигули» в презент обещали - не согласился. Потом, уже без меня, линию быстро продали. Теперь завод служит сливным пунктом. Коров тоже становится меньше — за время, что я работаю, на моем маршруте их осталась приблизительно половина. Причины разные — и люди в селах стареют и вымирают, и цена на молоко никогда крестьянам не была выгодной. Если работоспособным людям удается найти стабильную работу, коров «сокращают».
Я человек глубоко сельский и никакой сельской работы не боюсь. Меня не огорчают мои личные изменения в работе — стыдно чужой хлеб есть, а свой кусок честно зарабатывать нигде не стыдно. А за всех крестьян душа болит. Корова остается сельской кормилицей, сколько бы не платили за литр переработчики. Мы понимаем, что нынешние условия приема молока с «дядьковского» двора, мягко говоря, оставляют желать лучшего. А если, не дай бог, переработчики будут требовать от производителя молоко другого качества - как тогда быть людям, которые только и живут с того, что ежедневно приносят к машине бидончик молока?»
Талалаевский район
Александра Гострая, еженедельник "Гарт" №46 (2643) от 14 ноября 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.