GOROD.cn.ua

Владимир Конкин: «Сейчас, если в спектакле герой не спускает штаны и не матерится, постановка вряд ли может претендовать на громкий успех»

Владимир Конкин
С чего начать разговор с известным актером Владимиром Конкиным, художественным руководителем московского творческого объединения «Дети Мельпомены», подсказала тема спектакля, с которым он вместе с актерами приехал в Щорс: отношения между мужчиной и женщиной.

Спектакль называется «Муж, жена и сыщик». В нем всего три действующих лица. Исполнители ролей, кроме Конкина (сыщик Христофору), — Эдуард Митин (финансист Седле) и Елена Переслени (Белинда, жена Седле). Действие основывается на семейной проблеме: он и она не знают, чем живет другой, что чувствует, о чем мечтает. От этого и все их беды.

Заподозрив Белинду в измене, муж нанимает частного детектива, чтобы тот проследил за ней. Детектив оказывается тонким психологом и подсказывает супругам, как спасти семейное счастье.

Режиссер и сценарист спектакля (по пьесе английского драматурга Питера Шеффера) — тоже Владимир Конкин. Эту работу он создал в 2011 году к двум своим юбилеям — 60-летию со дня рождения (актер родился 19 августа 1951 года) и 40-ле-тию творческой деятельности (начал в 1972 г.) — и посвятил памяти жены Аллы Львовны. Она умерла от рака в 2010 году. Рассказывает: — Мы начинали с двух детей и двух чемоданов (сы-новья-близнецы Ярослав и Святослав родились в 1972-м. В том же году Владимир Конкин закончил в своем родном Саратове театральное училище и получил работу в Харьковском театре юного зрителя. — Авт.). Жили на съемных квартирах. Аллочка — женщина, которая встречается только один раз в жизни.

Мне постоянно хотелось ей нравиться. Дарить цветы, читать стихи. Вместе с тем в ней было так много «домашности», что всегда тянуло домой, где уютно, спокойно и ухоженные дети. Она была интересным собеседником, умной и образованной — закончила институт иностранных языков. Но не работала. Всю себя посвятила семье. И, я думаю, это правильно. Не нужно нарушать проверенный веками порядок. Моя мама тоже не работала. Как и жены моих сыновей.

У женщин есть намного более важное предназначение, чем карьерный рост. Последнее делает их хищницами, биороботами, не способными сочувствовать и понимать. Они не будут сидеть у постели, если ты болен, не способны сдержать твою агрессию. Для таких женщин я бы ничего не стал делать. И не жил бы ни с одной из них.

— Вы — приверженец домостроевских правил?


— А вы когда перечитывали «Домострой»? Это — уникальный справочник по организации домашнего хозяйства. Там все разумно: мужчина обеспечивает семью материально, жена делает ее духовной. За это ей — большое уважение и почет. Особенно женщине-матери. Как в Дагестане.

Когда-то я был там в гостях у Расула Гамзатова. Приехали к нему уже поздно. О чем-то спорили — наделали шума.

И тут выходит его мать. Не кричала, не ругалась — только немного поворчала. Расул — на то время уже далеко не юный, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий,
депутат Верховного Совета СССР — в то же мгновение стал «пушистым» и тихим как зайка.

В то же время жена не собственность мужа,- а его слово далеко не всегда закон. Я каждый раз, когда был не прав перед женой, доставал заначку и покупал ей шубу.

— И сколько их собралось за вашу супружескую жизнь?


— Я не считал, но, думаю, за наши общие 39 лет — немало. Аллочка их не хранила. Немного поносит и отдает кому-то. Ей ничего не было жалко. За всю жизнь я сменил 11 театров, а Аллочка была у меня одна.

— Владимир Алексеевич, что Вас не устраивало в театрах?


— Каждый раз были свои причины. В 1973-м, после того как сыграл Корчагина, в Театр им. Моссовета меня завлек Завадский (Юрий Завадский — тогдашний руководитель театра. — Авт.), пообещав роль Раскольни-кова и двухкомнатную квартиру в Москве. Я поверил, но на протяжении года ничего не получил. После этого я не мог там оставаться — уехал с семьей в Киев. Работап на киностудии им. Довженко. В 1979-м вернулся в Москву и вошел в труппу театра им. Ермоловой. Ушел оттуда, когда почувствовал, что исчерпал возможности этого театра. Другие бросил из-за скуки (среди театральных работ Владимира Конкина — Ваганов в спектакле «Товарищи-граждане» Шукшина, Бусыгин в «Старшем сыне» Вампилова, Захарий Бардин во «Врагах» Горького, Иванов в спектакле «Иванов» Чехова и другие. — Авт.).

— Вам было скучно, потому что стали известны сразу, «одним махом», снявшись в фильме «Как закалялась сталь», а другие роли, по сравнению с ролью Корчагина, были не такими перспективными?


— Скука у меня всегда была послевкусием достижения. И не только в творчестве. В середине 70-х купил 24-ю «Волгу». Такая тогда была большой редкостью. Сначала радовался, а приехал домой, поставил ее у подъезда, и... стало скучно.

Что касается фильма, после которого я стал популярным, то он до сих пор для меня — гимн мужчине, верному своему долгу, который достойно распорядился своей жизнью. Теперь таких фильмов нет. На экранах — убийцы или извращенцы. Чему они могут научить? Из-за этого и распадаются семьи, а в милиции не приживаются Шараповы.

— Вы не служили в армии из-за болезни сердца, вместе с тем сыграли много именно «армейских» ролей.

— Поручик Извольский в фильме Бориса Ивченко «Марина», Дмитрий Оленин в ленте Георгия Калатози-швили «Кавказская повесть» — по «Казакам» Л. Толстого, лейтенант Суслин в «Аты-ба-ты, шли солдаты» Леонида Быкова, полковник Кобылян-ский в фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» и другие. Я не служил. Но через армию прошли мои предки. Они сумели воспитать меня достойно. Благодаря им Суворов для меня — образец настоящего командира, солдатского отца, а «имею честь» — не просто слова.

Убежден, что своими ролями я сделал для армии больше, чем если бы служил.

— Известным Вы стали через год после окончания театрального училища. Как пережили «звездную болезнь»?

— То, что в 22 года я влетел в когорту известных артистов СССР, в первую очередь было для меня хорошей школой. Я был умным-мальчиком, поэтому не позволял себе расслабляться, знал, что нужно быть сдержанным. Да и не было тогда никаких «звездных болезней», хотя (чего греха таить) нашей профессии тщеславие присуще.

Сейчас оно как нашествие. Достаточно засветиться в каком-то тупом эпатаже, и недоросль с прыщами — уже мегазвезда. Сейчас, если в спектакле герой не спускает штаны и не матерится, постановка вряд ли может претендовать на громкий успех.

И многие театры опускаются до такой вульгарности, пытаясь этом завлечь зрителей.

То же и в литературе. Какую-то Лену Ленину, бездарную и недалекую, называют известной писательницей. Забылось настоящее предназначение искусства — лечить человеческие души. Вместо этого оно отупляет мозги.

— Ваша книга «Жизнь имеет начало» — протест против искажения роли искусства и литературы?

— Она о тех, кто пришел к пониманию смысла жизни через страдание, — Гоголе, Паганини, Чаадаеве. Всех их, моих учителей, я бы посадил за один стол, а сам бы стоял в углу и слушал, слушал.

— Владимир Алексеевич, в одном из своих интервью Вы сказали, что пишете свои произведения «от руки» и не пользуетесь Интернетом. Почему?


— Потому что Интернет — это помойная яма. Там все переврано и перекручено. Из 49 фильмов, в которых я снимался, в лучшем случае названы 20. Перепутаны и даты выхода кинолент на экран, и фамилии режиссеров. Вместо Мащенко (режиссера фильма «Как закалялась сталь». — Авт.) — какой-то Марченко.

А вот книги я боготворю. Люблю их запах. У меня прекрасная библиотека.

— Что еще радует Ваше сердце?


— То, что есе мои трое детей — достойные люди. Святослав — искусствовед, специалист в области керамики. У него свое предприятие. Ярослав реставрирует старинные авто- и мототехнику, тоже имеет свой цех. Дочь София (она родилась, когда мне было 37 лет) закончила православную гимназию, музыкальную школу Дунаевского, в неполные 20 лет получила диплом юриста. Она очень деятельная натура, поэтому, в отличие от женщин нашего рода, работает. Муж намного старше ее. Их объединяет очень сильное чувство.

У меня пятеро внуков. Уверен: все будут образованными и культурными людьми.

— Вы приехали в Щорс по просьбе нашего земляка Дмитрия Горовцова.

— Мы с ним давние друзья. У нас много общего: его отец, как и мой, был железнодорожником, он — кандидат исторических наук, а история — мое давнее и постоянное увлечение. Уважаю Дмитрия как мужчину и как политика. Он один из самых порядочных депутатов Государственной Думы (от «Справедливой России»),

Дмитрий был на премьере моего спектакля «Муж,жена и сыщик» в феврале 2011 года, потом приходил на представление с женой. Я как раз собирался ехать на гастроли в Забайкалье.

«А почему бы тебе не порадовать своим визитом моих земляков в Щорсе?» — спросил тогда Дмитрий.

Я с радостью согласился. Потому что действительно люблю Украину. Здесь я начинал свой творческий путь. Здесь, на киностудии Довженко, сыграл много ярких ролей (среди которых младший брат главного героя в фильме «Романс о влюбленных» режиссера А Михалко-ва-Кончаловского и, конечно же, Володя Шарапов в сериале «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. — Авт.). С Украиной меня многое связывает, она для меня — не заграница.

... Несмотря на то что спектакль в Щорсе был не в выходной (во вторник, 4 декабря), а цена билета колебалась от 25 до 75 гривен (для среднестатистического щор-совца — далеко не пустяковая сумма), зал районного Дома культуры (на 620 мест) был заполнен почитателями таланта Владимира Конкина. После спектакля Владимир Алексеевич обратился к зрителям с короткой речью — не как заслуженный артист Украины и народный артист России, не как лауреат многочисленных премий — как неравнодушный человек, которого действительно очень волнуют моральные проблемы нынешнего общества.

В райцентре актер провел два дня. Посетил исторический музей, встретился с работниками Центральной районной библиотеки, которой подарил свою книгу.

г. Щорс

Мария Исаченко, еженедельник "ГАРТ" №50 (2595) от 13.12.12

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Владимир Конкин, г. Щорс, Мария Исаченко, еженедельник "ГАРТ"