GOROD.cn.ua

Судили молодых родителей...

Судили молодых родителей...
Рассказывают: оба никогда и ни за что «не привлекались», законов не знают. Поэтому вызов на судебное заседание в качестве ответчиков очень напугал и смутил их.

22-летней Олесе и 27-летнему Эдгару Мкртчянам из Рогозок Щорского района инкриминировалось нарушение требований закона Украины «Об охране детства», предусмотренных ст. 184 кодекса Украины об административных нарушениях (статья предусматривает административную ответственность за уклонение родителей или лиц, которые их заменяют, от выполнения установленных законодательством обязанностей по обеспечению необходимых условий жизни, учебы и воспитания несовершеннолетних детей). По стечению обстоятельств история, в центре которой оказались их полуторагодовалые двойняшки, случилась незадолго до Всемирного дня ребенка (20 ноября).

... Эдгар в 12-летнем возрасте вместе с отцом и дядей приехал в Рогозки из армянского Кировокана. Это было в 1997-м, когда конфликт между Арменией и Азербайджаном делал пребывание в стране опасным. Люди, спасаясь, ехали куда глаза глядят. По живому разрывались семьи, терялись связи с родными.

Впоследствии время сделало свое дело — отец мальчика сошелся в Рогозках с хорошей женщиной. Вместе растили и его сына, и ее дочь.

Эдгару тоже пришлась по душе местная девушка. Встречались четыре года. Нечасто, потому что оба ездили на заработки. Впрочем, собрать деньги на приличное (даже по сельским меркам) жилье так и не смогли. Хватило лишь на запущенный, оплетенный диким виноградом дом без дверей — их пропили предыдущие хозяева.
— Эдгар навел здесь порядок, — рассказывают соседи. — Все расчистил, вырубил заросли. Сделал забор, навес, построил сарай.

Они стали жить здесь два года назад гражданским браком. Расписались этим летом — приурочили регистрацию ко дню рождения своих детей (15 июня), чтобы и в дальнейшем соединять два праздника в одном.

Некоторое время Эдгар работал на пилораме. Теперь без работы. В сезон — постоянно в лесу, собирает грибы и ягоды, этим и зарабатывает. Хозяйничает дома, вместе с Олесей обрабатывают огород.
Во дворе под навесом сложены заготовленные на зиму дрова, а рядом откормленная коза от нечего делать дергает сено из стога.

— Купили ее, чтобы детям было целебное молоко, — объясняет Олеся. — У нас и корова есть, и теленок. А из птицы — утки и куры.

Ведет показывать погреб с запасами овощей и консервации. Делает это не хвастовства ради — старается убедить, что их дети не голодают.

В доме, жилой площадью 40 квадратных метров, обстановка небогатая, но жить можно. Чисто и тепло. Малыши — как картинки. Над детскими кроватками — целая семейная фотолетопись. А ниже — следы свежей шкоды (немного оборванные недавно поклеенные обои — дело рук непоседливых Артура и Надюшки).

Такую же картину увидели здесь и депутат сельсовета Тамара Семенок, и соседи Елена Кроль и Раиса Манойло, которые 10 октября этого года обследовали материально-бытовые условия этой семьи (в акте обследования, в частности, сказано: состояние помещения удовлетворительное, комнаты меблированы, хотя и мало, из бытовой техники есть холодильник, пылесос, электрическая духовка, стиральная машина — в целом, семья имеет все необходимое для проживания детей и их воспитания).

Необходимость доказывать это возникла в связи с тем, что при посещении семьи (24 сентября) оперуполномоченной криминальной милиции по делам детей Щорского РО УМВД Наталией Юриной был составлен протокол о том, что супруги «не выполняют предусмотренных действующим законодательством обязанностей относительно своих малолетних детей». Через несколько дней Мкртчяны получили повестку в суд.

— Олеся с Эдгаром ходили черные, — рассказывают односельчане. — А Грише Мкртчяну (дедушке Артура и Надюши. — Авт.) стало плохо с сердцем.

Многие в селе не скрывали возмущения, ведь в Рогозках есть родители, которые постоянно пьянствуют и совсем не занимаются детьми. Почему не к ним были претензии у оперуполномо- ченной, а к семье, которая не злоупотребляет спиртным и даже не стоит на учете в районной службе по делам детей как такая, что оказалась в сложных жизненных обстоятельствах? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, некоторые предполагали, что кто-то из богатых и бездетных присмотрел себе здоровых и красивых малышей. Другие выдвигали еще более драматичную версию:братика с сестренкой хотят продать на органы. Мол, на первый раз предупредят или наложат штраф (статья 184 предусматривает его в размере от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан), а затем будут придираться дальше, пока не отберут детей.

Люди стали на сторону молодой семьи. Под письмом в ее защиту, направленным в суд, поставили свои подписи больше 30 жителей Рогозок (в частности, Екатерина Назаренко, Михаил Грищенко, Роман Насинник, Ульяна Семенок).

«Дети ухоженные, обеспечены всем необходимым для проживания», — отметил, характеризуя семью Мкртчянов, председатель села Андрей Шестак.

«Состояние здоровья детей удовлетворительное, уход за ними осуществляется должным образом, питаются дети в соответствии с требованиями возраста», — утверждает врач сельской врачебной амбулатории Алексей Самусенко.

Прихожанку, которая  должна была свидетельствовать в  суде в интересах Эдгара и Олеси, благословил местный священник — отец Виктор.

Судебное заседание длилось недолго: судья Валентин Лихошерст закрыл дело «из-за отсутствия состава правонарушения».

— Когда объявили это решение, я заплакал, — вздыхает Гриша Мкртчян. — Почти месяц жил на нервах. Не мог спать. Столько всего передумал.

Признается: не исключал и того, что дело против сына сфабриковано на национальной почве. О многом хотел спросить у оперуполно- моченной, но ее в зале суда не было.

Поговорить с Наталией Юриной немного погодя удалось мне.

Старший лейтенант милиции сказала, что протокол относительно Мкртчанов был составлен после второго посещения этой семьи. В первый раз для визита был совсем другой повод (в центре села случилась ссора, свидетелем которой был Эдгар). «Детский вопрос» возник попутно, после того как увидела в доме беспорядок и горы немытой посуды (как уже отмечалось, именно в этот день в семье был двойной праздник).

Тогда страж порядка сделала родителям устное замечание, а 24 сентября — согласно графику посещения сел — зашла к Мкртчянам опять.

Утверждает: в рапорте и протоколе были отображены только обнаруженные нарушения. Дословно это звучит так: «Во время проверки было обнаружено, что в доме не поддерживается духовное и моральное развитие детей, не принимаются меры по созданию надлежащих бытовых условий: в доме разбросаны вещи, на постелях детей нет матрасов, простыней, в доме — антисанитарные условия для проживания и развития детей».

— Если за разбросанные по дому игрушки будут таскать в суд, детей будут рожать еще меньше, — говорит житель села Виктор Федосиенко (за 10 месяцев нынешнего года в Рогозках с почти тысячным населением родилось 11 детей. - Авт.). — Мы с женой растили шестерых. Я — от темна до темна на тракторе. Ей за работой некогда вверх глянуть. Бывало, зайдешь вечером в дом, а там все вверх дном. Слава богу, никто протоколов за это не составлял. Дети выросли, теперь у нас восемь внуков. Как соберутся вместе, крышу срывают.

— Деньги, которые собирали на линолеум, пришлось потратить на адвоката, — разводит руками Олеся. — А За что нас судили, мы так и не поняли.

В тему
•    В 22 семьях Щорского района, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (в основном из-за злоупотребления родителей алкоголем), воспитывается 41 ребенок.
•    С начала года по искам в суд, поданным Щорской районной службой по делам детей и дирекцией местной школы-интерната, в восьми случаях родителей лишили родительских прав (относительно 9 детей).

Щорский район

Мария Исаченко, еженедельник "ГАРТ" №48 (2593) от 29.11.12

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: нарушение требований закона Украины «Об охране детства», еженедельник "ГАРТ", Мария Исаченко