Много свободного времени и много денег для путешествий одновременно — это мечта каждого, чаще всего — несбыточная. Обычно приходится довольствоваться чем-то одним: есть деньги — значит, мало времени на отдых; есть время — не на что путешествовать. Однако есть способ, который помогает нам, когда скулят финансы, — это автостоп.
С чего начинается...
Вторую такую большую и богатую на достопримечательности страну, как Украина нужно еще поискать. То есть нам уже искать и не нужно — достаточно просто пользоваться тем, что есть. А средства массовой информации дают каждому из нас достаточно толчков к путешествию: на Подолье есть Товтры, в Крыму — пещеры, под Херсоном — пустыня, Карпаты — это вообще... Всё, решено — едем!
Мы выбираем автостоп — способ передвижения для людей динамичных, готовых к резким переменам погоды и настроения. Автостоп — это способ передвижения, используя который не придется жалеть о впустую прожитых часах скучной дороги. Автостоп — это часы общения, новых знаний и незабываемых впечатлений.
Рюкзак — это дом за плечами
Конечно, бывают люди, готовые в любой момент по зову сердца с одним только полупустым кошельком выйти на дорогу — и поехать. Но до такого мастерства нужно еще дорасти — и наше с вами путешествие мы начинаем с рюкзака.
Будет это рюкзак с ортопедической посадкой или старый военный — не имеет значения. Главное — чтоб он не порвался в ответственный момент, чтоб сильно не промок в дождь и чтобы в нем был удобный доступ к самым важным вещам.
Одежда
Как минимум, нужно иметь с собой пару сменных комплектов нижнего белья, непременно — очень теплые носки (даже летом), удобную верхнюю одежду и теплый ее вариант, важно взять с собой защиту от дождя (лучше дождевик или плащ), а также защиту от солнца — кепку или шляпу с полями. Предпочтительнее всего, чтобы одежда была в желто-оранжевых тонах: во-первых, эти цвета лучше отражают свет фар в ночное время, во-вторых, даже днем человек на трассе в ярком заметен лучше, в-третьих, многие водители уже знают, что люди в желтом — автостопщики. В конце концов, человек в светлом всегда выглядит намного позитивнее. А позитив — самое главное, с чем нужно садиться в машину!
Еда
Едой особо запасаться не стоит, особенно не рекомендуется брать продукты, которые быстро портятся либо могут разлиться или рассыпаться в сумке. Удобнее всего иметь при себе по 200 граммов разных сухофруктов: изюма, кураги, разных орехов... Очень важно иметь достаточно воды — и не просто питья, а именно воды, потому что вряд ли кому-то особенно понравится отмывать непредвиденное пятно на куртке кока-колой... или пить этот специфический напиток в 40-градусной жаре кабины грузовика.
Голода на дороге бояться не нужно: ведь ехать-то вы будете с водителями. Которые тоже люди, и они тоже едят. Дальнобойщики часто заезжают в придорожные кафе (говорят, что именно то кафе хорошее и недорогое, около которого стоит много фур), частные водители, может, заезжают реже, но не угостить гостя своего автомобиля тем, что жуешь сам, неестественно как-то.
Самое главное:
вещи, которые облегчают жизнь и защищают от непредвиденных обстоятельств.
Во-первых, очень неплохо кроме рюкзака взять с собой в дорогу небольшую сумку, которая всегда будет при тебе (ведь рюкзак могут положить в багажник, в «спальник» к дальнобойщику или даже в кузов пустой «ГАЗельки»).
У меня, например, в первые же поездки развился непреодолимый страх перед тем, что водитель уедет с моими вещами. Потому в следующий раз я обзавелась сумкой, в которую сложила деньги, телефон, паспорт, газовый баллончик, фонарик и другие мелочи, и начала чувствовать себя намного увереннее.
Недалеко в рюкзак стоит положить карту Украины — ведь и сам автостопщик не всегда идеально ориентируется, куда ему ехать, да и водителям всегда есть чему поучиться. Также в удобное место в рюкзаке можно положить салфетки, туалетную бумагу, аптечку.
Стоит ли упоминать, что поесть и сходить в туалет можно — в нашей стране — почти везде. А как же с ночевкой? Если вы едете далеко (дальше чем 700 километров), то важно с самого начала рассчитать: будет ли остановка на ночь в каком-то населенном пункте, в палатке подальше от проезжей части, или же вы будете стараться ехать без сна всю ночь.
В соответствии с планами выбирайте ночевку: если это город — поищите «вписку» в Интернете, если будете ночевать в лесу — берите с собой палатку, каремат и спальники (хотя при поездке на юг, скорее всего, эти вещи у вас будут с собой по умолчанию).
Выхожу не один я на дорогу
Хочется сказать, что главное правило автостопщика — не ездить одному. Но так говорить было бы неправильно, потому что даже я знаю многих, кто ездили в далекие края один-одинешенек. Но если вы — дама, то не быть одной — все же главное правило.
Из личного опыта и после общения с «коллегами по асфальту» можно сказать: охотнее всего водители подбирают одну девушку, затем — двух девушек. Так же хорошо «берут» парня и девушку. Одиноких мужчин часто побаиваются.
Первый километр
Итак, вот она — дорога в райское местечко, до которого пока что много сотен километров. Где нужно стать так, чтоб тебя и не сбили, но в то же время и заметили? Для этого рекомендуют становиться на месте, где водитель должен по правилам дорожного движения снизить скорость — на постах ГАИ, через 15—20 метров после поворота. Если вы решитесь ждать своего счастья, скажем, перед подъемом на гору или после спуска с горы, то почти наверняка вам доведется не только долго стоять, но и ночевать там же, а потом — продолжать стоять...
Знак, который подает автостопщик на дороге, понятен почти всем водителям: мы вытягиваем правую руку в сторону трассы и поднимаем большой палец вверх. Нет, мы не вяло машем рукой и не делаем указательных жестов, как водителям маршруток. Всем своим видом мы выражаем абсолютный оптимизм: нам классно, и тебе, водитель, тоже будет классно, когда мы поедем дальше вместе! И еще один нюанс: мы не просто стоим с поднятой рукой и ждем, пока кто-то нас заметит. Из всего потока автомобилей мы ежеминутно выбираем одно транспортное средство, и именно для него мы поднимаем руку, именно его водителю мы смотрим в глаза (трудно, но стоит постараться).
Понять глубину
Все понимают, что автостоп — контакт с незнакомыми людьми — занятие не самое безопасное. Откуда знаешь, к кому сядешь? Будет ли водитель внимателен, будет ли трезв? Но нужно понимать и другую сторону вопроса: любой водитель тоже рискует, когда берет в кабину незнакомых людей. Дальнобойщики часто рассказывают о попутчиках, которые их, водителей, грабили (а особенно у тех, кто за границу ездит, деньги с собой всегда есть, часто — немалые). Потому — не раз слышали мы в поездках — стараются дальнобойщики брать людей с позитивными лицами и с рюкзаками.
Но на риск люди идут не просто от нечего делать. Каждая сторона этого надеется на плюсы, которые покроют гипотетические минусы: автостопщик за свое бесстрашие и позитивность получает бесплатную дорогу и интересное общение, а водитель... просто интересное общение. Представьте себе только: человек годами ездит туда-сюда, Украина—Италия, Италия—Украина. Либо еще хуже — Киев—Одесса, Одесса—Киев... Скучно ему просто — вот и ищет себе собеседников. Также случается, что водитель берет пассажира для того, чтобы не заснуть за рулем, — довольно частая практика. И ты, как помощник, должен (морально обязан) всю ночь развлекать водителя, что-то рассказывать, следить, чтоб он тебе что-то рассказывал...
Ехать всю ночь не смыкая глаз тяжело. Если не спал день и ночь, кофе не поможет — ни тебе, ни водителю. Энергетические напитки тоже. А если уж вы пообещали водителю всю ночь с ним разговаривать — придется что-то выдумывать.
На ваш страх и риск
Самое главное — не садиться в машину к пьяному водителю. Для вас остановились, вам предложили поехать вместе... но вы чувствуете специфический запашок в машине. Естественным будет просто вежливо отказаться — никто ругаться не станет, но зато здоровья добавится... Часто бывает, что водитель на вид будто вменяемый, но ездит — как попало. Понятно, посреди дороги из машины не убежишь... потому приходится только надеяться: если этот человек, водитель, до сих пор жив, значит, не так уж плохо он водит.
Типичный дальнобойщик — это мужчина лет 45—50, который за рулем сидит четверть века. Обычно такой водитель — эталон хорошего «господаря» из украинской глубинки. По дороге от него услышишь и как он себе дом ставил, и как детей воспитывал, и какие где взятки давал... Приметно, что у всех этих людей есть целая дорожная философия: тише едешь — дальше будешь. Они придерживаются своих 80 километров в час и с грустной усмешкой смотрят сверху на легковушки, которые проносятся вдвое быстрее. «Если, не дай бог, я или засну за рулем, или не справлюсь с управлением, то я-то в живых, скорее всего, останусь... Но если что-то с другими людьми на дороге по моей вине случится — то как я жить буду?» — не раз приходилось слышать от усатых седоволосых дядей. Садясь к таким, можешь быть уверен: доехать быстро не удастся... Но доехать удастся точно!
Дорога учит
Девушки-водители подбирают путешественников крайне редко. А больше всего водителей женского пола — все же в Крыму. Но один раз нам посчастливилось: нас посадила к себе в машину замечательная девушка Аня. Так уверенно на дороге, как с ней, мне не приходилось чувствовать себя больше никогда в жизни. После этого рассказам о поголовно глупых женщинах-водителях я не верю.
С дорожным опытом начинаешь понимать: главное в любом автомобиле — не красота, а безопасность. Обращаешь внимание на пешеходные переходы и ходишь только по ним: с одной стороны, чтоб себя обезопасить, с другой — водителей жалко, у которых прямо под носом из ниоткуда появляются непредсказуемые пешеходы.
Когда для тебя остановилась машина и водитель открыл пассажирскую дверцу, чтоб спросить: «Куда вам?» — то очень важно правильно подать себя. Сначала ты здороваешься с водителем, потом говоришь: «Вы подбросите автостопом в сторону *название нужного населенного пункта*?». Обычно водители соглашаются, иногда однозначно отказываются везти бесплатно. А бывает и такое, что тебя приглашают сесть в салон, а минут через десять все же спрашивают: «А что такое «автостопом»?» И не всех радует твой ответ... Один раз после такого объяснения водитель начал нам жаловаться на сложные финансовые времена, при нас демонстративно заправил авто на 300 гривен... Выходя, мы оставили ему 20 гривен. Но настроение было испорчено.
Галя Мураха, еженедельник "Взгляд" №20 (101)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: автостоп, Галя Мураха