GOROD.cn.ua

Кого и как штрафует речная милиция

Кого и как штрафует речная милиция

Каждый год, согласно постановлению Кабмина, с 1 апреля по 9 июня вводится запрет на рыболовство и передвижение каких-либо плавсредств по нерестилищам. А с 1 апреля по 31 мая и с 15 августа до 25 сентября запрещается ловить раков (у них линька).
В этот период в прибрежных водах прекращаются какие-либо работы – будь то углубление дна, буровые, взрывные или добыча песка.

Но каждый год находятся люди, которым все запреты — до лампочки. Как раз об этих губителях природы, а попросту браконьерах, мы и решили побеседовать с Андреем Требухом, начальником линейного отдела милиции в речпорту «Чернигов».

О запрете
Ловить во время запрета можно на один крючок, при этом суточная норма улова — не больше 3 килограммов. В Чернигове это можно делать по правому берегу вниз по течению Десны, от лодочной станции и до автомобильного моста.
С браконьерами милиционеры имеют дело практически целый год, без работы не сидят. Губители природы всех мастей выходят на свой промысел, как только лед сойдет, и продолжают вредить до первого льда. Это  «взрыватели», «газовщики» (никогда не знал, что рыбу можно травить обыкновенным баллонным газом. — Авт.), «электроудочники», «сеточники».
Браконьеры-«стахановцы» даже зимой не успокаиваются — пробуют «рвать» рыбу, правда, выходит не очень эффективно из-за малого размера лунки. Некоторые ставят сетки под лед и даже пытаются таскать невод подо льдом. Жадность…
Браконьер как явление социальное представлен весьма широко: от простого селянина до чиновников  разных  рангов. Только вот селяне, живущие на воде, стараются к природе относиться более бережно, по-хозяйски, ведь если сегодня «выдушишь» всю рыбу, завтра останешься ни с чем. Поэтому они не используют варварских орудий лова (кроме сетей, конечно).
А вот «беспредельщики», кочующие из района в район, используют всё, что на ум придет. Самое удивительное, что на Черниговщину даже едут побраконьерить из других областей (Сумской, Киевской).

По вредоносности  Андрей Требух распределил  браконьеров по убывающей так:

«Электроловы»

Электроудочка убивает не  только рыбу от мала до велика, но даже раков в норах, улиток и планктон. Рыбешка, которая уцелела, уже никогда не будет метать икру — она стерилизована.
Недавно задержанные с электроловом киевляне оказались далеко не бедными людьми. В разговоре они похвастались, что могут себе купить в Киеве хоть целый супермаркет рыбы. А вот приехали сюда просто прибор испытать да поймать рыбы свежей…
Для столичных браконьеров было шоком, что местные милиционеры «мзды» не приняли (а ведь столичная псевдоэлита намекала, что для них и штука баксов не деньги), поэтому пришлось распрощаться с массой дорогих сердцу и карману вещей. Что говорить, если лодочный двигатель «Yamaha» стоит практически столько же, как и автомобиль среднего класса. Народ с жиру просто бесится… Самое обидное, что для полной экипировки браконьеру нужно, в зависимости от «снастей», не так уж и много — электролов на рынке стоит около 250 гривен и аккумулятор в районе 300, ну а лодка лодка, обмундирование и другие «прибамбасы» — все по вкусу.
Потом нанять машину, заправить ее, «упаковаться», и все это только для того, чтобы показать, что мы, мол, не только шишки в обществе, но и типа цари природы.  

«Сомятники»

Эти люди «сидят на рыбе» плотно, ловят не ради забавы, это их хлеб, к тому же бизнес хорошо организован. Используют приборы типа «Шлейф» или «Звук», генерирующие импульс той же частоты, что и частота биения сердца сома, тот получает инфаркт и всплывает. А заодно импульс «накрывает» всю яму — всё, что там есть живого. «Сомятники», как правило, выловленных сомов поставляют в рестораны и кафе по 20 гривен за кило (в Киеве, естественно, дороже). Прибор, используемый браконьерами, стоит в среднем $1000 плюс 300 гривен аккумулятор. Как говорит Андрей Требух, браконьерам-сомятникам явно нужно выписать таблеток от жадности, и желательно побольше. Они забирают из воды абсолютно всех сомов, даже тех, которых, образно говоря, можно в майонезную баночку складывать. Ну какое кафе возьмет десятисантиметрового сомика?
Когда в Мезинском национальном парке речная милиция задержала бригаду «сомятников» из Нежина, у них на борту был 81 сом, из которых только 7 крупных, все остальное — мелочь.
«Взрыватели»
Аммиачная селитра, к которой умельцы добавляют хорошо всем известные химические компоненты, становится по своей разрушительной силе на один уровень с тротилом. Недавно у браконьеров было изъято 5 килограммов именно такой смеси, и  эксперты-взрывотехники дали заключение, что смесь эквивалентна 4,7 килограмма тротила. Представьте, сколько рыбы можно отправить на тот свет таким количеством взрывчатки! Комментарии излишни. Также «дешево и сердито» умельцы используют в качестве взрывных устройств боеприпасы времен Второй мировой войны (минометные мины, ручные гранаты, артиллерийские снаряды). Выкрутил, например, из мины взрыватель, приделал вместо него  электродетонатор, протянул метров 10 кабеля — и на дно, замкнул контакт батарейкой — ба-бах! Главное, чтобы «игрушка» не сработала в руках.

«Газовщики»
Умудряются использовать обыкновенный газ пропан-бутан из баллонов и шланг подлинней.

«Сеточники»
«Сетка» — один из самых затратных способов ловли, хотя из всех браконьерских снастей эта наносит природе наименьший урон. Но время вносит свои коррективы, сейчас наибольшая головная боль речной милиции и рыбинспекции — так называемые китайские «телевизоры», которые стоят практически копейки (в основном одноразового использования). Поймал одну нормальных размеров рыбину и «отбил» все свои вложения на покупку сетки. Ввиду дешевизны «изделие» в случае опасности браконьерами без колебаний бросается, а в бесхозные снасти потом попадает рыба, которая, в конце концов, гибнет. Хорошо же сделанная «отечественная» сетка обходится в 300—400 гривен за 100 метров.

О штрафах

Часто после задержания у браконьеров лезут глаза на лоб, когда им сообщают сумму нанесенного природе урона. Все дело в том, что рыба в таких случаях оценивается не по массе, а по головам.

Такса за голову:
Раки – 1,7 грн.
Карась, клепец, окунь, густера (плоскирка), головень (голавль)   —  5,1 грн.
Плотва, тарань, синец, подуст, чехонь — 10,2 грн.
Карп, лещ, жерех, линь, вязь — 25,5 грн.
Рыбец, минек (налим) — 34 грн.
Судак, сазан, толстолобик, щука, угорь, форель — 51 грн.
Сом — 85 грн.

Вот пусть браконьеры прикинут, сколько им в случае чего придется заплатить. К тому же у них будут конфискованы не только орудия лова, но и лодки с двигателями.

А что на деле?
Штат речной милиции состоит из центрального подразделения ЛОМ в речпорту «Чернигов», Любече и Новгороде-Северском, а зона ответственности подразделения — вся область. Как же удается перекрывать всю Черниговщину? Да очень просто — у коллег из рыбинспекции по всей области есть свои сотрудники, которые работают по месту жительства, поэтому проблем с информацией нет.
Ситуация с браконьерами была бы намного спокойней, если бы орудия браконьерского лова не были так легко доступны. Сетки, электроловы, всякие другие «хитрости» можно без проблем купить на базаре. Милиция проводит регулярные рейды именно с целью наказать таких торговцев, но на место одних приходят другие. Все хотят заработать, и не важно, каким способом, спрос рождает предложение.
Совместная работа речной милиции с рыбинспекцией приводит к тому, что в рыбинспекции реальный штат оказывается достаточным, чтобы контролировать всю область. Половина инспекторов живет на тех участках, которые обслуживает. Раньше население боялось предоставлять информацию о местных и заезжих браконьерах, ведь те первым делом всех запугивали и прикрывались разнообразными «корочками», мол, нам никто не указ. А когда провели реальное задержание браконьеров, когда они получили реальное наказание и навсегда распрощались со своими лодками и моторами (а то и автомобилями), отношение коренным образом изменилось. Все увидели, что с проблемой можно бороться. Как результат — вышеупомянутый случай с задержанием киевских электроудочников. Сначала на сигнал выехала черниговская рыбинспекция, а следом и речная милиция. Так вот, пришлось буквально отбивать браконьеров от местного населения, которое хотело браконьеров-бизнесменов просто «порвать». Ведь если сегодня рыбу убьют или покалечат какие-то заброды, завтра их детям достанется мертвая река.
Судьи районных судов раньше не карали браконьеров по всей строгости закона, рассказывает  Андрей  Требух. Но времена эти минули, теперь подобных проблем у речной милиции не возникает. Последнее время ни одно дело по браконьерству в суде не развалилось.

По всей строгости

Статья 249 Уголовного кодекса Украины — незаконное занятие рыбным промыслом. Часть 1 — штраф до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничение свободы до 3 лет с конфискацией орудий промысла. Сюда входит суточный перелов рыбы (больше 3 килограммов в сутки), то есть вся пойманная сверх лимита рыба таксируется.
Если хватает суммы убытков, то возбуждается уголовное дело.
Часть 2 — те же самые деяния, повлекшие массовую гибель рыбы или совершенные ранее судимым лицом, — от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок с конфискацией орудий промысла.
То есть если человек ранее привлекался к ответственности за браконьерство и имел всего-навсего условный срок, то во второй раз он уже сядет в тюрьму.
Это относится к «электроловам», «газовщикам» и «взрывателям».


 Если оценивать ситуацию с рыбой по области, то она далека от радужной: дно рек не чистится, больших разливов нет, отчего сократилось количество нерестилищ, а тут еще и двуногие хищники усугубляют положение. Поэтому помните, что, покупая рыбу на улице «с рук», вы в 99% получаете браконьерский улов, а значит, спонсируете браконьеров. Задумайтесь.

Справка
Как ни странно, сам Андрей Требух рыбе предпочитает пельмени и окрошку, а рыбу ловит с друзьями на специальных прудах  и  утверждает, что не имеет даже спиннинга. Зато вот его жена — азартная рыбачка.
В подразделении Андрей Валерьевич 5 лет, до того работал в уголовном розыске, в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в кадрах, участковым инспектором на рынке, инспектором охраны общественного порядка, отделе государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями. Все предыдущие места службы очень помогают в нынешней работе: тут и работа с населением, и специфика задержания браконьера (чтобы тот не «скинул» рыбу и электролов, чтобы взять его вовремя), тут и элементы разведки, и аналитики, и агентурная работа.
Начальнику речной милиции есть чем похвалиться. С начала года против браконьеров возбуждено 9 уголовных дел, за незаконный вылов рыбы составлено 505 протоколов, по рынкам составлен 41 протокол за незаконную торговлю рыбой (ее изъято около тонны), изъято 360 сеток.
Если за весь 2008 год было составлено 200 протоколов, то за 4 месяца сего года — уже 505. Активизация работы линейного отдела налицо.

Роман Веселов, еженедельник «Взгляд» №20 (101)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: рыбалка, браконьеры, Роман Веселов