Поселок Батурин получил статус города осенью прошлого года, когда отмечали 300-летие трагической гибели всех его жителей во время Северной войны. Большинство из опрошенных нами местных жителей верят в третье возрождение Батурина и приветствуют новый статус. Хотя часть из них из-за этого потеряют льготы.
Город-крепость Батурин основан в 1575 году польским королем Стефаном Баторием как северный форпост запорожских казаков для защиты северо-восточных границ государства. Первое датированное упоминание о Батурине встречается в 1625 году, В 1654 году Батурин получает статус города с магдебургским правом и магистратом. Батурин остается городом до 1923 г., с 1923 до 1960 года считается селом, с 1960 до 2008 года — поселком.
Туристы, курсанты и колхозники
- Батурин закладывался как город на границе Речи Посполитой и России и своей историей заслужил быть городом, — убежден батуринский городской председатель Михаил Иващенко. — Батурин от статуса города выигрывает намного больше, чем теряет.
По словам мэра, статус города дает намного больше шансов для развития. Ведь не обратить государственное внимание на поселок — это одно, а на город — совсем другое. Статус города позволит открыть в Батурине военный лицей. Приедут преподаватели с семьями, кадеты. А это еще полторы тысячи людей к нынешнему трехтысячному населению. Ежегодно в Батурин приезжают тысячи туристов. Если создать соответствующую инфраструктуру — туризм будет основным источником доходов местных жителей.
Потери от статуса города Михаил Иващенко считает незначительными.
— За электроэнергию теперь приходится платить 24 копейки за киловатт вместо 22,5, — говорит мэр. — Учителя и работники социальной сферы потеряют льготы в оплате коммунальных услуг (сейчас они платят 75 процентов стоимости коммунальных услуг). Но в прошлом году учителя, которые уходили на пенсию, получили все льготы. Это уже те, которые выйдут на заслуженный отдых в 2009-м, будут считаться городскими пенсионерами.
Поворот на Батурин на трассе Москва—Киев обозначен заправкой и расположенной рядом мини-гостиницей с кафе. Приезжие попадают в центр города по ровной, широкой, недавно заасфальтированной центральной улице с тротуарами и современными фонарями. Туристов встречает небольшая, но роскошная площадь с памятниками гетманам и казакам, возле нее расположены отреставрированные городской Дворец культуры, Воскресенская церковь, музей археологии, отстроенная заново из сотен кубов дубового дерева цитадель. В другой части Батурина шедевр классицизма — отреставрированный дворец гетмана Кирилла Разумовского.
Со смотровой площадки открывается прекрасный пейзаж реки Сейм и лугов. Можно увидеть машины, которые едут по Московской трассе.
— Какой же Батурин город, — рассуждает водитель сельхозпредприятия «Батуринское» Николай Гончаров. — При Советском Союзе здесь работали и свой мясокомбинат, и льнозавод, и сельхозхимия. А теперь только бывший колхоз ООО «Батуринское» и социальная сфера — школа, детсад и музей. Если хотели привлечь туристов — так и гостиницу бы построили, и кафе, и на пляже подсыпали песочка и мостик соорудили бы через Сейм, как при Союзе. Люди будут ехать по трассе или 23 километра из Конотопа, искупаются, перекусят — и будет Батурину копейка. А то у нас одна гостиница с кафе на трассе - и то очень дорогая. Асфальт бы положили не только на 100 метров съездов с центральной улицы, а немного дальше. Потому как сейчас на дороге к рынку или автостанции — ямы по колено.
Четкой трактовки термина город в законодательстве нет. Рекомендуют городом называть населенный пункт, насчитывающий более пяти тысяч жителей. Основное занятие жителей города — не сельское хозяйство. Но, учитывая историческое прошлое, значение и прочее, возможны исключения три предоставлении статуса города
Возле горсовета встречаем двух молодых мужчин с бензопилами. Зарабатывают тем, что пилят тополя. С ними рассчитываются деревом — его вальщики продают на дрова.
— Хуже всего, что нет работы, — говорят 31-летний Евгений Божок и 21-летний Александр Герман. — В бывшем колхозе платят по 600 гривен в месяц, дояркам - по 400. Ребята были рады за тысячу в месяц работать подсобниками на реставрации, хотя за ту же работу западенцам платили по шесть-семь тысяч.
- Работы на реставрациях не было только тем, кто работать не хотел, — говорит городской председатель. — Часто наш батурин-ский мужик пропьянствует месяц на берегу Сейма, хотя жене каждое утро говорит, что идет на работу. Потом получит зарплату тысячу гривен и плачется, что платят мало. Я на таких прошлым летом насмотрелся — подрядчиков много, если выгонят батуринца за пьянку из одного треста — идет в другой. По кругу.
При Мазепе было 30 мельниц
Времена Мазепы — период наибольшего расцвета Батурина. Если в 1666 году здесь насчитывалось 820 дворов, то в 1708 году — уже больше 1000. В Батурине добавилось казацкой старшины и канцеляристов. Старшина строила каменные дома, немало кирпичных сооружений было и в самой крепости: склады, казна, церкви. К двум церквям, которые уже были, при Мазепе добавилось еще пять.
Крепость под управлением Адама Зерникау была перестроена на голландский манер. Она была одной из самых больших на Левобережье. Окруженная с трех сторон глубоким рвом и земляным валом, крепость имела высокие дубовые стены, шесть угловых башен и две — над воротами. Каменные церкви, которые разместились в замке, имели также и оборонное значение. Внутри стояла еще одна мини-крепость, цитадель со складами пороха, зерна, гетманской казной. Оборонное сооружение имело ряд потайных ходов.
Отдельно, на Гончаровке, Мазепа построил трехэтажный дворец. Внутри здание было изысканным, в нем хранилась большая библиотека и коллекция оружия.
В городе был церемониальный оркестр, хор. При генеральной военной канцелярии специальное учебное заведение, канцелярский курень, готовило служащих для гетманщины. Действовала почтовая станция. Были развиты портняжное, кузнечное, ювелирное ремесла, чумацкий промысел, винокурение. На реке Сейм стояло 30 мельниц. Мастерские изготовляли цветные глазурованные изразцы. Производили также поташ, стекло и добывали из болот железную руду, выливали пушки и церковные колокола.
Разумовский хотел сделать мини-Петербург
Сожженный в 1708 году и ограбленный русскими солдатами город 40 лет оставался пустошью. Гетманскую столицу перенесли в Глухов, а в Батурине даже запретили селиться. Возрождение пришлось на времена гетмана Кирилла Разумовского. В 1750 году он становится гетманом и получает указ российской императрицы — «резиденцию свою иметь в Батурине и бывший там город восстановить... миниатюрною копиею со двора Петербуржского». По плану реконструкции должны появиться каменные сооружения генеральной канцелярии и генерального суда, гетманской усадьбы, больницы, церквей и школ. Закладывают новые улицы, строят заводы. Гетман сооружает дворец, где ни он, ни его потомки не успевают пожить. Разумовского изгоняют из Украины, его дети живут в Австрии. Сооружение то достраивают, то разворовывают. Реставрацию дворца Разумовского начинали пять раз, и только в прошлом году разместили здесь исторический музей.
Геннадий Гнып, еженедельник «Гарт», № 16 (2404)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Батурин, Геннадий Гнып