О планах разрешить всем украинцам носить травматическое оружие в самом конце прошлого года сообщил министр внутренних дел Украины Юрий Луценко. Попробуем разобраться, в каком состоянии находится эта инициатива сегодня и что она принесет гражданам.
Вечер, темно, вокруг ходят нетрезвые странного вида люди... Страшно. С газовым баллончиком в кармане — уже не так страшно. А как будет чувствовать себя человек, у которого в кармане пистолет?
***
Делая свое заявление в эфире одного из центральных телеканалов, Юрий Луценко обещал разработать всю нормативную базу в январе. Как видим, уже март, а о новинках ни слуху ни духу. Даже в МВД разводят руками, мол, по телевизору-то мы слышали, но никаких указаний по этому поводу не получали. В перелопаченном Интернете самая свежая информация по этому поводу датируется 18 февраля: главный милиционер отчитывается о том, что проект постановления уже прошел коридоры министерства юстиции и теперь ждет своей очереди, чтобы быть прочитанным в кабинете министров.
То есть, пока никаких указаний нет, можно размышлять на эту тему исключительно гипотетически: «А что будет, если»...
Пистолет, но не пистолет
— Прежде всего, — акцентирует внимание начальник областной разрешительной системы Вячеслав Примак, — нужно понимать: то, что в народе называют травматическим оружием, на самом деле им не является.
То, что собираются разрешить носить украинцам, называется так: устройство отечественного производства для отстрела патронов, оснащенных резиновыми или аналогичными по своим свойствам снарядами несмертельного действия. Если говорить проще, то можно использовать термин «спецсредства самообороны». О том, что пули несмертельны, убеждает сам министр — были проведены экспертизы, которые окончательно засвидетельствовали их безопасность.
Характерно, что никто еще не знает, будут ли предложены украинцам те самые модели устройств, которые сейчас продаются в оружейных магазинах, или же ко времени разрешения будут разработаны какие-то новые их виды. Пока что единственным производителем санкционированных «пистолетов» названо Казённое научно-производственное объединение «Форт» МВД Украины, которое находится в Виннице. Почему такое разрешение выписано именно ему и как поведут себя другие производители, пока неизвестно. Но этот факт наводит многих на мысль, что милицейская инициатива — это одна из возможностей финансово поддержать МВД.
В здравом уме и твердой памяти
Сегодня носить травматические спецсредства самообороны имеют право народные депутаты, работники правоохранительных органов, судьи и их семьи, дружинники, журналисты и еще некоторые категории. Если же покупать и использовать спецсредства разрешат всем украинцам, не приведет ли это к полному хаосу на улицах?
***
Многие страхи, которые возникают у обычного человека в связи со словом «оружие», развеиваются в ходе разговора с профессионалами оружейного дела. С тем, что будущие «пистолеты» — совсем не пистолеты, оттого и действие у них не страшное, мы уже разобрались. Идем дальше.
Страх №1. Если каждому дать в руки «оружие», по улицам будет страшно ходить.
Не совсем так. Все же, разрешать ношение спецсредства с резиновыми пулями будут не всем. Система получения разрешения действует уже много лет, и наплыв желающих она — уверяет начальник разрешительной системы — без сомнения выдержит. Чтобы иметь право носить при себе травматическое оружие, нужно сначала пройти медицинскую комиссию (в том числе нарколога), предоставить в разрешительную систему справку о несудимости, выдержать проверку своей репутации у участкового инспектора и, наконец, пройти обучение в тире.
Правовые и материально-технические основы владения оружием в единственном областном тире в 2008 году изучали более 1300 человек.
— Сейчас мы проводим обучение два дня в неделю, — рассказывает директор Черниговского стрелково-спортивного клуба Петр Татаренко. — Но в случае необходимости мы будем проводить занятия хоть каждый день — и потребности всех желающих удовлетворим.
Ко всей сложности получения разрешения можно дописать еще и финансовую сторону. Тут все легко посчитать: обучение в тире — 115 гривен, несрочная справка о несудимости — 26 гривен, услуги разрешительной системы — 200 гривен, медкомиссия — это уже кому как повезет.
То есть, только все документы будут стоить около 400 гривен. А к ним ведь еще и само «средство» хорошо было бы купить — те модели, которые продаются сейчас, стоят от 1400 до 3000 гривен.
— Я считаю, что ценовой сегмент этого товара также будет служить сдерживающим фактором для граждан, — рассуждает стрелок-любитель Александр Мороз. — Ведь многие боятся, что эти «пистолеты» будут использовать для мелких грабежей, а для таких грабителей, которые за телефонами охотятся, такое удовольствие далеко не по карману.
Что касается бандитов, то милиционеры говорят: из зарегистрированного оружия никто не стреляет.... То есть, кому надо — тот его и так имеет, вне закона.
Страх №2. Наши умельцы даже из безопасного оружия могут сделать опасное. Да и его несмертельность, в которой убеждает министр, весьма сомнительна...
Это не так. Конечно, говорить о возможных новых моделях и об их характеристиках еще никто не может, но Вячеслав Примак, с высоты своего опыта, не видит возможности переделать средство для отстрела резиновых пуль в более мощное:
— Дуло у этих средств сужается к концу. Получается, что резиновая пуля сжимается, а потом выталкивается. Сомневаюсь, что вместо нее можно поставить, например, металлический шарик: зазор между ним и стенками дула не позволит вытолкнуть его наружу.
Что касается абсолютной несмертельности средств, то это — отмечают все специалисты — очень субъективное их качество. На курсах в тире делают большой акцент на том, что даже безобидные резиновые пули нельзя пускать в определенные зоны тела: лицо, шею, пах. Если же стрелок допустит ошибку, то, само собой, ответственность ляжет на него, но в самом худшем случае отвечать уже не будет перед кем...
Страх №3. А придурков все же хватает. Если вдруг кто-то по дурости выстрелит — больно же...
Так и есть. Один из работников структуры при МВД, не пожелавший называть свое имя, человек с большим оружейным опытом, высказался так:
— Я однозначно выступаю против того, чтоб давать в руки оружие людям моложе 25 лет. Не то что пистолет или спецсредство, а даже дрючок не давать! Это они там рассказывают, что средство несмертельное. А видели они гематомы вот таких размеров (показывает круг сантиметров 15 в диаметре. — Авт.), которые оставляют после себя резиновые пули на теле? Повезет, если жертва будет в кожаной куртке или дубленке. А если в легко одетого человека расстрелять обойму, он на месте от болевого шока умрет.
Если разрешения даются, значит, это кому-то нужно
Украина далеко не первая страна, гражданам которой разрешается носить «что-нибудь» для самозащиты. В США, а также в Молдове, Чехии, Грузии, странах Прибалтики, Польше можно и короткоствольное огнестрельное оружие носить — видимо, именно благодаря новостям из этих стран украинцы и относятся с недоверием к любым опасным вещам в карманах сограждан.
Хотя статистика настаивает на своем: с разрешением гражданам носить короткоствольное оружие уличная преступность в этих странах уменьшилась. Хотя в Великобритании, к примеру, где последние 10—15 лет резко ужесточилось оружейное законодательство, она возросла.
Из самых близких к нам стран, у которых есть опыт общения с вооруженными гражданами, — Россия. Там, говорят, этот факт до сих пор полемизируется, но особых неприятностей спецсредства защиты пока никому не причиняли. Возможно, это потому, что в России есть закон об оружии. В Украине его не было и нету.
***
Кому и для чего нужны спецсредства? Да каждому и нужны, для самозащиты. Правда, Александр Мороз, исходя из своего опыта говорит, что оружие дает человеку чувство не защищенности, а псевдозащищенности. Ведь знал же что-то важное Редьярд Киплинг, когда сказал: «Не хочешь быть застреленным — не носи револьвер».
Анна Прейс, еженедельник «Взгляд», №11 (092)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: оружие, пистолет, самооборона, МВД, Анна Прейс