GOROD.cn.ua

Алла Воронова: «Родители обязаны искать помощь. Тем более, что она рядом…»

Мировая статистика говорит о продолжающейся экспансии наркотических средств среди молодежи, как самой уязвимой социальной группы населения.



Сегодня мы пригласили в редакцию врача-нарколога Черниговского областного наркологического диспансера Воронову Аллу Павловну, чтобы задать ей несколько вопросов о тех аспектах проблемы наркомании, которые сейчас выступают на первый план.

- Алла Павловна, что Вы считаете сейчас наиболее актуальным в борьбе с распространением наркомании?

- Все то, что всегда, т.е. весь комплекс усилий тех органов и учреждений, которые непосредственно занимаются этой проблемой. Борьба, я бы сказала, не должна ни на минуту ослабляться, потому, что, как правильно отмечают некоторые авторитеты, "наркомафия бессмертна", она не уступает свои позиции, мы это четко должны знать. Но приходится признать, и социальные причины не теряют свою актуальность.

- Что Вы имеете ввиду?

- Дело в том, что последние два года получили распространение среди подростков такие препараты как «эффект» и «колдакт», являющиеся комплексными фармпрепаратами против гриппа и простуды. Они продаются без рецептов и имеют доступные цены. Опасны они тем, что содержат в себе эфедрин или псевдоэфедрин, которые в результате простой химической обработки в домашних условиях можно превратить в опасный, высокотоксичный наркотик - эфедрой. Привыкание к нему наступает с первых же доз. Через 2-3 месяца развивается выраженная зависимость, которая требует определенного лечения, потому что иначе течение болезни сильно прогрессирует. Через 1,5-2 года появляются грубые расстройства центральной нервной системы в виде расстройства речи, координации движений, расстройства сна, настроения, памяти, снижение умственных способностей, воли, человек становится фактически инвалидом.

- В чем же Вы видите социальные причины распространения среди молодежи опасных препаратов?

- Получая школьное образование и вступая во взрослую жизнь, подростки проявляют личностную незрелость, эмоциональную нестойкость, отсутствие четких жизненных планов и целей, размытые нравственные требования к себе и окружающим. Это далеко не весь перечень дефектов как образования, так и воспитания, которые формируют нездоровый интерес ко всему, что может «развеселить», «расслабить». Ажиотаж, вседозволенность в сфере развлечений приводит в 80 - 85 % случаев к первому знакомству с запрещенным зельем. Этому способствует и ограниченная возможность продолжения образования после окончания школы, а также трудоустройства подростков. Практически, оставаясь на распутье, они не знают чем заняться, куда себя деть. Вынужденное безделье затягивает не на месяцы, а на годы. Я считаю это фундаментом проблемы ранней алкоголизации и наркотизации молодежи.

- Алла Павловна, Вы назвали социальные причины, приводящие к употреблению наркотиков. Значит, есть и другие?

- Да, конечно. Это медицинский аспект проблемы. Она основывается на коварстве тех свойств, которыми обладают наркотики и другие психоактивные вещества: их способность вызывать на первых порах приятные ощущения, душевный комфорт, чувство легкости, радости и т. д. Через некоторое время потребитель этих средств оказывается в плену зависимости. Чтобы ее побороть, нужны усилия. Но человек уже лишен самоконтроля, самокритики, воля ослаблена. Оценка происходящего отсутствует, в буквальном смысле человек в плену своих ощущений и иллюзий; он не способен разделить тревогу и страх своей семьи, не осознает, что нарушает закон.

- Вы сказали, что высокотоксичный наркотик эфедрой сейчас получил довольно широкое распространение среди подростков. Что этому способствует?

- Наряду с уже отмеченным, сказывается и недостаточная информированность подростков о страшных последствиях эфедроновой наркомании. Если наркотики опийной группы давно известны в молодежной среде, то эфедрой - нет. Даже врачи в своей практике вплотную столкнулись с последствиями этой страшной зависимости только в последние 2 года.

- Алла Павловна, что бы Вы посоветовали родителям подростков, чтобы семья избежала этой беды?

- Важно сохранить доверительность и теплоту в отношении взрослеющих детей. Если родители сохраняют оптимальность семейных отношений, т.е, нет чрезмерной опеки и она не переходит в родительский диктат, то чтобы ни случилось, оно не выйдет из поля родительского зрения. Например, если появились эпизоды, когда сын или дочь без причины веселы, суетливы, бездеятельны и не могут объяснить свое поведение, то нельзя оставлять это без внимания. Если часто просят деньги, не объясняя для чего они нужны, а еще хуже, - берут их без спроса, это уже серьезно должно насторожить родителей.

Повторяю, большую проблему составляет незанятость подростка. Нет возможности устроить на работу, не хочет учиться? Родители должны быть настойчивы и терпеливы, чтобы сформировать цели и интересы, найти пути их реализации. В худшем случае вменить домашние обязанности, чтобы подросток чувствовал себя нужным, востребованным, развивал чувство ответственности.

- Что же делать, если появились подозрения, но подросток не признает факт знакомства с наркотиком?

- Если появилось подозрение, а признания нет, нужно твердо заявить об этом в семейной беседе, спокойно, без грубости и обвинений. Сделать все возможное, чтобы добиться доверия и признания. В случае отсутствия такового, возникает необходимость обратиться за консультацией к врачу-наркологу, чтобы получить полную информацию специалиста о конкретной семейной ситуации. Чем раньше семья поставит вопрос о необходимости специализированной помощи, тем быстрее и проще удается прекратить процесс пагубного влияния наркотика на психическое и физическое здоровье подростка. Для этого есть все необходимое: при областном наркологическом диспансере работает центр медикопсихологической помощи подросткам, где есть психолог, психотерапевт, врач-нарколог.

- Какую профилактическую работу выполняет этот центр?

- Ежегодно составляется комплексная профилактическая программа, согласованная со всеми городскими структурами по делам молодежи. Дважды в год учащиеся всех учебных учреждений города осматриваются врачами для раннего выявления случаев потребления психоактивных веществ, запрещенных законом Украины к немедицинскому употреблению. Выявленные лица приглашаются к психологу и психотерапевту для проведения коррекции поведения в необходимых случаях. Проводятся беседы, читаются лекции в аудиториях, проводятся брейнринги по актуальной тематике. Есть одна проблема во всем этом. Лица, которые рано подвергаются воздействию наркотиков эти мероприятия не посещают. Эта, так называемая «группа риска», остается, к сожалению, вне поля зрения и влияния и семьи, и общества. Иногда родители признают свое бессилие, что очень печально. Они обязаны искать помощь, тем более, что она рядом. Мы готовы ее оказать.

* * *

«2137 человек состоит на учете в областном наркологическом диспансере на сегодняшний день. Смело умножайте эту цифру в четыре-пять раз и вы получите представление об истинных размерах трагедии. Это и будет настоящая статистика, касающаяся проблемы», - такую картину представил журналистам главный врач черниговского облнаркодиспансера Петр Седень во время встречи с представителями СМИ, которая состоялась в пресс-клубе реформ.

Подготовила Марина Дашкова, еженедельник «7 Дней» №26 (84), 25 июня 2003 года

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Алла Воронова, наркомания, «7 Дней», Марина Дашкова